Аппарат государственного управления.

Государство функционирует через систему органов и учреждений, которые в совокупности образуют аппарат государственного управления, обычно строящийся на следующих принципах:

¨ территориальной целостности;

¨ разделения властей (функциональное и территориальное);

¨ полноты целей, функций и задач;

¨ производности функций и задач от целей;

¨ координации функциональных и межфункциональных связей и отношений;

¨ согласованности функций, прав и ответственности по вертикали управления;

¨ оптимальности соотношения вертикали и горизонтали управления с точки зрения соотношения централизации и децентрализации права принятия решения;

¨ деперсонизации целей и функций;

¨ отделения стратегических и координационных функций от оперативного управления;

¨ сочетания вертикального (линейно-функционального) и горизонтального(программно-целевого) управления;

¨ концентрации и обособления функций прогнозирования, оценок и анализа;

¨ концентрации и согласования смежных функций и видов деятельности в структуре управления;

¨ соответствия задач и обязанностей показателям;

¨ обратной связи;

¨ экономической эффективности.

Каждый отдельный орган государственного управления предназначен для выполнения определенной работы по управлению конкретным участком жизни общества, объем которой выступает объективным условием наделения органа соответствующими функциями.

Функции органа государственного управления имеют правовую форму выражения, поскольку каждый орган наделяется ими не иначе, как государственно-властным путем посредством фиксации в нормативно-правовых актах, закрепляющих его компетенцию, соответствующих задач и полномочий (права и обязанности) по реализации этих задач.

Орган государственного управления с самого начала возникает как государственно-правовое образование, деятельностькоторого осуществляется на основе и в рамках четко очерченной компетенции (государственно-властных полномочий), закрепленной в статуте органа (положении, уставе и т.д.). Следовательно, главная специфика функций органа государственного управления обусловливается необходимостью их правовой регламентации.

Сами по себе функции управления - явление не юридическое. Но законодательство возлагает на соответствующие органы выполнение тех или иных управленческих функций, причем в различных комбинациях и применительно к различным управляемым объектам. В результате у органа возникает право и обязанность осуществлять определенные управленческие функции в определенной сфере. Такие права и обязанности и есть один из элементов компетенции органов управления. Всякое субъективное право и обязанность есть вид и мера соответственно юридически возможного или юридически необходимого поведения (деятельности). Применительно к органу государственного управления такими видами деятельности являются, в частности, управленческие функции.

Особенности функций органов государственного управления:

¨ •компетенция отражает (но не включает в себя) функции путем закрепления в соответствующем правовом акте задач органа, а также его полномочий, направленных на достижение этих задач. Компетенция есть не что иное, как юридическое выражение функций органа.

¨ •не все осуществляемые в рамках компетенции функции имеют необходимый характер (это связано прежде всего со сложностью точного определения конкретных потребностей объекта управления, с отсутствием методик их выделения);

¨ •функции органа государственного управления реализуются не иначе, как посредством функций структурных подразделений, а в конечном итоге - отдельных должностных лиц.

Функции органов государственного управления можно определить как такие составные части содержания его деятельности, которые отражены в задачах, закрепленных в статуте органа, по обеспечению жизненно важных потребностей объекта государственного управления и осуществляются структурными подразделениями (и должностными лицами) органа путем реализации возложенных на них полномочий.

Аппарат государственного управленияпринадлежит к числу сложных самоуправляемых систем и представляет собой целостное образование. В нем можно выделить:

аппарат ведомства,

аппарат ведомственного подразделения,

региональный аппарат.

Любой аппарат государственного управления состоит из структурных единиц:

органа государственного управления;

администрации учреждения;

структурного подразделения администрации учреждения;

должности.

Каждая структурная единица аппарата государственного управления - это его самоуправляемая, автономная, организационно оформленная часть, существование которой предопределено нормативно-правовыми основаниями, имеющая свою компетенцию. Тип организационной структуры здесь определяется типом власти и подчинения, что выражено в характере и объеме полномочий и ответственности.

Структуры ведомств всегда линейны, межведомственные структуры всегда, а внутриведомственные - часто, являются функциональными. В прямой или косвенной форме структуру аппарата управления, его деление на организационно обособленные части закрепляют статьи конституций. Основными критериями их образования выступают государственное устройство, отрасли деятельности и общие управленческие функции.

Государственный орган - это организованный коллектив, образующий самостоятельную часть государственного аппарата, наделенную собственной компетенцией, выполняющую публичные функции, структура и деятельность которой регламентированы правом.

Государственное учреждение - это организованная группа лиц, властных решений по отношению к другим лицам не принимающая, однако обслуживающая либо население (например, государственный орган социальной защиты населения), либо государство в целом (например, армия).

Функционирование государственных органов и учреждений происходит через решения и действия их должностных лиц, наделенных индивидуальными полномочиями, осуществление которых порождают юридические последствия для других лиц. Государственные органы образуют особый вид организации людей и общими родовыми признаками:

¨ положение, структура и их деятельность регламентированы правом.

¨ учреждаются государством;

¨ подчинены вышестоящим государственным органам (это не распространяется только на высшие органы государственной власти и суды);

¨ несут ответственность перед государством за свою деятельность;

¨ осуществляют государственные функции, реализуя публичный интерес;

¨ действуют от имени государства и в то же время от своего имени;

¨ являются автономными частями аппарата;

¨ обладают собственной компетенцией.

Среди федеральных органов есть органы общей компетенции (Администрация Президента, Правительство), которые в законодательстве называются высшими. Они несут ответственность за положение дел в государстве и руководят многими видами деятельности. Им подчинены органы специальной компетенции, работу которых они объединяют. По порядку решения вопросов государственные органы управления делятся на единоначальные и коллегиальные. Преобладает первый тип.

Федеральные исполнительные органы специальной компетенции делятся на две группы:

центральные (министерства, государственные комитеты, агентства, службы, надзоры)

территориальные.

Высшие и центральные органы обладают полномочиями на всей территории Российской Федерации, а территориальные федеральные органы - только на части ее территории. Деятельность последних может осуществляться в нескольких территориальных единицах (в пределах таможенного, пограничного, военного округа, железной дороги и др.) или строго в пределах одной административно (государственно-территориальной единицы). Так действуют военкоматы, управления безопасности, налоговые инспекции и др.