Сущность, основные характеристики, и периодизация средневековой философии. Патристика. А. Августин
Эллинистическая философия. Эпикуреизм. Неоплатонизм
Эпикуреизм.Классификация наук у Эпикура (физика, гносеология, этика). Доказательство индетерминизма.
Основными положениями учения Эпикура о природе и космосеявляются следующие:
• ничего не происходит из несуществующего и ничего не становится несуществующим, ибо нет ничего помимо Вселенной, что могло бы войти в нее и произвести изменения (закон сохранения материи);
• вселенная вечна и бесконечна;
• все вещества (вся материя) состоят из атомов и пустоты;
• атомы и пустота вечны;
• атомы находятся в постоянном движении (по прямой, с отклонениями, сталкиваются друг с другом);
• «мира чистых идей» не существует;
• существует множество материальных миров во Вселенной.
Этическое учение Эпикура о наслаждении как высшем благе. Влияние философии эпикуреизма на Лоренцио Валла, Монтеня, Гассенди, Дидро, Ламетри, Гольбаха.
Неоплатонизм.Основоположником неоплатонизма считается Плотин, и его последователи Порфирий, Прокл.
В учении до предела доведено платоновское противопоставление телесного чувственного мира и сверхчувственного мира. Основное внимание уделяется учению о сверхразумном и сверхбытийном начале. Исходное Первоначало – это ЕДИНОЕ= БЛАГО. Оно непостижимо для разума, а постижимо только в состоянии «Сверхразумного экстаза». – МИСТИЦИЗМ
Единое=Благо сравнивает Плотин с образом Солнца. Как и от Солнца исходит свет, так и от Единого исходит ЭМАНАЦИЯ, Эта эманация порождает Бытие=Ум, содержащий Понятия (Идеи). Ум познает сам себя, и, познавая собственные идеи, вторит. С одной стороны он Един, а с другой – содержит множество идей. Проявление эманации за пределы ума есть МИРОВАЯ душа. Угасший свет Единого есть материя.
Неоплатонизм оказал влияние на восточную христианскую философию (Афанасий Александрийский, Псевдо-Дионнисия, Василий Великого, Григория Богослова, Григория Нисского), Дж Бруно, Шеллинга, Гегеля, В. Соловьева, П. Флоренского, Булгакова, Лосева.
Тема № 3 Философия Средних веков и эпохи Возрождения
Культурно-исторические корни возникновения средневековой философской мысли. Философия на службе богословия. Периодизация средневековой философии:1) апологетика и патристика (III-Vвв.); 2) схоластика (VI-ХVвв.). Характерные черты средневековой философии: теоцентризм; монотеизм; связь со Священным писанием; догматизм; креационизм; доминанта принципа откровения в гносеологии; провиденциализм.
Патристика/Апологетика - раннее христианское философское учение, обосновывающее возможность существование философии на основе христианского вероучения. Сущность патристики. Разработка целостных религиозно-спекулятивных систем в западной (Августин Блаженный) и восточной (Григорий Богослов, Иоанн Златоуст, Максим Исповедник) патристике.
Согласно теологической философии сущность (признаки) может иметь место и без бытия (без существования). Чтобы стать существующим (бытием), сущность (признаки) должна быть сотворена Богом. Иначе говоря, бестелесная сущность (признаки, образы - сродни платоновским «чистым идеям») витает в сознании Бога и только актом его воли и благодаря присущей только ему способности творить становится материальным бытием.
Существование (бытие) может быть познано чувственными ощущениями, опытом (как существующее и доступное для такого познания), сущность же (признаки бытия, Божественный замысел) — только разумом.
Только в Боге сущность и существование совпадают.
Аврелий Августин. Сущность теодицеи А.Августина:
• главными доказательствами существования Бога являются его присутствие во всем, всемогущество и совершенство;
• все — материя, душа, пространство и время — является творениями Бога;
• Бог не только сотворил мир, но и продолжает творить в настоящее время, будет творить в будущем;
• знания (чувства, мысли, ощущения, опыт) реальны и самодостаточны (самодостоверны), однако высшее, истинное, неопровержимое знание достигается только при познании Бога.
Основные положения философии Августина Блаженного:
•ход истории, жизнь общества — это борьба двух противоположных царств — Земного (грешного) и Божественного;
• Земное царство воплощается в государственных учреждениях, власти, армии, бюрократии, законах, императоре;
• Божественное царство представлено священнослужителями — особыми людьми, наделенными благодатью и близкими к Богу, которые объединены в христианскую Церковь;
• Земное царство погрязло в грехах и язычестве и будет рано или поздно побеждено Божественным царством;
• в связи с тем, что большинство людей грешны и далеки от Бога, светская (государственная) власть необходима и будет существовать далее, но будет подчинена духовной власти;
• короли и императоры должны выражать волю христианской Церкви и подчиняться ей, а также непосредственно Папе Римскому;
• Церковь — единственная сила, способная объединить мир;
• бедность, зависимость от других (ростовщиков, землевладельцев и т. д.), подчинение не угодны Богу, но, пока эти явления существуют, с ними надо смириться и терпеть, надеяться на лучшее;
• высшее блаженство — счастье человека, которое понималось как углубление в себя, ученость, понимание истины;
• после смерти праведники в награду от Бога получают загробную жизнь.
Гносеология Августина: «верую, чтобы понимать». Учение о «граде земном» и «граде Божьем» в философии Августина. Влияние идей Платона на становление взглядов А. Августина.