Саморегулирование и государственный контроль в сфере рекламы. Ответственность за нарушение законодательства о рекламе.
Специальные требования, предъявляемые к рекламе.
Законом о рекламе предусмотрены специальные правила в отношении рекламы, в зависимости от следующих критериев:
1)цели распространения рекламы;
2)способ распространения рекламы:
а)в телепрограммах и телепередачах;
б)в радиопрограммах и радиопередачах;
в)в периодических печатных изданиях;
г)распространяемой при кино- и видеообслуживании;
д)распространяемой по сетям электросвязи и размещаемой на почтовых отправлениях;
е)наружной и установке рекламных конструкций;
ж)на транспортных средствах и с их использованием;
3)вид рекламируемого товара:
а)алкогольная продукция;
б) пиво и напитки, изготавливаемые на его основе;
в) табак, табачные изделия и курительные принадлежности;
г)лекарственные средства, медицинская техника, изделия медицинского назначения и медицинские услуги;
д)биологически активные добавки и пищевые добавки, продукты детского питания;
е) продукция военного назначения и оружие;
ж)основанные на риске игры, пари;
з)финансовые услуги;
и)ценные бумаги;
к)по заключению договоров ренты.
Саморегулируемой организацией в сфере рекламы признается объединение рекламодателей, рекламопроизводителей, рекламораспространителей и иных лиц, созданное в форме ассоциации, союза или некоммерческого партнерства в целях представительства и защиты интересов своих членов, выработки требований соблюдения этических норм в рекламе и обеспечения контроля за их выполнением.
Антимонопольный орган осуществляет в пределах своих полномочий государственный контроль за соблюдением законодательства РФ о рекламе, в том числе:
1) предупреждает, выявляет и пресекает нарушения физическими или юридическими лицами законодательства РФ о рекламе;
2) возбуждает и рассматривает дела по признакам нарушения законодательства РФ о рекламе.
Антимонопольный орган вправе:
1) выдавать предписания о прекращении нарушения законодательства РФ о рекламе;
2) выдавать федеральным органам исполнительной власти, органам исполнительной власти субъектов РФ, органам местного самоуправления обязательные для исполнения предписания об отмене или изменении актов, изданных ими и противоречащих законодательству РФ о рекламе;
3) предъявлять в суд или арбитражный суд иски о запрете распространения рекламы, осуществляемого с нарушением законодательства РФ о рекламе;
4) предъявлять в суд или арбитражный суд иски о публичном опровержении недостоверной рекламы ;
5) обращаться в арбитражный суд с заявлениями о признании недействительными полностью или в части противоречащих законодательству РФ о рекламе ненормативных актов федеральных органов исполнительной власти, органов исполнительной власти субъектов РФ, органов МС;
6) применять меры ответственности в соответствии с законодательством РФ об административных правонарушениях;
7) обращаться в арбитражный суд с заявлениями о признании недействительным разрешения на установку рекламной конструкции;
10) выдавать предписания о расторжении договоров на оказание услуг по распространению телевизионной рекламы, заключенных с нарушением требований Закона о рекламе.
Нарушение физическими или юридическими лицами законодательства Российской Федерации о рекламе влечет за собой ответственность в соответствии с гражданским законодательством, законодательством об административных правонарушениях.
Лица, права и интересы которых нарушены в результате распространения ненадлежащей рекламы, вправе обращаться в суд с исками о возмещении убытков, о возмещении вреда, причиненного здоровью физических лиц и (или) имуществу физических или юридических лиц, о компенсации морального вреда, о публичном опровержении недостоверной рекламы.
Антимонопольный орган вправе обратиться в суд с иском к рекламодателю о публичном опровержении недостоверной рекламы за счет рекламодателя.
Суммы штрафов за нарушение законодательства Российской Федерации о рекламе и неисполнение предписаний антимонопольного органа зачисляются в бюджеты бюджетной системы РФ. Уплата штрафа не освобождает от исполнения предписания о прекращении нарушения законодательства Российской Федерации о рекламе.