Мировой рынок, структура, конъюнктура, ценообразование на мировых рынках товаров.

1) сущность мирового рынка

2) конъюнктура мирового рынка. Конъюнктурообразующие факторы. Прогнозирование.

3) Ценообразование на мировых рынках.

1)мировой рынок – это сфера устойчивых товарно-денежных отношений между странами , основанных на МРТ и факторах производства.

Формирование мирового рынка: внутренний рынок – производимые товары продаются внутри страны. Национальный рынок – внутренний рынок и часть рынка, ориентированная на иностранных потребителей.

ВВП– услуги 75 проц, товары 25.

Мировая торговля – 80 проц товары, 20-услуги.

Международный рынок – часть национальных рынков, связанная с зарубежными рынками.

Мировой рынок – совокупность национальных рынков всех стран мира.

Функции: регулирующая, информационная (о продавцах, покупателях, спросе), балансирующая (объем спроса и предложения, цены, предпринимательскую деятельность), санирующая (эффективное ли производство, очистка рынка)

Структура мирового рынка – товары, услуги, капитал, ИКТ, сырье, сх продукция, трудовые ресурсы.

Отличие мирового рынка от национального: 1) на мировом рынке представлены интересы государства; 2) на мировой рынок выходят только отдельные субъекты, которые способны конкурировать; 3) малые и средние предприятия выходят через ТНК (субподрядчики); 4) контакты – через биржу; 5) на мировом рынке государство поддерживает своих производителей: субсидии, снижение налогов.

2)коньюктура – состояние на данном рынке в конкретное время, условиях, месте.

Уровни коньюктуры: общеэкономическая, региональная, отдельных стран, отдельных сегментов мирового рынка и отраслей, отдельных товаров.

По времени – текущая, кратко и среднесрочная, долгосрочная.

Очень важна для правильной оценки коммерческой деятельности, для конкурентной способности компании и товаров, корректировать свои действия.

!!!!Объяснить, в чем выражаются характерные черты конъюнктуры: непостоянство, противоречивость, неравномерность.

Конъюнктурообразующие факторы: экономические, политические, научно-технические, социальные, природные.

Делятся на:

1) постоянные и переменные

2) циклические и нециклические

3) стимулирующие развитие рынка и сдерживающие

прогнозирование конъюнктуры мирового рынка:

1) экстраполяция (сохранение текущей динамики и тенденций развития)-основана на свойствах…

2) экспертные оценки (прогнозы экспертов)-индивидуальные, коллективные

3) экономико-математическое моделирование-очень популярное. На основе данных делаются заключения

4) плюсы и недостатки этих методов

3) Ценообразующие факторы в международной торговле: 1)общеэкономические: формируются под влиянием общей экономической среды, не принимают во внимание саму продукцию-в каких условиях она производится-стадия экономического цикла(подъем, кризис), состояние спроса и предложения, динамика инфляции, 2)конкретно-экономические:влияние особенностей данной конкретной продукции, условий ее производства и условий ее реализации (издержки, уровень прибыли, налоги и сборы, соотношение спроса и предложения, потребительские свойства товара),3) специфические:будут действовать в отношении НЕКОТОРЫХ товаров (сезонность производства-сх, гарантии поставки и сервиса, расходы на эксплуатацию, гарантийный ремонт, туризм), 4)специальные:связаны с действием особых механизмов или институтов – действия государства во внешнеэкономических ситуациях (регулирование тарифной политики), 5)внеэкономические :политические, военные, религиозные, природные, террор.

Мировые цены и основные виды внешнеторговых цен:

1) множественность цен в международной торговле (на одни и те же товары существуют различные цены)

2) многообразие условий купли и продажи товаров: платежи в СКВ, в неконвертируемой валюте, бартер, программа гос. помощи и тд.

Мировая цена – цены крупных экспертно-импортных сделок, на мировых товарных рынках в основных центрах мировой торговли.

Условия операции – регулярная основа, несвязанный характер, свободный рынок, платежи в С(свободно)К(конвертируемая)В(валюта).

Примеры: 1)база мировой цены на нефть определяется странами-членами ОПЕК; 2) на каменный уголь – цены крупнейших экспортеров (США, Австралия) и импортеров (З.Европа, Япония); 3) продовольственные товары – Австралия (пшеница), Бразилия (кофе) и тд.

Внешнеторговые цены:

1) контрактные цены – согласованные между продавцом и покупателем. Твердая фиксированная цена, твердая фиксированная цена с возможностью корректировки, цена с последующей фиксацией, скользящая, смешанная- основная базисная цена+можно добавить в процессе.

2) Справочные цены – цены продавца, публикуемые в спец.изделиях.

3) Биржевые цены– устанавливаются на товары, которые торгуются на бирже (сырье, полуфабрикаты). Биржевые товары – животного происхождение, сырье, металлы, товары растительного происхождения.

4) Цены аукционов (пушнина, чай)

5) Цены статистики внешней торговли – усредненные цены. Публикуются в справочниках и характеризуют общую динамику цен. Являются ориентиром в торговле.

Базисные условия поставки:

1) обязанности продавца и покупателя с точки зрения выполнения: погрузки-разгрузки; перевозки товара; документация на экспорт и импорт; оплата сборов и пошлин; страхование товара

Термины Инкотермс – 2010 11 терминов: E,F,C,D

 

Лекция№2. Международная торговля товарами.

Международная торговля – выгодная форма международного бизнеса.

Факторы развития международной торговли:

1) развитие рыночных отношений

2) международное разделение труда

3) вывод капитала

4) интернационализация- устанавливаются взаимовыгодные отношения между странами; и глобализация мирового хозяйства-тесно взаимозависимость, страна не может существовать в своей экономике, нужна опора

5) совершенствование транспорта, связи

6) НТП , новые технологии