Ценности человеческого существования. Этика. Эстетика. Идеология. Религиозные ценности. Смысл жизни и предназначение человека

Праксиология. Философское обоснование деятельности

Сознание и бессознательное. Философия психоанализа

Место бессознательного в структуре сознания. Бессознательное как совокупность психических проявлений, состояний и действий, лежащих вне сферы человеческого разума, безотчетных и не поддающихся, по крайней мере, в данный момент, контролю со стороны сознания.

Философия психоанализа о природе бессознательного. З.Фрейд о структуре человеческого сознания («Оно-Я-Сверх Я»). Механизмы взаимодействия всей структуры сознания: «либидо», «табу», «сублимация». «Эрос» и «танатос» в качестве основополагающих устремлений человеческого существа.

Учение о коллективном бессознательном К. Г. Юнга и понятие «архетипов».

Учение фрейдомарксизма (Г.Маркузе) об «одномерном человеке» и теоретическое обоснование «сексуальной революции».

Э.Фромм о равнозначности сексуального и социального начала в человеке.

Праксиология – как один из разделов философии, посвященный исследованию человеческой деятельности. Понятие деятельности. Деятельность как активное преобразовательное отношение человека к миру. Практика как философская категория. Социально-философское описание деятельности: деяние, поступок, поведение. Психологическое понимание деятельности: потребности, мотивы, средства.

Атрибуты деятельности: предметность и субъектность; сознательность и целесообразность.

Семиотический (знаковый) аспект деятельности. Труд, игра, творчество. Роль деятельности в формировании и развитии человека. Внутренние и внешние формы регуляция деятельности человека (мотивы, нормы, ценности).

 

Аксиологиякак философское учение о ценностях и их природе. Понятие ценности. Материальные и духовные ценности. Понятие «иерархии (пирамиды) ценностей». «Переоценка ценностей» в процессе развития общественного сознания. Высшие ценности в основе структуры мировоззрения. Нравственные ценности и мораль. Основные эстетические ценности. Идеология и ценности общественного бытия. Религиозные ценности. Анализ структуры ценностей любой мировой религии (христианство, ислам, буддизм и т.д.). Проблема ценностного определения современного человека.

Смысл жизни как экзистенциальная проблема человека. Смысл как сущность человека и как цель бытия. Смысл жизни в контексте проблемы смерти («Быть или не быть?»). Различение физиологической и социальной форм смерти. Проблема смысла жизни в отечественной религиозно-идеалистической философии (Ф.М.Достоевский, Л.Н.Толстой, В.С.Соловьев, бр.Трубецкие, Н.А.Бердяев). Решение вопроса о предназначении человека в различных видах мировоззрения (миф, религия, философия, наука). Бессмысленность существования – важная проблема современного мировоззрения. Смысл жизни как вечная индивидуальная (личностная) и социальная проблема.

56.Социальная философия: общество, культура, цивилизация

Общество как предмет философского исследования. Основные моменты развития социально-философских взглядов в истории философии (античность, философия средневековья и Нового времени). Философия истории Г.Гегеля. Позитивная философия О.Конта. Развитие философского анализа процесса общественного развития в трудах: Э.Дюркгейма, М.Вебера, К.Маркса, Т.Парсонса. Базовые сферы общественного бытия (социальная, экономическая, политическая, духовная, моральная, религиозная, научная). Понятие общественно-исторического процесса и общественно-экономической формации. Сущность прогресса и регресса. Культура и цивилизация как предмет философского осмысления (Шпенглер, Данилевский, Тойнби, Сорокин).

Культура связывает природу и общество через развертывание творческой деятельности человека. Человек есть субъект деятельности. В таком случае развитие культуры связывается с развитием личности. В основании культуры лежит потребность человека в реализации тех побуждений, которые не являются инстинктивными. Культура в этом смысле выступает как продукт открытой человеческой природы, развертывание креативной деятельности человека, направленной на поиск сакрального смысла бытия.

Спектр вопросов философии культуры:

В 1983 г в Канаде состоялся всемирный философский конгресс посвященный вопросам культуры Проблемы: почему культуры будучи уникальным и целостным феноменом так многообразна?

Культуры перестали быть герметически закрытыми ареалами.

Исторические судьбы национальной культуры. Выработка модели универсальной культуры и т.д.

Генезис культуры.

Концепции, объясняющие развитие культуры:

· Орудийно-трудовая концепция (марксизм – труд как взаимодействие человека и природы. Орудия труда сыграли большое влияние на процесс изменения не только окружающей предметной действительности, но и на самого человека)

· Психологические – З. Фрейд выделял совесть, как важное качество , выделяющее человека из животного мира. Основание культуры, по Фрейду коренятся в человеке, его желаниях и общественных табу, упорядочивающих деятельность человека. К.Г. Юнг, Э. Фромм, Г. Маркузе и т.д.

· Антропологические. М. Шелер, Н. А Бердяев. Человек натуральный, человек разумный, человек духовный.

· Социокультурные – Эрнст Касирер в «Философии символических форм» (1923-29) нем. выдвигает теорию культурогенеза; предпринимает анализ всей совокупности творческой деятельности человека. Человек был изначально обладал «неразвитыми», приглушенными инстинктами (вспомним= идея Ницше; теория недоразвитого животного), а поэтому предрасположен к надприродной, внеинстинктивной деятельности, которая помогает ему выжить. Это есть теоретический и практический опыт бытия человека (как положительный, так и отрицательный) – Человек символический.

· Игровая концепция Й. Хейзинга(1882-1945) – голландский историк культуры – культура возникает и развивается в игре.

Культ и культура

П. А. Флоренский – Система понятия есть система, сопровождающая культ. Н. А. Бердяево символической природе самой культуры.

Природа и культура.

А. де Бенуа: «Человек и культура связаны неразрывно», подобно растению и почве, на которой это растение произрастает». Культура - это природа, которую пересоздает человек.

П. А. Флоренский: Природа и культура, не существуют вне друг друга, а лишь друг с другом.

Культура и цивилизация.

Н. Я. Данилевский обосновал понятие культурно-исторического типа, т.е. особой культуры, которая раскрывает свои возможности в конкретный исторический период:. Данилевский отвергал географическое деление общей культуры по частям света. Он полагал ошибочным разграничение истории на древнюю, средневековую и новую. Так, падение римской империи в 5 веке, означавшее конец древней истории и начало средневековья, имело значение для Европы, но не для Китая и остальной части света. Рим, Греция, Индия, Египет и др. культуры имели свой древний, средневековый и современный периоды.. Он так же разделяет народы на три класса:

· позитивные творцы истории

· Негативные творцы

· Народы, творческих дух которых еще задерживается.

Циклизм культур:

· О.Шпенглер

· Н.А.Бердяев,

· Н.Я. Данилевский

Культура, субкультура и контркультура.

Нем. Поэт Гельдерлин (1770-1843) – культура многогранна и полна противоречий.

Торговец и ремесленник отличаются особым жизненным укладом – выведение понятия « субкультура» – определенные отсеки культуры

М.М. Бахтин – об официальной и народной культуре.

Карл Манхейм (ХХ в) – вывел, что противоречия в культуре объясняются объективными причинами смены поколений. Появление конркультурных ценностей означает начало нового этапа развития в едином культурном пространстве.

Кризис культуры - обязательный и закономерный этап развития культуры вообще.

- Равноправие культур.