Понятие профессионально-педагогического общения

Тема 4. Профессионально-педагогическое общение в структуре социально-педагогического взаимодействия

 

1. Понятие профессионально-педагогического общения.

2. Функции профессионально-педагогического общения.

3. Содержание профессионально-педагогического общения.

4. Принципы, методы, приемы, средства профессионально-педагогического общения.

5. Стили и структура педагогического общения.

Литература

1. Кан-Калик В.А. Учителю о педагогическом общении. – М., 1981.

2. Краткий психологический словарь / Под ред. А.В. Петровского. – М., 1985. – С. 213.

3. Леонтьев А. А. Педагогическое общение. – М., 1979.

4. Лобанов А. А. Педагогика общения. – Владимир, 1995.

5. Парыгин Б.Д. Анатомия общения: Учеб. пособие. – СПб., 1999.

6. Рыданова И. И. Основы педагогики общения. – Минск, 1998.

 

 

Как важнейшая составная часть человеческого бытия, общение присутствует во всех видах человеческой деятельности. Но в ряде профессий (педагог, врач, юрист, журналист и др.) оно превращается в категорию профессионально значимую, лежащую в природе профессии, выступает не как обычная форма человеческого взаимодействия, а как категория функциональная.

Под профессионально-педагогическим общением понимается система взаимодействия педагога и воспитуемых, содержанием которого является обмен информацией, познание личности, оказание воспитательного воздействия. Собственно педагогическим общение становится тогда, когда обусловлено целями, заранее специально осмысливается и программируется воспитателями. Педагогическое общение характеризуется целенаправленностью, сознательной постановкой цели, стремлением педагога решить в процессе и в результате общения определенные учебные, образовательные, развивающие и воспитательные задачи.

Подчеркивая значимость воспитательно-дидактических функций педагогического общения, А. А. Леонтьев отмечает, что «оптимальное педагогическое общение ¾ такое общение учителя (и шире педагогического коллектива) со школьниками в процессе обучения, которое создает наилучшие условия для развития мотивации учащихся и творческого характера учебной деятельности, для формирования личности школьника, обеспечивает благоприятный эмоциональный климат обучения (в частности, препятствует возникновению психологического барьера), обеспечивает управление социально-психологическими процессами в детском коллективе и позволяет максимально использовать в учебном процессе личностные особенности учителя» .

Педагогическим называют не только общение учителя с учениками, но и с другими участниками учебно-воспитательного процесса (учитель ¾ учитель, учитель ¾ родитель, учитель ¾ директор школы и др.).

Роль правильно организованного педагогического общения особенно велика, потому что атмосферу обращенности к развитию личности школьника создает именно учитель.

Если сравнить по психологической значимости роль педагогической деятельности и педагогического общения, то второе важнее. По словам Марковой А. К., технология передачи знаний отступает на второй план по сравнению с той атмосферой, которую учитель создает для развития личности ученика .

В. А. Сухомлинский считал важным признаком педагогической культуры учителя его непосредственное обращение к уму и сердцу воспитанника. Слово учителя павлышский педагог считал незаменимым инструментом воздействия на душу ребенка: «Каждое слово, звучащее в стенах школы должно быть продуманным, мудрым, целеустремленным, полновесным и ¾ это особенно важно ¾ обращенным к совести живого, конкретного человека, с которым мы имеем дело...»

Слово учителя, по мнению В. А. Сухомлинского ¾ прежде всего орудие человечности, чуткости, терпимости: «В устах воспитателя слова ¾ такое же могущественное средство, как му­зыкальный инструмент в руках музыканта, как краски в руках живописца, как резец и мрамор в руках скульптора. Как без скрипки нет музыки, без краски и кисти ¾ живописи, без мрамора и резца ¾ скульптуры, так без живого, трепетного, волнующего слова нет школы, педагогики...

Успех целенаправленного и организованного педагогического общения зависит от целого ряда условий. Необходимо глубокое знание учителем-воспитателем особенностей социального, психического, возрастного, индивидуального развития детей, понимание их эмоционально-психологических состояний на момент вовлечения в общение.

В исследованиях С. В. Кондратьевой обнаружено, что по мере повышения уровня понимания детей меняется количественно-качественная характеристика способов общения учителя с этими детьми: уменьшается общее количество воздействий, увеличивается количество положительных оценок личности учеников, независимо от их успеваемости, требования и приказы сменяются советами и просьбами, чаще проявляется умение предвидеть результативность воздействия .

Профессионально-педагогическое общение представляет собой взаимодействие учителя-воспитателя со своими коллегами, учащимися и их родителями, с представителями органов управления образованием и общественности, осуществляемое в сфере его профессиональной деятельности.

Это понятие несколько шире понятия «педагогическое общение», используемого в педагогической литературе. «Педагогическое общение, – отмечает А.А. Леонтьев, – это профессиональное общение преподавателя с учащимися на уроке или вне его (в процессах обучения и воспитания), имеющее определенные педагогические функции и направленное (если оно полноценное и оптимальное) на создание благоприятного психологического климата, а также на другого рода психологическую оптимизацию учебной деятельности и отношений между педагогом и учащимися и внутри ученического коллектива».

Профессионально-педагогическое общение выходит за пределы контакта «учитель – ученик» и предполагает взаимодействие педагога с другими субъектами педагогического процесса. Рассмотрим основные характеристики профессионально-педагогического общения.

а) . Цели профессионально-педагогического общения

Как правило, человек вступает во взаимодействие со своими партнерами ради общения.

По целям общение можно разделить на биологическое и социальное в соответствии с обслуживаемыми им потребностями (Р.С. Немов).

Биологическое общение направлено на удовлетворение биологических потребностей, поддержание, сохранение и развитие организма человека.

Социальное общение нацелено на удовлетворение познавательных, творческих, эстетических, нравственных и иных чисто человеческих потребностей. Оно направлено на расширение и укрепление межличностных контактов, на установление отношений с окружающими людьми и социальными группами, на решение задач обучения, воспитания и личностного роста индивида.

Для людей особенно важно именно социальное общение, ибо для них высока значимость чисто человеческого аспекта взаимодействия, непосредственной человеческой составляющей всех контактов между ними, без чего человек будет развиваться лишь как существо биологическое.

Педагог вступает во взаимодействие со своими коллегами, воспитанниками и их родителями, иными лицами, имеющими отношение к его профессиональной деятельности. Это и составляет цели профессионально-педагогического общения. Очевидно, что эти цели, прежде всего, обусловлены общими целями и задачами, стоящими перед системой образования нашего общества, ее основными ориентирами.

В авторитарной педагогике, «педагогике необходимости» (О.С. Газман), взаимодействие трактовалось как воздействие педагога на ученика, как обусловленность поведения ребенка соответствующими действиями взрослого, а также как готовность ребенка принять воспитывающее воздействие взрослого.

Гуманистическая педагогика имеет другие ориентиры. Она исходит из того, что объектом обучения и воспитания не может выступать ни отдельная личность, ни коллектив класса или школы. Объектом педагогической работы может являться лишь образовательный материал – содержание учебных планов и программ, учебные пособия, дидактические разработки, различные модели и ситуации, нравственные ценности и т.п. Этот материал осваивается субъектами образования в процессе совместной деятельности и общения.

Гуманистическая педагогика ставит в центр педагогического мироздания личность ребенка и строится на признании и педагога, и воспитанника субъектами взаимодействия в совместной деятельности и общении. Она предполагает взгляд на ребенка как самоценное, саморазвивающееся динамическое явление, обладающее своей собственной логикой развития (саморазвития), которую нельзя игнорировать или видоизменить, а можно лишь «вписаться в нее» (О.С. Газман), приняв личность ребенка таковой, какая она есть. Цели гуманистического общения изначально ориентированы на воспитанника, во многом определяются его особенностями и могут изменяться в ходе общения.

Ценностью для человека является все, что имеет для него определенную значимость, личностный или общественный смысл. Это могут быть предметы, явления или их свойства, имеющие положительную значимость для личности, т.е. удовлетворяющие потребности личности, вызывающие положительные эмоции. Ценности играют очень важную роль в жизни человека: они намечают и интегрируют его позицию по отношению к разным объектам, помогают ему оценивать одни из них положительно, другие – отрицательно, а третьи – признать особо значимыми для себя.

Человечество за многие века своего развития накопило достаточно много ценностей, которые могут служить ориентирами, как в воспитательной работе учителя, так и в процессе самовоспитания школьников. Речь идет об общечеловеческих ценностях, которые вырабатывались и отбирались на протяжении всей истории развития человеческих цивилизаций, выдержав испытание временем.

В определении общечеловеческих ценностей существует несколько подходов или уровней.

Первый из них – уровень религиозного сознания, включающий в себя церковные догмы и учения, религиозные нравы и традиции. Здесь мудрость многих поколений нашла отражение в готовых постулатах веры. Такие заповеди, как «Не убий!», «Не укради!», являются нравственным ориентиром для многих людей.

Второй – это уровень житейского сознания, где бытуют морально-нравственные установки, регулирующие человеческое общежитие и отношения между людьми. В их основе – «золотое правило нравственности»: относись к людям так, как ты хочешь, чтобы они относились к тебе. Это правило ориентирует на формирование у себя доброты, порядочности, трудолюбия, скромности, милосердия и других черт характера, составляющих образ хорошего человека.

Третий уровень – это ценности более высокого порядка, ориентация на которые также способна рождать в человеке добрые черты, высоконравственные потребности и поступки.

В.А. Караковский выделяет восемь таких ценностей:

1. Земля – общий дом человечества, вступающего в новую цивилизацию XXI века. Земля людей и живой природы.

2. Отечество – единственная, уникальная для каждого человека Родина, данная ему судьбой, завещанная его предками.

3. Семья – начальная структурная единица общества, естественная среда развития ребенка, закладывающая основы личности.

4. Труд – основа человеческого бытия, наиболее полно характеризующая сущность человека.

5. Знания – результат разнообразного, и, прежде всего творческого, труда. Знания ученика – критерий труда учителя.

6. Культура – великое богатство, накопленное человечеством как в материальной, так и в духовной жизни людей.

7. Мир – покой и согласие между людьми, народами и государствами, главное условие существования Земли и человечества.

8. Человек – абсолютная ценность, «мера всех вещей», цель, средство и результат воспитания.

Существуют и другие подходы. Очевидно, что существенным в системе ценностей является не количество используемых характеристик и не последовательность их расположения. Сам принцип ценностной ориентации нацеливает педагога на постоянное раскрытие перед воспитанниками ценностной сущности окружающего мира, в том числе и мира человеческого общения.

Необходимо отметить, что процесс ориентации школьника на те или иные ценности не проходит гладко.

С одной стороны, каждый человек изначально, с момента своего рождения, находится в мире культуры и имеет возможности для взаимодействия с ней. С первых лет своей жизни он усваивает язык, знакомится с произведениями музыкального и изобразительного искусства, приобщается к определенным правилам поведения, к существующим в обществе традициям и нравам. В своей деятельности, а также в своих поступках, мыслях и переживаниях школьник имеет возможности опираться на общечеловеческие духовные и нравственные ценности, на накопленный опыт общения и мировосприятия. Культура способна задать каждому из нас систему ценностных представлений, послужить базой для постановки и реализации познавательных, практических и личностных задач.

В то же время одно лишь присутствие человека внутри культурного пространства не гарантирует ему присвоения культурного опыта и ценностей культуры. Система ценностей у личности не возникает сама. Напр., наличие книг в доме далеко не всегда приобщает детей и взрослых к чтению. Аналогично само по себе нахождение ученика на уроке не всегда способствует тому, чтобы он познал законы природы или исторические факты.

Ученик не может просто «взять» и «перелить в себя» существующие знания или иные культурные ценности. Он непременно должен переоткрыть их для себя, т.е. пропустить через свое сознание, пережить своими эмоциями, утвердить для себя. Должна состояться личная встреча ученика с культурной ценностью. «Культурные ценности, – отмечает М.М. Бахтин, – суть самоценности, и живому сознанию должно приспособиться к ним, утвердить их для себя... Этим путем живое сознание становится культурным, а культурное – воплощается в живом... Всякая общезначимая ценность становится действительно значимой только в индивидуальном контексте».

Процесс принятия и присвоения ценностей, называемый интериоризацией, включает ряд условных этапов: познание ценности; перевод информации о ней на собственный индивидуальный язык; активную деятельность субъекта, в результате которой познанная ценность принимается или отвергается; включение познанной ценности в личностно признанную систему ценностей; изменение личности, вытекающее из принятия или отрицания ценности.

Общение с педагогом способствует направлению активности ученика на присвоение культурных ценностей и трансформации общечеловеческих ценностей в личностные ценности ученика.

Если личная встреча школьника с культурной ценностью не состоится, то она (культурная ценность) останется вне ученика и будет для него непонятной и ненужной. В результате «за бортом» сознания ученика могут остаться и элементарные законы природы, и исторические события, и произведения литературы и искусства, и правовые нормы, и нравственные ценности общества.

В таком случае могут утвердиться псевдоценности, когда круговая порука подменяет дружбу, бандитская разборка является единственно верным способом выяснения отношений, а сексуальные отношения трактуются как любовь.

Таким образом, профессионально-педагогическое общение – это всегда целенаправленный процесс. Цели такого общения заключаются в том, чтобы: 1) создавать условия для субъект-субъектного взаимодействия со своими учениками и их родителями, с коллегами и представителями различных администраций и общественных организаций; 2) «читать» и понимать как свое поведение, так и доведение всех субъектов педагогического общения, чтобы использовать свою поведенческую грамотность для приобщения своих партнеров к культурным ценностям общества.