Рекомендуемые задания контрольной работы.

№ 1. Приведите небольшой монолог или отрывок из монолога (1/2 страницы формата А4), иллюстрирующий один из традиционных видов красноречия. Аргументируйте свою точку зрения, приводя примеры из текста.

Вариант 1. Политическое красноречие.

Вариант 2. Судебное красноречие.

Вариант 3. Богословское красноречие.

Вариант 4. Академическое красноречие.

Вариант 5. Публицистическое красноречие.

№2. Охарактеризуйте каноны риторической разработки речи.

Вариант 1. Нахождение или изобретение материала речи или текста (inventio).

Вариант 2. Расположение или композиция материала (dispositio).

Вариант 3. Словесное выражение или дикция (elocutio).

Вариант 4. Память, запоминание (memoria).

Вариант 5. Внешность оратора. Исполнение, произнесение (actio).

№3. Приведите по одному примеру из художественной или публицистической литературы, иллюстрирующему каждую фигуру риторической речи.

Вариант 1. Парцелляция, эпитет, градация, многосоюзие.

Вариант 2. Симплока, метафора, оксюморон, аллитерация.

Вариант 3. Хиазм, анафора, зевгма, эллипсис.

Вариант 4. Метонимия, эпифора, каламбур, ирония.

Вариант 5. Антитеза, умолчание, параллелизм, синонимия.

№ 4. Какие синонимические обозначения существуют для указанных структурно-композиционных частей художественного текста? Проиллюстрируйте композиционный элемент на примере любой русской волшебной сказки. Как такие части представлены в нехудожественном дискурсе?

Вариант 1. Зачин.

Вариант 2. Завязка.

Вариант 3. Кульминация.

Вариант 4. Развязка.

Вариант 5. Концовка.

№ 5. Охарактеризуйте роль данных ученых в развитии риторики, кратко представьте биографические сведения о них и их логическую и лингвистическую концепцию в ораторском деле.

Вариант 1. Протагор, Аврелий Августин, Демосфен, Х.Перельман.

Вариант 2. К. Берк, Аристотель, Цицерон, С.Аверинцев.

Вариант 3. М.Ломоносов, Исократ, Платон, Ж.Дюбуа.

Вариант 4. Протагор, Пьер Рамю, Лисий, Ю.Лотман.

Вариант 5. Квинтилиан, Н.Кошанский, Георгий, Макарий.

№ 6. Из учебной литературы подберите контексты, для которых характерны следующие топосы (структурно-смысловые модели, позволяющие развертывать замысел речи, на основании которых создаются отдельные отрезки текста, минитексты, а также целые тексты, способы исследования
темы, метод поиска доказательств).

Вариант 1. Родовидовая характеристика

Вариант 2. Определение предмета речи.

Вариант 3. Выделение свойств предмета речи

Вариант 4. Соотношение целого и частей предмета речи.

Вариант 5. Сравнение предметов, явлений, ситуаций, людей

№ 7. Определите, как в приведенных отрывках соотносятся модусы убедительности: логос, этос и пафос.

Вариант 1. Что может быть лучше горячих булочек на завтрак или больших сытных пирогов на обед, красивой сладкой выпечки на ужин к чаю или к приходу гостей. Никто из нас не может устоять перед румяной корочкой, ароматом свежего, только что испечённого теста и сочетания самых любимых начинок. Но всегда когда мы думаем о домашней выпечке, наши размышления омрачаются сложностью подготовки теста и как обычно самое вкусное тесто― самое сложное в приготовлении. Отныне никаких хлопот больше не нужно. Компания "Талосто" предлагает всем хозяйкам своё готовое слоёное тесто "Мастерица". Вот несколько рецептов на завтрак обед или ужин с использованием теста "Мастерица". Слоёные круассаны с начинкой на завтрак [Мастерица. Праздник каждый день! // «Даша», 2004]

Вариант 2. Провести выборы – не проблема. Народ не нужно даже агитировать. Люди прекрасно знают, кто на что способен из кандидатов… Вопрос в другом – выборы должны стать большим праздником для населения. [Россияне должны отдыхать и веселиться – alter ego президентских выборов // Новый регион 2, 2008.02.29]

Вариант 3. А сколько времени еще стоит контролировать этот процесс? Как правильно приучить ребенка к самостоятельности в этом вопросе, не создавая у него ощущения брошенности и равнодушия? Марьяна Безруких: Стоит потихонечку снижать уровень контроля. Во-первых, не нужно сидеть за спиной. Во-вторых, стоит объяснить ребенку, что приготовление уроков нужно начинать не с самого сложного, а с самого простого, что даст удовлетворение и обаятельно получится, а потом переходить к более сложному. То, что сложно, можно разобрать до приготовления уроков, и хорошо бы уйти в другую комнату, сославшись на собственные дела. Но ребенок должен знать, что вы рядом, в случае необходимости вы объясните, подскажете и поможете, и он имеет право обратиться к вам за помощью. [Постканикулярный синдром // РИА Новости, 2008.01.15]

Вариант 4. Читала про "Маму Зину" в "Труде". Ее подвиг восхищает, поскольку стоит за пределами разумного. Как вообще такое возможно? Чем высасывать из пальца тупые сюжеты современных фильмов о войне, лучше бы об этом Человеке фильм сняли! Почему на Западе есть фильм о Шиндлере, спасшем сотни евреев от смерти, а в России живут такие героини, но о них никто не знает, а государству для них награды жалко? Вон пять лет назад пассажиры захваченного террористами самолета США оказали сопротивление, и о них уже фильм готов―посмертно. Renata

Вариант 5. Но может кто, в противность разсуждению сему, предложить оное Христово слово, которое сказал он о слепорожденном, Ни сей согреши, ни родители его, яко слеп родися. Или, когда например слуга стоя у кареты отзнобит себе руки и ноги, чем бедный слуга согрешил? На сие ответствовать надлежит, что не изыскиваем мы здесь партикулярных всякия болезни причин: ибо и очень может статся, что один будет иметь болезнь, а другой в том будет виноват: как напр. болезни помянутаго слуги причиною есть немилосердая поступка господина его: не изыскиваем мы здесь сего; но говорим о первоначальной и общей всех болезней причине, за какую без сомнения поставляем свирепствующую силу страстей. Так перестань же в болезнях роптать, ты человек! почти с благоговением Создателево правосудие, и признай, что кийждо пленицами своих грехов связуется. Почему основательно Христианская учит Богословия, что ежелиб человек не подверг себя страстям, не был бы подвержен болезням, следовательно, не был бы пленен смертию. Ибо разрушения не может быть причиною, разве противных брань, какая брань внутрь нас есть между страстями и разумом. [архиепископ Платон (Левшин). Слово в неделю вторую великаго поста (1765)]

 

 

№ 8. Определите вид рассуждения (энтимема/ силлогизм/ парадокс/ софизм) и заполните таблицу.

пример вид рассуждения
Все животные суть органические существа. Собака есть животное. Значит, собака есть органическое существо.  
Все хотят, чтобы Клиний стал мудрым и не был невежественным. Значит, все хотят, чтобы он стал тем, кем сейчас не является. Все хотят, чтобы таким, каков он есть сейчас, он бы уже никогда не был. Следовательно, все стремятся его погубить  

Вариант 1.

 

Вариант 2.

пример вид рассуждения
Важнейшее качества оратора — привлечь к себе внимание слушателей. Демосфен умел привлечь к себе внимание слушателей  
Все дельфины — водные млекопитающие. Касатка — дельфин. Касатка — водное млекопитающее  

 

Вариант 3.

пример вид рассуждения
Одна и та же вещь не может иметь и не иметь какое-либо свойство. Мед сладкий. Мед желтый. Сладкий и желтый одновременно. Но желтый — не значит сладкий. Получается, что мед сладкий и не сладкий одновременно. Следовательно, одна и та же вещь обладает и не обладает одним и тем же свойством.  
Ахиллес, идя за черепахой в 10 раз быстрее ее, никогда ее не догонит. Поскольку, к тому моментукогда он подойдет к тому месту, где она первоначально находилась, он уйдет вперед на 1/.10 этого расстояния, а когда Ахиллес пройдет эту 1/10, она пройдет 1/100 и т.д.»    

 

Вариант 4.

пример вид рассуждения
Все металлы электропроводны, следовательно, медь электропроводна  
Деревенский парикмахер бреет всех тех и только тех жителей своей деревни, которые не бреются сами. Должен ли они брить самого себя?  

Вариант 5.

пример вид рассуждения
Все художественные произведения, называемые «фантастикой» имеют идейно-эстетическую установку на диктат воображения над реальностью. Произведение «Ассоль» А. Грина имеет идейно-эстетическую установку на диктат воображения над реальностью  
Лошадь может быть рыжей. Белая лошадь не может быть рыжей. Следовательно, белая лошадь — не лошадь  

 

 

 

 

№ 9. Впишите термины, соответствующие дефинициям.

Вариант 1.

Эпоха, в которую возникло и очень ценилось азианское красноречие, называлась …

Раздел подготовки оратора к речи, связанный с определением контроверзы, называется…

Вариант 2.

Эпоха, в которую риторику стали рассматривать как ложную по существу науку о словесных ухищрениях, вводящих в заблуждение называлась …

Раздел в подготовке оратора к речи, связанный с ее произнесением, называется….

Вариант 3.

Раздел в подготовке оратора к речи, где рассматриваются учение об отборе слов, о сочетании слов, о фигурах речи, называется…

Раздел в подготовке оратора к речи, связанный с постановкой голоса оратора и владением своим телом, называется…

Вариант 4.

Эпоха, в которую не было востребовано светское красноречие и очень ценилось искусство проповеди, называлась …

Раздел подоговки оратора к речи, связанный с определением статусов и топов, называется…

Вариант 5.

Раздел в подготовке оратора к речи, где разрабатывается план речи: вступление, изложение, определение темы, доказательства, опровержение доказательств противника, возможное отступление и заключение, называется…

Раздел подготовки оратора к речи, связанный с искусством ее запоминания, называется…

 

№ 10. Напишите письменное рассуждение, интерпретирующее фразу (2-3 страницы А4). Обдумайте композицию своего текста, способы аргументации, собственные примеры, возможные тропы и фигуры. Попробуйте перевести письменный текст в устную форму: сделайте по нему устное сообщение на 15 минут.

Вариант 1. Если голодному человеку вы дадите рыбу, то он будет сыт один день, но если вы научите его ловить рыбу, он будет сытым всю жизнь (индийская мудрость).

Вариант 2. Из двух ссорящихся более виноват тот, кто умнее (В. Гете).

Вариант 3. Наши неудачи поучительнее наших удач (Г. Форд).

Вариант 4. Противник, вскрывающий ваши ошибки, полезнее для вас, чем друг, желающий их скрыть (Л. да Винчи).

Вариант 5. Как лекарство не достигает своей цели, если доза слишком велика, так и порицание и критика – когда они переходят меру справедливости (А. Шопенгауэр).