Способы изменения или создания дополнительных смыслов по В.А.Иванникову

Психологические механизмы волевой регуляции

 

Необходимость в волевой регуляции появляется в тех случаях, когда:

1) принятое по социальной необходимости или по собственным ценностным установкам действие не связано с актуально переживаемой потребностью и тем самым не имеет достаточного побуждения;

2) осуществление действия сталкивается с факторами, снижающими или делающими невозможными создание и поддержание необходимого побуждения к нему;

3) необходимо воздержаться от действия, связанного с актуально переживаемой, но социально не одобряемой в данной ситуации потребностью.

Общая закономерность заключается в том, что необходимость волевой регуляции возникает при недостатке побуждения к действию (или торможению его), какой бы причиной это ни вызывалось, но при условии, что действие должно быть осуществлено (или заторможено).

формирование побуждения к волевому действию достигается через изменение или создание дополнительного смысла действия, когда действие выполняется уже не только ради мотива, по которому действие было принято к осуществлению, но ради личностных ценностей человека или других мотивов, привлеченных к заданному действию.

Затем А. В. Запорожцем было показано, что изменение смысла действия меняет результаты работы взрослых испытуемых. В первой серии опытов испытуемые просто поднимали и опускали груз весом 3400 г, во второй серии их просили показать максимальный результат, а в третьей серии просили вообразить, что они, поднимая груз, вырабатывают электроэнергию для города. Наивысший результат был получен не во второй, а в третьей серии, где действие приобретало особый смысл.

А. Н. Леонтьев анализирует жизненный пример из воспоминаний В. Фигнер о переосмыслении заключенными бессмысленной и физически тяжелой работы, принудительно введенной тюремным начальством, когда заключенные стали рассматривать эту работу как средство поддержания физических сил для дальнейшей борьбы с царизмом.

 

 

Обеспечение нового смысла действия может быть достигнуто либо через изменение имеющегося, либо через создание дополнительного смысла. Изменения смысла действий можно достичь, во-первых, через переоценку значимости мотива или предмета потребности. Переоценка значимости мотива достигается:

а) с помощью оценок и мнений других людей, через внешние символы, напоминающие о последствиях действий

б) самостоятельно через сравнение привлекательных и отрицательных сторон предмета потребности и намеренное уменьшение привлекательности одной стороны при увеличении другой.

Во-вторых, изменение смысла действий возможно через изменение роли, позиции человека. Например, в исследовании А. И. Липкиной отстающим школьникам поручали опекать школьников младших классов и помогать им в учебе. Изменение позиции более старших школьников привело к тому, что учеба получила для них определенный смысл и они стали более упорно работать над ликвидацией пробелов в своих знаниях.

В-третьих, смысл действий изменяется через предвидение и переживание последствий действия или отказа от его осуществления.

Еще один путь изменения смысла действий состоит в самостоятельном обращении к внешним символам, напоминающим о последствиях действий, к ритуалам, укрепляющим значимость совершаемых действий, в обращении к другим людям или божеству за поддержкой.

Дополнительный смысл заданного действия создается и через постановку более конкретных целей, например выполнить определенный объем работы, проработать определенное количество времени.

Дополнительный смысл действия формируется и при включении заданного действия в другое как условие его осуществления, т. е. через соединение заданного действия с имеющимся у человека желанием (например, уборка комнаты ради будущей игры в футбол или похода в кинотеатр).

Формирование дополнительного смысла достигается тогда, когда результаты действия становятся средством для реализации другого действия (т. е. когда фактически одно действие начинает выступать как часть другого, более широкого). В работе Н. И. Непомнящей было показано, что действие меняется, когда нарезание бумажных полосок превращается в подготовку материала для изготовления игрушек.

Постановка новой задачи или изменение старой в рамках заданного действия могут осуществляться самостоятельно самим человеком. Это возможно, во-первых, через связь заданного действия с имеющимися у человека мотивами долга, чести, ответственности, помощи другим и т. д.

Во-вторых, возможно переосмысление задания и решение в рамках заданного действия новой задачи, поставленной самим человеком. Например, в задании экспериментатора рисовать кружочки или писать палочки испытуемый сам ставит задачу— проверить себя на выносливость и терпение, или проверить терпение экспериментатора, или работать дольше всех и т. д.

В-третьих, изменение задачи и создание нового смысла проявляются и при широко известных приемах речевой самостиму-ляцин: самоинструкциях, самоприказах, самоодобреиии и самоободрении, клятве себе, самооценке и самопаграде.

Помимо изменения смысла действий через изменение реальной ситуации, этой цели можно достичь и через привлечение целей и мотивов из воображаемой ситуации. Обращение к воображаемой ситуации может быть задано другими людьми или исходить от самого человека. В исследованиях А. В. Запорожца [131] и В. И. Селиванова [301] испытуемых просили вообразить ситуацию, где их действия играли важную роль, и такое воображение реально меняло результаты заданных действий. Например, поставленная экспериментатором задача—вообразить, что заданное действие выполняется в условиях соревнования, меняет результаты действия