Правовое регулирование деятельности субъектов естественной монополии.

Государственный контроль за экономической концентрацией.

Экономическая концентрация – сделки, иные действия, осуществление которых оказывает влияние на состояние конкуренции.

Такой контроль, проводимый антимонопольными органами, может быть:

- предварительным (предполагает получение согласия антимонопольного органа при: создании, реорганизации коммерческих организаций; совершении сделок с акциями (долями), имуществом коммерческих организаций, правами в отношении коммерческих организаций; совершении сделок с акциями (долями), активами финансовых организаций и правами в отношении финансовых организаций; основания для предварительного контроля при совершении данных сделок предусмотрены ст. 29 Закона о защите конкуренции);

- последующим (предполагает направление уведомления в антимонопольный орган при: создании, реорганизации коммерческих организаций; совершении сделок с акциями (долями), имуществом коммерческих организаций, правами в отношении коммерческих организаций).

 

Отношения, возникающие на товарных рынках, в которых участвуют субъекты естественных монополий, регулируются ФЗ “О естественных монополиях”. Следует также учитывать, что субъекты естественных монополий по сути своего положения доминируют на товарном рынке и на них распространяются запреты, предусмотренные Законом о защите конкуренции. Следовательно, при выявлении нарушений закона, допущенных субъектом естественной монополии, к нему могут применяться методы воздействия, предусмотренные антимонопольным законодательством. Исключение составляет наложение штрафов за нарушения субъектами естественных монополий установленного порядка ценообразования. Деятельность указанных субъектов регулируется и актами специального характера. К ним относятся:

- Закон о связи;

- ФЗ от 14 апреля 1995 г. “О государственном регулировании тарифов на электрическую и тепловую энергию в РФ”;

- ФЗ от 26 марта 2003 г. № 35-ФЗ “Об электроэнергетике”;

- ФЗ от 10 января 2003 г. № 17-ФЗ “О ж\д транспорте в РФ”;

- ФЗ от 31 марта 1999 г. № 69-ФЗ “О газоснабжении в РФ”;

- и др.

Естественная монополия – это состояние товарного рынка, которое характеризуется следующими признаками:

- удовлетворение спроса на этом рынке эффективнее в отсутствие конкуренции в силу технологических особенностей производства;

- товары, производимые субъектами естественной монополии, не могут быть заменены в потреблении другими товарами;

- спрос на данном товарном рынке на товары, производимые субъектами естественных монополий, в меньшей степени зависит от изменения цены на этот товар, чем спрос на другие виды товаров.

Субъектами естественных монополий могут быть хозяйствующие субъекты, которые являются ЮЛ и заняты производством (реализацией) товаров в условиях естественной монополии.

Сферы естественных монополий (ст. 4 Закона о естественных монополиях):

- транспортировка нефти и нефтепродуктов по магистральным трубопроводам;

- транспортировка газа по трубопроводам;

- ж/д перевозки;

- услуги транспортных терминалов, аэропортов;

- услуги общедоступной электросвязи и общедоступной почтовой связи;

- услуги по передаче электрической энергии;

- услуги по оперативно-диспетчерскому управлению в электроэнергетике;

- услуги по передаче тепловой энергии;

- услуги по использованию инфраструктуры внутренних водных путей.

Законодательством предусмотрены два основных метода регулирования деятельности субъектов естественных монополий:

1) ценовой метод,при котором регулирование осуществляется посредством установления цен (тарифов) или их предельного уровня;

2) неценовой метод,который предусматривает:

- определение потребителей, подлежащих обязательному обслуживанию;

- установление минимального уровня обеспечения потребителей в случае невозможности удовлетворения в полном объеме потребностей в товаре, производимом (реализуемом) субъектом естественной монополии.