Сущность и функции общения в социально педагогической деятельности

Общение как специфическая характеристика жизнедеятельности образовательно-воспитательных учреждений

 

Изначально общение выступало базовой категорией социальной психологии и определялось как взаимодействие двух или более людей с целью обмена познавательной, эмоционально-оценочной и иной информацией. В конце 60-х – начале70-х гг. прошлого столетия появилось понятие «педагогическое общение», которое стало использоваться отечественными психологами и педагогами.

Очевидно, что педагогическое общение как феномен учебно-воспитательного процесса существует столько, сколько существует школа как социальный институт по обучению и воспитанию людей. Везде, где хотя бы один человек начинает взаимодействовать с другим человеком (или группой людей) как учитель – ученик или воспитатель – воспитанник, там непременно возникают проблемы педагогического общения.

Однако понятия «педагогическое общение», «профессионально-педагогическое общение» стали предметом специальных научно-педагогических исследований сравнительно недавно – в 70 – 80-е гг. XX в.

«Общение» как житейское понятие и «общение» как психолого-педагогическое понятие не совпадают по своему значению.

Как известно, в школах гуманистической ориентации акцент в обучении смещается с передачи знаний на создание педагогических условий для развития творческого потенциала каждого ученика. Поэтому характер учебно-воспитательного процесса изменяется в сторону ориентации на особенности личности ученика, максимальный учет его индивидуальных возможностей, способностей, интересов.

Для гуманистического общения характерно проявление эмпатии, т.е. восприятие и понимание партнера через «вчувствование» в другого, «перевоплощение в него», «вживание в его мир». Такое общение предполагает искреннее, доверительное отношение учителя к каждому своему ученику, готовность педагога к сотрудничеству, как с высокоразвитым, так и с недостаточно развитым в интеллектуальном или физическом плане учеником.

Ученик не рассматривается в качестве объекта приложения усилий со стороны учителя, а выступает как равноправный партнер педагога в познавательном процессе. Каждый ученик имеет не только какой-то запас научных знаний, но также и право на свое понимание роли этих знаний в его личной жизни, право на свое отношение к каждому взаимодействующему с ним учителю.

Таким образом, гуманистическая педагогика нацелена на организацию субъект-субъектного взаимодействия педагога со своими воспитанниками, на создание условий для вступления в диалог с каждым из своих партнеров.

Такое взаимодействие не может быть самоцелью. Прежде всего, оно должно способствовать ориентации воспитанника в мире ценностей, должно быть нацелено на оказание ему помощи в выстраивании собственной системы ценностей.

Гуманистическое общение диалогично, т.е. основано на диалоге. Термин «диалог» означает множество смыслов или разные смыслы. Общение через диалог рассматривается как условие реализации субъект-субъектных отношений. Оно предполагает не поочередный обмен информацией, а совместный поиск общих позиций, понимание точек зрения партнера, уважительное отношение к иному мнению, взаимную дополняемость позиций участников общения, соотнесение которых и является целью диалога. В диалоге каждое сообщение (послание) рассчитано на его интерпретацию собеседником и обратное возвращение в обогащенном, интерпретированном виде для дальнейшей обработки другим партнером.

Монолог предполагает использование отдельных сообщений, направленных от источника информации к ее потребителю. Монологическое общение подразумевает доминирование во взаимодействии единого смысла, единой воли одного из участников общения (напр. учителя), что должно быть безоговорочно принято остальными участниками (напр. учениками).

Следовательно, в монологическом общении активен в основном лишь один из участников, направляющий свою активность на другого участника, который может быть менее активным и даже пассивным, а в диалогическом общении активны все участники, все субъекты общения.

В системе диалогического общения активность педагога направляется и на личность партнера по общению, и на предмет общения, в качестве которого могут выступать учебные задачи, теоремы, исторические факты, особенности литературных героев и т.п. В этом заключается один из существенных педагогических смыслов диалогического общения, его гуманистический характер. В таком общении учитель непременно учитывает личностные особенности ученика: его интересы, способности, настроение в момент взаимодействия.

Наряду с этим, вступая в диалог относительно тех или иных исторических событий или природных явлений, учитель и ученик могут не соглашаться с точкой зрения партнера и вступать в полемику. Однако в диалогическом общении они не задевают личностных особенностей друг друга, не обижают и не оскорбляют личного достоинства партнера и, следовательно, не создают условий для взаимных уколов и обид.

Не следует путать монологическое общение как способ взаимодействия с партнерами и монолог как способ изложения учебного материала учителем или учеником. Ведь в учебном процессе школы монолог как один из дидактических приемов занимает определенное место и широко используется преподавателями, особенно в таких организационных формах обучения, как лекция и семинар.

Необходимо отчетливо понимать, в каких случаях можно оптимально использовать простое сообщение, монолог, а в каких наиболее эффективен диалог как непосредственное взаимодействие всех субъектов педагогического процесса.

Важно, чтобы учитель не рассматривал своих учеников в качестве пассивных объектов приложения своих усилий, а подходил бы к ним как к активным участникам совместного учебного процесса. Тогда любая исходящая от него информация будет приобретать личностный смысл для каждого ученика.

 

4.Уровни общения; социально-ролевой, деловой, интимно-личностный. Разновидности общения

В психолого-педагогической литературе используются понятия «типы» и «виды» общения как определенные разновидности этого феномена. Единого подхода к тому, что считать типом, а что – видом общения ученые, занимающиеся проблемами профессионально-педагогического общения, не придерживаются.

Б.Т. Парыгин под типами общения понимает различия в общении по его характеру, т.е. по специфике психического состояния и настроения участников коммуникативного акта. По мнению ученого, типологические разновидности общения носят парный и одновременно альтернативный характер: деловое и игровое общение; безлично-ролевое и межличностное общение; духовное и утилитарное общение; традиционное и инновационное общение.

Напр., для делового общения характерны довольно жесткая регламентация, строгая заданность отношений между партнерами, складывающихся в ходе их взаимодействия. В любом деле можно выделить руководителя и подчиненного, более компетентного и менее компетентного специалиста, учителя и ученика. Подобная иерархия достаточно устойчиво сохраняется. Результаты делового общения можно предвидеть и прогнозировать.

В игровом общении нет такой жесткости в регламентации отношений между субъектами. Участники игровой коммуникации могут меняться ролями, и уровень их доминирования будет зависеть не от положения начальника или подчиненного, а от проявления лучших качеств партнеров в различных ситуациях игры. Игровое общение несет в себе большой эмоциональный заряд, который способен стимулировать творческую активность, как отдельной личности, так и группы. Результаты игрового общения довольно сложно прогнозировать.

Видовые различия общения обусловлены их предметной направленностью. В этой связи правомерно говорить об особенностях и специфике политического, религиозного, экономического общения. Напр., предметом политического общения выступают сфера политики, взаимодействие политических партий и т.п..

При таком подходе, очевидно, что педагогическое общение представляет собой один из видов общения. Предметом педагогического общения является сфера образования, в которой осуществляется взаимодействие учителей и воспитателей со своими коллегами, учениками и их родителями вокруг вопросов, связанных с обучением и воспитанием учащихся.

При рассмотрении особенностей, присущих общению учителя с классом или с отдельным учеником целесообразно использовать те или иные типологические характеристики общения. Напр., мы можем говорить о деловом или игровом общении на уроке, об особенностях психических состояний и настроении учащихся в процессе этого общения.

Несколько иного взгляда на описание разновидностей общения придерживается А.А. Леонтьев. Ученый утверждает, что в исследовании общения неправомерно принимать за простейшую «клеточку» анализа «чистое» межличностное общение в диаде, поскольку каждый человек представляет собой совокупность (ансамбль) общественных отношений. Поэтому А.А. Леонтьев исходит из того, что общение – это процессы, осуществляющиеся внутри определенной социальной общности – группы, коллектива, общества в целом, процессы, по своей сущности не межиндивидуальные, а социальные. Они возникают в силу общественной потребности, общественной необходимости и реализуют общественные отношения. Вследствие этого правомерно выделить три вида общения: социально-ориентированное, групповое предметно-ориентированное и личностно-ориентированное.

Примером социально-ориентированного общения могут служить лекция, доклад, телевизионное выступление, где лектор или докладчик выступает как представитель общества и решает с аудиторией конкретные социальные задачи. Допустим, рассматривает экологические проблемы конкретного города или региона.

Групповое предметно-ориентированное общение также нацелено на решение социальных задач – организацию коллективного взаимодействия в процессе совместной деятельности. Это – общение членов конкретного коллектива друг с другом или с представителями другого коллектива. В центре такого общения – проблемы, стоящие перед коллективом, совместная деятельность его представителей. Напр., на классном часе или педсовете обсуждаются вопросы организации какого-либо совместного дела. Коллективное участие в таком деле – это тоже групповое предметно-ориентированное общение.

Личностно-ориентированное общение – это взаимодействие одного человека с другим. Это может быть деловое общение партнеров, обслуживающее конкретную совместную деятельность (напр., подготовку к экзамену, соревнованию или концерту). Но это может быть также общение, в центре которого находится не какая-либо деятельность, а личностные проблемы общающихся, например выяснение отношений между друзьями или объяснение в любви между юношей и девушкой.

Многие исследователи выделяют деловое и личностное общение. Эти термины довольно часто встречаются как в педагогической литературе, так и в обиходе.

Деловое общение (его также называют ролевым или функционально-ролевым общением) направлено на организацию какой-либо совместной деятельности, того или иного дела. В центре такого общения – интересы дела, функциональные обязанности партнеров, вклад каждого из них в достижение результата, а личностные особенности партнеров отодвигаются на задний план.

В центре личностного (или межличностного) общения находятся психологические, физиологические, нравственные и иные личные проблемы партнеров: их интересы, склонности, настроение, отношения с окружающими, самочувствие и т.п. Деловые проблемы не столь значимы для партнеров, дело может подождать, его можно завершить и после решения личных вопросов. В педагогическом процессе деловое и личностное общение довольно тесно переплетаются и неотрывны друг от друга. Учитель не только обращает внимание на то, выполняет или нет ученик его задания. От взгляда опытного педагога не скроются физическое или психическое состояние ученика, его радостное или подавленное настроение, внутренняя тревога, озабоченность чем-либо. И если учитель учитывает это в своей работе, то тем самым он создает условия для того, чтобы ученик обращался к нему не только как к источнику научной информации, а еще и как к умудренному жизнью человеку, способному порадоваться его успеху, поддержать в трудную минуту, дать совет в сложной жизненной ситуации. Через подобное единение в повседневных заботах, в радостях и горестях ученик приходит к учителю за ответами на самые важные для него вопросы о добре и зле, честности и справедливости, дружбе и любви.

В зависимости от продолжительности можно вести речь о кратковременном или длительном общении.

Кратковременное общение скоротечно по времени, состоит из небольшого числа коммуникативных актов, ограничено по содержанию и тематике вопросов, затрагиваемых партнерами. Напр.: «Добрый день!» – «Здравствуйте!»; «Хорошая погода сегодня, не правда ли?» – «Да, приятно выйти на улицу!»

Длительное общение растянуто во времени, включает в себя многочисленные серии коммуникативных актов и может затрагивать по своему содержанию множество различных вопросов, тем, проблем.

Как кратковременное, так и длительное общение может считаться законченным или незаконченным (прерванным) в зависимости от исчерпанности содержания темы или завершенности совместной деятельности.

В общении можно выделить его внешнюю (видимую) и внутреннюю (невидимую) стороны.

Внешняя сторона общения представляет собой систему речевых и неречевых действий человека. Это те видимые и слышимые формы воздействия одного партнера на другого – слова, мимика, жесты, которые легко понимаются как участниками общения, так и сторонними наблюдателями их взаимодействия. Что говорится? Как произносятся слова? Какие жесты и мимические реакции их сопровождают? Насколько эти слова, жесты и мимика соответствуют сложившимся нравственно-этикетным нормам поведения?

На основе внешних проявлений мы можем говорить, что один ученик ведет себя спокойно, а другой агрессивно, можем судить об отношениях учащихся к своему учителю.

Внутренняя сторона общения – это биологические и социальные потребности, мотивы, интересы, чувства и другие побудители взаимодействия людей. Человек в общении с конкретным партнером испытывает, но не всегда проявляет внешне радость, страх, злорадство, беспокойство, озабоченность и т.п. Ученик подошел к учителю и обратился к нему с вопросом – это очевидно и для педагога, и для всех присутствующих в классе. А вот почему ученик это сделал? Что заставило его подойти к учителю? Какие чувства он испытывал в разговоре с педагогом? На подобные вопросы часто затруднятся ответить и учитель, и тем более сторонние наблюдатели его разговора с учеником.

Интересный подход к описанию видов общения предлагает М.С. Каган. Понимая общение как взаимодействие субъектов, ученый исходит из того, что в роли субъекта может выступать как отдельная личность, так и социальная группа, а также определенный социум. Поэтому общение необходимо рассматривать как взаимодействие самых различных субъектов.

Для педагогов, прежде всего, необходимо понимание общения как взаимодействия людей, в процессе которого возможна реализация образовательной и воспитательной функций.

Выделяют следующие уровни общения:

- ритуальный, или социально-ролевой уровень. Целью общения на этом уровне является выполнение ожидаемой от человека роли, демонстрация знания норм социальной среды. Общение при этом носит, как правило, анонимный характер, независимо от того, происходит оно между незнакомыми, знакомыми или близкими людьми;

- деловой, или манипулятивный, уровень; целью такого общения является организация совместной деятельности, поиск средств повышения сотрудничества. Партнеры при этом оцениваются не как уникальные, неповторимые личности, а с точки зрения того, насколько хорошо тони могут выполнить поставленные перед ними задачи, т.е. оцениваются их функциональные качества. Соответственно, общение является психологически отстраненным – доминирует Я- Вы контакт;

- интимно-личностный уровень; цель- удовлетворение потребности в понимании, сочувствии, сопереживании. Для общения на этом уровне характерны психологическая близость, эмпатия, доверительность; доминирует Я-Ты контакт.

Существуют различные подходы к выделению функций общения.

По одной из классификаций:

1. Информационно-коммуникативная функции.я, которая служит для передачи и приема информации с помощью различных вербальных и невербальных средств общения.

2. Регулятивно-коммуникативная, которая заключается в регулировании поведения партнеров по общению через общий стиль деятельности, совместимость людей. Синхронность их действий и т.д.

3. Аффективно-коммуникативная, которая выражается в отношениях между субъектами общения, затрагивает их эмоциональную сферу. В процессе общения происходит обмен эмоциями: сопереживанием, гневом, радостью.

По другой классификации:

1. Инструментальная функция общения, необходимая в совместном труде для процесса управления или передачи информации.

2. Синдикативная функция, предназначенная для сплочения малых и больших социальных групп.

3. Трансляционная функция, которая нужна в процессе обучения для передачи знаний, умений, навыков, оценочных критериев.

4. Функция самовыражения, ориентированная на поиск и достижение взаимного понимания в процессе общения.

Одна из наиболее полных классификаций функций общения:

1) контактная функция – установление контакта как состояния обоюдной готовности к приему и передаче сообщений и поддержанию взаимосвязи в виде постоянной взаимоориентированности;

2) информационная функция – обмен сообщениями, мнениями, замыслами, решениями;

3) побудительная функция – стимуляция активности партнера для направления его на выполнение его на выполнение определенных действий;

4) координационная функция – взаимное ориентирование и согласование действий при организации совместной деятельности;

5) функция понимания – адекватное восприятие и понимание смысла сообщения и взаимное понимание намерений, установок, переживаний, состояний;

6) эмотивная функция – обмен эмоциональными состояниями, возбуждение в партнере нужных эмоциональных переживаний, а также изменение с его помощью своих эмоциональных переживаний и состояний;

7) функция установления отношений – осознание и фиксация своего места в системе ролевых, статусных, деловых, межличностных и прочих связей сообщества, в котором действует индивид;

8) функция оказания влияния – изменение состояния, поведения, личностно-смысловых образований партнера ( Куницына, В.Н., Казаринова, Н.В., Погольша, В.М. Межличностное общение/ В.Н. Куницына – СПб., 2001).

.Еще один подход:

1. Коммуникативная, обслуживающая связь человека с миром.

2. Когнитивную, проявляющуюся в осмыслении восприятия значений посредством представления, мышления, воображения.

3. Эмотивную, проявляющуюся в эмоциональных связях.

4. Конативную, связанную с индивидуальными действиями и стремлением человека к тем или иным объектам как выражение его побудительных сил.

5. Креативную, связанную с творческим преобразованием действительности на социальном уровне.