Проблема личности в психологии

Лекция 16. Строение и формирование личности

Тема IV. Развитие и формирование личности

 

Проблема строения личности, выделение основных единиц её анализа. Взаимосвязь представлений о строении и формировании личности.

Категория бессознательного в классическом психоанализе и динамическое представление о строении личности. Формирования трехчленной структуры личности в теории З. Фрейда. Понятия «Оно», «Я», «Сверх-Я». Принцип удовольствия и принцип реальности (отложенного удовольствия).

Динамика влечений и структура личности. «Комплекс Эдипа» и «комплекс Электры». Защитные механизмы личности. Вытеснение, идентификация, регрессия, сублимация.

Представления о структуре личности в аналитической психологии. Понятие коллективного бессознательного. Архетипы коллективного бессознательного как формы постановки и возможного решения типовых личностных проблем.

Деятельность как элемент строения личности. Параметры структуры личности в концепции А.Н. Леонтьева: широта жизненных отношений, степень иерархизованности мотивов, общий профиль системы деятельности (мотивов).

 

В современной психологии выделяют семь основных подходов к изучению личности. Каждый подход имеет свою теорию, свои представления о свойствах и структуре личности, свои методы их измерения. Вот почему можно предложить лишь наиболее общее схематическое определение. Личность– это многомерная и многоуровневая система психологических характеристик, которые обеспечивают индивидуальное своеобразие, временную и ситуативную устойчивость поведения человека.

Теория личности – это совокупность гипотез, или предположений о природе и механизмах развития личности. Теория личности пытается не только объяснить, но и предсказать поведение человека. Основные вопросы, на которые должна ответить теория личности, заключаются в следующем;

1. Каков характер главных источников развития личности – врожденный или приобретенный?

2. Какой возрастной период наиболее важен для формирования личности?

3. Какие процессы являются доминирующими в структуре личности – сознательные (рациональные) или бессознательные (иррациональные)?

4. Обладает ли личность свободой воли, и в какой степени человек осуществляет контроль над своим поведением?

5. Является ли личный (внутренний) мир человека субъективным, или внутренний мир объективен и может быть выявлен с помощью объективных методов?

Существует три уровня анализа личности как психологического образования: 1) свойства отдельных «элементов» личности,2) компоненты («блоки») личности, 3) свойства целостной личности. Соотношение свойств и блоков личности всех трех уровней называют структурой личности. Некоторые теории, а иногда и разные авторы в рамках одной и той же теории обращают внимание не на все уровни, а лишь на один из них. Названия элементов и блоков личности при этом сильно варьируют. Отдельные свойства часто называют характеристиками, чертами, диспозициями, особенностями характера, качествами, димензиями, факторами, шкалами личности, а блоки – компонентами, сферами, инстанциями, аспектами, подструктурами.

Каждая теория позволяет построить одну или несколько структурных моделей личности. Большинство моделей являются умозрительными, и лишь немногие, в основном диспозициональные, построены с использованием современных математических методов.

В науке о личности сложилось семь теорий личности. Выделяют психодинамическую, аналитическую, гуманистическую, когнитивную, поведенческую, деятельностную и диспозициональную теории личности.

Рассмотрим каждый подход более подробно.