Достоверные научные источники или первичная научная информация.

Приёмы изучения научной литературы и отбор фактического материала.

Ваша точка зрения.

 

Аргументация
Теоретическая Эмпирическая
Причинно-следственный анализ проблемы Аргументация фактами

 

 

Доказательство – это операция установления истинности тезиса. Оно может быть прямым и косвенным.

Прямое доказательство идет от рассмотрения аргументов к доказательству те­зиса, т.е. истинность тезиса непосредственно обосновывается аргументами.

Косвенное доказательство– это доказательство, в котором истинность выдвинутого тезиса обосновывается путем доказательства ложности антитези­са.

Опровержение– это логическая операция установления ложности или необос­нованности выдвинутого тезиса (положения).

ñ Этапы изучения научных публикаций:

ñ Общее ознакомление с произведением в целом по его оглавлению.

ñ Беглый просмотр всего содержания.

ñ Чтение в порядке последовательности расположения материала.

ñ Выборочное чтение какой-либо части произведения.

ñ Выписка представляющих интерес материалов.

ñ Критическая оценка записанного, его редактирование и «чистовая запись».

 

ВОПРОС 4 Какие бывают жанры(виды) научной информации?

Монография – научное исследование, содержащее полное и всестороннее ис­следование какой-либо проблемы или темы.

Научная статья. Сжатое изложение каких-либо фактов.

Научные доклады. Доказанные сведения или вопросы.

Цитата – используется для неискаженной передачи мысли автора первоисточ­ника, для сопоставления различных точек зрения.

Вторичная научная информация - аннотирование и реферирование являются жанрами вторичной информации. Понятие вторичной информации позволяет максимально сократить объем источника информации при сохранении его основного содержания.

ВОПРОС 5 Цели и задачи аннотирования и реферирования.

Аннотация– даёт представление только о главной теме и перечне вопросов.

Реферат– составляет мнение о содержании текста и сути каждого из его вопро­сов. Рефераты бывают: научно-популярные, научно-учебные(р-конспект, р-ре­зюме, р-обзор, р-доклад), научные.

Рецензия– это письменный разбор, предполагающий: комментирование основ­ных положений, собственное дополнение к мысли, высказанной автором,

ñ выражение своего отношения к постановке проблемы, обобщенную, аргументи­рованную оценку, выводы о значимости работы.

Резюме или резюме-выводы: очень лаконичное мнение о содержании текста или сути вопроса (вопросов) очень эффективно для запоминания как аудитори­ей, так и автором.

Заглавие научной работыдолжно быть без сложных синтаксических конструкций с придаточными предложениями, причастными и деепричастными оборотами. Вспомогательные элементы (второе название) должны иметь уточ­няющее значение. Утяжеляют конструкцию штампы: «К вопросу….», «Некото­рые вопросы…», «О некоторых проблемах…».

Правила построения научного текста содержат очень важные запреты:

ñ Запрещается создавать научный текст, не обозначив точно, к какой об­ласти знания относится данный текст.

ñ Запрещается создавать научный текст без ясного указания на предшествую­щие исследования по данному предмету(цитирование). Это запрещение может быть ослаблено в том случае, если предмет рассматри­вается впервые.

ñ Запрещается излагать свои мысли вне системы терминов и понятий, регу­лирующей правила пользования языком, т.е. вне правил лингвистики, ло­гики и математики

ñ Запрещается выходить, не оговорив этого специально, за пределы исход­ных посылок того или иного вида научного знания.

ВОПРОС 6 Что является средством выражения научного знания?

Научное знание, выражается в различных формах: понятие, категория, закон, гипотеза, теория, научная картина мира. Вырабатывается в ходе познавательной деятельности, конкретно в процессе мышления и общественной практики.

ВОПРОС 7 Что такое познавательная деятельность и её уровни?

Познавательная деятельность - это единство чувственного восприятия, теорети­ческого мышления и практической деятельности.

Уровни познавательной деятельности – эмпирический и теоретический.

 

ВОПРОС 8 Что входит в понятие эмпирического уровня по­знавательной деятельности?

Эмпирический уровень – материально-чувственное взаимодействие с ним че­ловека. Методы – наблюдение, различные формы экспериментирования, пред­метное моделирование, описание результатов, измерение. Основные формы зна­ния – факт и закон.

Факт - синоним истины,особое предложение, фиксирующее эмпирическое знание, утверждение или условие, которое может быть верифицировано(прове­рено), является основой научного знания, отражает объективные свойства ве­щей и процессов. Ему присущи – новизна, точность, объективность и достовер­ность. Факт противопоставляется теории или гипотезе.

Закон– высшая цель эмпирического уровня познания – является результатом мыслительной деятельности по обобщению, группировке, систематизации фак­тов, в которой применяются различные приемы мышления (аналитические, син­тетические, индуктивные, дедуктивные и т.д.). Закон повторяет устойчивое, по­вторяющееся явление.

ВОПРОС 9 Что входит в понятие теоретического уровня по­знавательной деятельности?

Теоретический уровень – формы, методы и способы организации знания, кото­рые обеспечивают построение и разработку научной теории.

Теория – высшая форма познания, дает возможность получать знание об объек­те, не вступая с ним в непосредственный чувственный контакт, учение, система идей или принципов, выступает как форма синтетического знания.

Научная теория– система абстрактных понятий и утверждений, которая пред­ставляет собой не непосредственное, а идеализированное отображение действи­тельности.

Элементы научной теории – идеальные объекты, исходные понятия, принци­пы и законы, правила логического вывода.

ВОПРОС 10 Что такое научная картина мира?

Научная картина мира – целостная система представлений об общих свой­ствах и закономерностях природы, возникающая в результате обобщения и син­теза основных естественно-научных понятий, принципов, методологических установок, строится на основе определенной доказанной и обоснованной науч­ной теории.

Бывают – общенаучная картина мира, картины мира наук, близких по предмету исследования, картины мира отдельных наук.

Два главных компонента научной картины мира: понятийный и чувственно-образный.

Понятийный– философские категории и принципы, общенаучные понятия и законы, фундаментальные понятия отдельных наук.

Чувственно-образный – совокупность наглядных представлений о тех или иных объектах и их свойствах, выражается в ощущении и восприятии.

ВОПРОС 11 Какие бывают способы осуществления познания?

Способ познания – это исторически определенная и целостная система (эмпи­рических и теоретических) средств исследовательской деятельности, призван­ная отражать содержание определенного целостного «среза» объективной реальности (предмета, объекта познания).

Методология научного познания - учение о принципах, формах и способах научно-исследовательской деятельности.

Методология – наука о закономерностях, которым подчиняется метод

деятельности, о происхождении, сущности методов, их эффективности.

Метод– это способ организации средств (инструментов, приемов, операций) теоретической и практической деятельности. Метод – инструмент в добывании фактического материала. Способ применения старого знания для получения но­вого знания. Является орудием получения научных фактов. Система регулятив­ных принципов духовной или материальной деятельности человека.

ВОПРОС 12 Какие бывают методы научного познания?

Методы бывают эмпирические и теоретические.

Методы эмпирическое исследование –наблюдение, сравнение, измерение, эксперимент.

Методы теоретического исследования - мысленные модели, научная идея, ги­потеза, логические средства организации знания.

Этапы теоретического исследования:

1 этап – от конкретного в действительности до абстрактного определения.

2 этап – от абстрактного к конкретному в познании.

ВОПРОС 13 Научное исследование и его составляющие.

Проблема в науке – противоречивая ситуация, требующая своего разрешения. Граница между знанием и незнанием, область предстоящего исследования.

Объект в науке – это процесс или явление, порождающее проблемную ситуа­цию и избранное для изучения.

Предмет в науке– это то, что находится в границах объекта, имеет свои осо­бенности и качественные характеристики на основе которых может быть сфор­мулирована проблема.

Общая схема научного исследования.

ñ Обоснования актуальности выбранной темы

ñ Постановка цели и конкретных задач исследования.

ñ Определение объекта и предмета исследования.

ñ Выбор методов проведения исследования

ñ Описание процесса исследования.

ñ Обсуждение результатов исследования

ñ Формулирование выводов и оценка полученных результатов

 

ВОПРОС 14 Какие бывают основные понятия учебно-иссле­довательской работы?

Информация – это содержание коммуникативной деятельности высших живот­ных, человека и компьютера, которое отделяется от предметной формы этой дея­тельности, существует в виде сигналов, знаков и имеет идеальный характер, бывает первичной и вторичной. Вторичная – обзорная, реферативная, сигналь­ная, справочная.

Аспект– угол зрения, под которым рассматривается объект(предмет исследова­ния).

Гипотеза– научное предположение, выдвигаемое для объяснения каких-либо явлений.

Идея– определяющее положение в системе взглядов, теорий и т.п.

Концепция– система взглядов на что-либо, основная мысль, когда определяют­ся цели и задачи исследования и указываются пути его ведения.

Принцип– основное, исходное положение какой-либо теории, учения, науки. Основные идеи, отражающие объективную природу явления или института, за­кономерности организации, развития и функционирования.

Принципы бывают: основополагающие; организационные; профессиональ­ные.

Категория– форма логического мышления, в которой раскрываются внутрен­ние, существенные стороны и отношения исследуемых предметов.

Умозаключение – мыслительная операция, посредством которой из некоторого количества заданных суждений выводится иное суждение, определенным об­разом связанное с исходным.

Конъюнктура- создавшееся положение в какой-либо области общественной жизни или области научных знаний.

Субъект– «лежащий внизу», индивид, который в процессе конкретного взаи­модействия выполняет функции инициатора всех изменений.

Объект– индивид, который в процессе взаимодействия выступает в роли вос­принимающей стороны и образует особое поле системы данного взаимодей­ствия.