Властная практика государственного управления.

ТЕМА 5. ОРГАНИЗАЦИЯ ПРОЦЕССА ГОСУДАРСТВЕННОГО УПРАВЛЕНИЯ

При рассмотрении власти как системы деятельности всегда интересен ответ на два вопроса: “Кому власть служит?” и “Кто управляет?”. Ответ на первый вопрос - кому она служит, каким лицам, слоям, группам, партиям, нациям - предмет рассмотрения политологии.

Вопросы типа - кто, как управляет, как строится управление, в чьих интересах (которые накладывают отпечаток на всю властную деятельность) - чрезвычайно существенны для курса “Система государственного управления”. Вопросы распределения власти, разделения властей, создания и налаживания аппарата, проводящего в жизнь волю властей, обеспечивающего властную деятельность, относятся к числу наиболее существенных в рассматриваемом курсе. Именно потому в числе первоочередных проблем во властной практике уделяется внимание аппарату, администрации, их устройству и функционированию.

Власть имеет множественное проявление в обществе и требует выявления особенностей отдельных ее видов, которые переплетаются между собой, но не сводимы друг к другу. С одной стороны, власть - это способность и возможность осуществлять свою волю, оказывать определяющее воздействие на деятельность, поведение людей с помощью какого-либо средства - авторитета, права, насилия (экономическая, политическая, государственная, семейная и др.). С другой, власть - это политическое господство, система государственных органов. К основным формам проявления власти относятся господство, руководство, управление, организация, контроль.

Господство предполагает абсолютное или относительное подчинение одних людей (социальных групп) другим и означает способность осуществлять свою волю путем воздействия в различных формах (прямых или косвенных) на руководимые объекты. Воздействие может быть основано как на авторитете, так и на властно-принудительных функциях. Эффективность руководства определяется правильностью политики правящей партии, группы, степенью соответствия их идей и конкретных решений объективным потребностям общественного развития.

Система государственной власти обычно глубоко эшелонирована, слагается из сети политических, экономических, военных, дипломатических, финансовых, правовых институтов, придающих дисциплинарную организованность общественным связям и очерчивающих значимое пространство власти. Отсюда правомерно возникает вопрос об устройстве власти. В ней обосабливаются центральные инстанции (административный аппарат), непосредственно подчиненные им структуры (управление среднего уровня) и объекты управления (физические и юридические лица, малые группы и т.д.). От устройства власти, ее звеньев, механизмов в решающей степени зависит функционирование власти, ее результативность, действенность, прочность, стабильность, жизненный цикл. Устройство власти - это:

 процесс и результат утверждения организации, налаживания и совершенствования власти;

 организация самой структуры власти, ее оформление и закрепление в законодательных актах;

 расположение (строй, структура, система), соотношение, субординация органов, элементов власти.

Понятие управления непосредственно связано с понятием власти. Власть ориентирована на достижение определенных целей, управление относится непосредственно к процессу их достижения.

Субъекты власти - носители власти, активная действующая величина в системе власти, от которой исходит влияние, воздействие, следуют распоряжения, указания. Непосредственным субъектом власти обычно выступают люди, сконцентрировавшие в своих руках огромное влияние и доверие, финансовое могущество, мощные рычаги воздействия на других людей и контроля за их настроениями, мнением, поведением, управления ими.

Объекты власти - явления, предметы, органы, учреждения, предприятия, население на управление которыми по закону или подзаконным актам направлена деятельность властей. Субъекты власти, взятые в иных отношениях, сами могут являться объектами для вышестоящих органов власти.

Функции власти - сфера деятельности властей и ее направления; основные обязанности, предназначение, роль власти. Это возложенные на определенные лица и органы (организации) обязанности, связанные с их принадлежностью к сфере власти, обслуживанием и развитием этой сферы.

Методы власти - это приемы, способы, образ действий тех или иных властей, добивающихся достижения своих целей, решения стоящих перед ними задач.

Система власти - это единый комплекс представлений о власти, существующих властных отношениях и целостная совокупность организаций, учреждений и властных лиц сверху донизу, которые избираются и назначаются и через которых в данной стране осуществляется власть во всех ее основных видах, на всех уровнях, во всех эшелонах.

Структура власти - организационное строение, внутреннее устройство системы власти во всем ее многообразии, в тесной взаимосвязи органов, подчинении, соподчинении (субординации, координации). В структуре власти обычно выделяют институты власти, властные инстанции и формы правления.

Институты власти - важнейшие структурные образования, составляющие систему власти (властей) как целое (высшие, исполнительные, законодательные, судебные, контрольные органы и т.д.).

Властные инстанции - уровень в системе власти; орган власти, в котором решается тот или иной вопрос.

Государственное управление - одна из форм деятельности государства, выражающаяся в практической реализации законов, в организации общественных отношений в целях обеспечения государственных интересов и проводимой государством политики. К задачам государственного управления обычно относят:

 организацию государственного планирования;

 рациональное использование природных и трудовых ресурсов;

 руководство определенными отраслями народного хозяйства;

 руководство образованием, наукой, социальной защитой населения, здравоохранением;

 руководство организацией охраны общественного порядка, прав и законных интересов граждан.

Государственное управлениеосуществляется с помощью государственного аппарата. Государственный аппарат – это совокупность государственных органов, осуществляющих функции государства (представительные и исполнительные органы власти, суды, прокуратура, армия, органы госбезопасности, и др.).