Правовое регулирование деятельности субъектов естественной монополии.
Государственный контроль за экономической концентрацией.
Экономическая концентрация – сделки, иные действия, осуществление которых оказывает влияние на состояние конкуренции.
Такой контроль, проводимый антимонопольными органами, может быть:
- предварительным (предполагает получение согласия антимонопольного органа при: создании, реорганизации коммерческих организаций; совершении сделок с акциями (долями), имуществом коммерческих организаций, правами в отношении коммерческих организаций; совершении сделок с акциями (долями), активами финансовых организаций и правами в отношении финансовых организаций; основания для предварительного контроля при совершении данных сделок предусмотрены ст. 29 Закона о защите конкуренции);
- последующим (предполагает направление уведомления в антимонопольный орган при: создании, реорганизации коммерческих организаций; совершении сделок с акциями (долями), имуществом коммерческих организаций, правами в отношении коммерческих организаций).
Отношения, возникающие на товарных рынках, в которых участвуют субъекты естественных монополий, регулируются ФЗ “О естественных монополиях”. Следует также учитывать, что субъекты естественных монополий по сути своего положения доминируют на товарном рынке и на них распространяются запреты, предусмотренные Законом о защите конкуренции. Следовательно, при выявлении нарушений закона, допущенных субъектом естественной монополии, к нему могут применяться методы воздействия, предусмотренные антимонопольным законодательством. Исключение составляет наложение штрафов за нарушения субъектами естественных монополий установленного порядка ценообразования. Деятельность указанных субъектов регулируется и актами специального характера. К ним относятся:
- Закон о связи;
- ФЗ от 14 апреля 1995 г. “О государственном регулировании тарифов на электрическую и тепловую энергию в РФ”;
- ФЗ от 26 марта 2003 г. № 35-ФЗ “Об электроэнергетике”;
- ФЗ от 10 января 2003 г. № 17-ФЗ “О ж\д транспорте в РФ”;
- ФЗ от 31 марта 1999 г. № 69-ФЗ “О газоснабжении в РФ”;
- и др.
Естественная монополия – это состояние товарного рынка, которое характеризуется следующими признаками:
- удовлетворение спроса на этом рынке эффективнее в отсутствие конкуренции в силу технологических особенностей производства;
- товары, производимые субъектами естественной монополии, не могут быть заменены в потреблении другими товарами;
- спрос на данном товарном рынке на товары, производимые субъектами естественных монополий, в меньшей степени зависит от изменения цены на этот товар, чем спрос на другие виды товаров.
Субъектами естественных монополий могут быть хозяйствующие субъекты, которые являются ЮЛ и заняты производством (реализацией) товаров в условиях естественной монополии.
Сферы естественных монополий (ст. 4 Закона о естественных монополиях):
- транспортировка нефти и нефтепродуктов по магистральным трубопроводам;
- транспортировка газа по трубопроводам;
- ж/д перевозки;
- услуги транспортных терминалов, аэропортов;
- услуги общедоступной электросвязи и общедоступной почтовой связи;
- услуги по передаче электрической энергии;
- услуги по оперативно-диспетчерскому управлению в электроэнергетике;
- услуги по передаче тепловой энергии;
- услуги по использованию инфраструктуры внутренних водных путей.
Законодательством предусмотрены два основных метода регулирования деятельности субъектов естественных монополий:
1) ценовой метод,при котором регулирование осуществляется посредством установления цен (тарифов) или их предельного уровня;
2) неценовой метод,который предусматривает:
- определение потребителей, подлежащих обязательному обслуживанию;
- установление минимального уровня обеспечения потребителей в случае невозможности удовлетворения в полном объеме потребностей в товаре, производимом (реализуемом) субъектом естественной монополии.