Философская культура Древней Индии. Периодизация индийской философии. Основные проблемы философии Древней Индии
РАЗДЕЛ 2 История философии
Объективный и субъективный идеализм. Рационализм и иррационализм. Гностицизм и агностицизм. Монизм, дуализм, плюрализм. Пантеизм, гилозоизм, деизм
Исторические формы материализма
Основные направления, проблемы и вопросы философии. Исторические формы материализма. Объективный и субъективный идеализм. Рационализм и иррационализм. Гностицизм и агностицизм. Монизм, дуализм, плюрализм
Материализм и идеализм как основные направления решения вопроса отношения бытия и мышления.
· Первичная форма материализма - материализм Древней Греции (Фалес, Демокрит, Гераклит).
· Метафизический (механистический) материализм Нового времени в Европе (Галилей, Бэкон, Ламетри)
· Диалектический материализм (К.Маркс, Ф. Энгельс, Ленин).
· Последовательный материализм (марксизм) и непоследовательный материализм (Л.Фейербах).
· Научный (марксизм) и вульгарный материализм. (Фохт, Молешотт, Бюхнер).
Материализм и идеализм как основные направления решения вопроса отношения бытия и мышления. Сущностное различие философских воззрений идеализма и материализма:
· Объективный идеализм (Платон, Ф.Аквинский, Гегель);
· Субъективный идеализм (Дж. Беркли);
· Солипсизм как крайняя форма субъективного идеализма (Фихте);
· Рационализм (Спиноза, Лейбниц, Декарт, Гегель);
· Иррационализм (С. Кьеркегор, А. Бергсон, М. Хайдеггер);
· Различие гностицизма и агностицизма (Протагор, Кант, Пиррон) в решении проблемы познаваемости мира;
· Особенность монизма, дуализма и плюрализма в решении проблемы первоначала бытия.
· Пантеизм, гилозоизм, деизм – как направления философии, которые, оставаясь в рамках монизма, занимают промежуточное положение между идеализмом и материализмом.
Тема № 1 Философская культура Древнего Востока
Зарождение философии в ДревнейИндии связано с возникновением в I тыс. до н.э. ряда текстов отнесенных к «священным», т.е. полученным людьми от богов. Веды – это основные сборники философских знаний того времени. Под философией Древней Индии понимают философские учения периода Древности и Средневековья (I тыс. до н.э. – ХVIII в.). Здесь принято различать три периода:
I Ведический - первая половина 1 тыс. до н.э. (время разложения первобытно-общинного строя, возникновение раннеклассовых рабовладельческих обществ). В этот период формируется так называемый «ведический комплекс»: Ригведа, Самведа, Яджурведа, Атхарваведа, «Лесные книги», Упанишады, Веданги.
II Эпический период – вторая половина I тыс. до н.э. (время закрепления и развития системы общественного строительства, основанного на форме варно-кастового деления общества). Основные произведения: эпическая поэма «Махабхарата» и ее шестая книга «Бхагавадгита»; «Рамаяна»; «Свод законов Ману».
III Классический – (с I в. до ХV11-ХV111 вв.) – возникновение и развитие феодализма на основе сословно-кастовой структуры. Здесь различают два главных направления философских учений и школ: 1) ортодоксальное (признающее авторитет Вед): Веданта, Миманса, Санкхъя, Йога, Нъяя, Вайшешика; 2) неортодоксальное (не признающее авторитет Вед): Чарвака-Локаята, Джайнизм, Буддизм.
Философская проблематика Древнеиндийской философии в области онтологииопирается на закон Риты- космической эволюции, цикличности, порядка и взаимосвязанности. Бытие и небытие ассоциируется соответственно с выдохом и вдохом Брахмы-Космоса (Бога-творца). В свою очередь, Космос-Брахма (Бог-творец) живет 100 космических (8640000000 земных) лет, после чего он умирает и наступает абсолютное небытие, которое длится также 100 космических (8640000000 земных) лет — до нового рождения Брахмы.
Вся бесконечная история — это чередование жизни Космоса (Маха Манвантара) и Абсолютного Небытия (Маха Пралайя), которые сменяют друг друга через каждые 100 космических лет. При каждом новом рождении Космоса-Брахмы заново появляется жизнь, но в более совершенной форме.
Мир взаимосвязан. Любое событие (поступок человека, явление природы) влияет на жизнь Космоса. Цель эволюции, развития — достижение все более совершенного духа через постоянную смену материальных форм.
Главной особенностью древнеиндийской гносеологии(учения о познании) является не изучение внешних (видимых) признаков предметов и явлений (что характерно для европейского типа познания), а изучение процессов, происходящих в сознании при соприкосновении с миром предметов и явлений.
В этой связи индийская философия выделяет три вида сознания.
•«пракрити» — материальное сознание;
• «пуруша» — чистое сознание (первичная энергия, из которой возникли Вселенная и люди);
• «майя» — сознание сновидения, мираж.
Каждое из данных видов сознания согласно индийской философии реально и заслуживает изучения — в отличие от европейской философии, которая признает только материальное сознание и длительное время (до И. Канта) не рассматривала вопросы подлинного и неподлинного бытия, сущности и иллюзорности.
Душавиндийской философии состоит из двух начал: атмана; манаса. Атман— частица Бога-Брахмы в человеческой душе. Атман первоначален, неизменен, вечен. Манас — душа человека, возникающая в процессе жизни. Манас постоянно эволюционизирует, достигает высоких ступеней либо ухудшается в зависимости от поступков человека, его личного опыта, хода судьбы.
Также для индийской философии характерны учения о сансаре, ахимсе, мокше и карме.
Сансара- учение о вечности и неуничтожимости души, которая проходит цепочку страданий в земной жизни.
Карма— предопределенность человеческой жизни, судьбы. Цель кармы - провести человека через испытания для того, чтобы его душа совершенствовалась и добилась высшего нравственного развития - мокши. (Для достижения этой цели душа может пройти через десятки, сотни земных жизней.)
Мокша— высшее нравственное совершенство, после достижения которого эволюция души (карма) прекращается. Наступление мокши (прекращение эволюционного развития души) — высшая цель любой души, которая может быть достигнута в земной жизни.
Души, достигшие мокши, освобождаются от цепи бесконечной жизни и становятся Махатмами — Великими Душами.
Ахимса- единство всех форм жизни на земле (следовательно, единение человека, животных и всей окружающей природы). Важнейший принцип ахимсы - непричинение вреда тому, что окружает (людям, животным, живой природе), неубиение.
7. Философская культура Древней Индии. Предфилософия ведического периода. Эпический и классический период развития индийской философии (краткая характеристика учений)
Предфилософия ведического периода. Источники ведического периода – обширные тексты 2-1 тыс. до н.э., записанных на языке ариев – ведическом санскрите. Основу вед составляют священные тексты ШРУТИ, результат откровения мудрецов, выражали идеологию брахманизма, позднее – индуизма.
Ведический комплекс:
¨ Ригведа, Самведа – сборники песен и гимнов,
¨ Яджурведа, АТХАОРВАВЕДА - жертвенных формул и заговоров;
¨ БРАХМАНЫ - мифологические и ритуальные пояснения к Самхитам – гимнам;
¨ «ЛЕСНЫЕ КНИГИ» – поучения лесных отшельников;
¨ Упанишады – тексты эзотерического значения (около сидеть).
Составной частью вед были так же веданги- совокупность текстов по различным отраслям предфилософской науки: фонетике, этимологии, метрике, асторономии и т.д., являющихся плодом не сверхъествественного откровения (ШРУТИ), а запоминания (СМРИТИ).
Древняя ведическая мифология представляет собой дофилософскую форму мировоззрения, отражающую различные этапы развития родовых отношений эпохи матриархата и патриархата. При этом в силу тождества человека и природы (единства природно-родового организма) коллективные идеи родовой жизни фиксировались как свойства вещей природы и тела человека, доступных чувственному восприятию. Простые вещи природы, как бы несущие в себе «родовые идеи, становились смысловыми знаками для человека родового общества. НПР: фиксация родовой идеологии в антропоморфном теле первочеловека ПУРУШИ.
«Из него, принесенного в жертву, было получено жертвенное масло,
( Его ) обратили в те существа, которые (обитают) в воздухе, в лесу и селениях.
От него, принесенного в жертву, возникли риги и саманы,
Стихотворные размеры возникли от него, яджусы от него возникли» (Яджусы, риги, саманы - гимны, песнопения, заклинания и т.д.).