Правовые средства антимонопольного регулирования.
Понятие и формы недобросовестной конкуренции.
В соотв. с ФЗ «О защите конкуренции» недобросовестная конкуренция – любые действия хозяйствующих субъектов (группы лиц), которые направлены на получение преимуществ при осуществлении предпринимательской деятельности, противоречат законодательству РФ, обычаям делового оборота, требованиям добропорядочности, разумности и справедливости и причинили или могут причинить убытки другим хозяйствующим субъектам – конкурентам либо нанесли или могут нанести вред их деловой репутации.
Наиболее характерные проявления данного вида правонарушения:
- распространение ложных, неточных или искажённых сведений, которые могут причинить убытки хозяйствующему субъекту либо нанести ущерб его деловой репутации;
- введение в заблуждение в отношении характера, способа и места производства, потребительских свойств, качества и количества товара или в отношении его производителей;
- некорректное сравнение хозяйствующим субъектом производимых или реализуемых им товаров с товарами, производимыми или реализуемыми другими хозяйствующими субъектами;
- продажа, обмен или новое введение в оборот товара, если при этом незаконно использовались результаты интеллектуальной деятельности и приравненные к ним средства индивидуализации ЮЛ, средства индивидуализации продукции, работ, услуг;
- незаконное получение, использование, разглашение информации, составляющей коммерческую, служебную или иную охраняемую законом тайну.
Действующее конкурентное законодательство предусматривает достаточно широкий спектр правовых средств антимонопольного регулирования, применяемых компетентным государственным органом в строго определённых случаях и в определённом порядке. Формой антимонопольного реагирования чаще всего является предписание.
К основным правовым средствам антимонопольного регулирования относятся:
1)возбуждение и рассмотрение дел о нарушениях антимонопольного законодательства;
2)выдача в случаях, указанных в Законе о защите конкуренции, хозяйствующим субъектам обязательных для исполнения предписаний, в том числе:
а)о прекращении нарушений антимонопольного законодательства;
б) об устранении последствий нарушения антимонопольного законодательства;
в) о восстановлении положения, существовавшего до нарушения антимонопольного законодательства;
г) о перечислении в федеральный бюджет дохода, полученного вследствие нарушения антимонопольного законодательства;
д) о заключении договоров, об изменении условий договоров или о расторжении договоров, об изменении или ограничении использования фирменного наименования;
е) о выполнении экономических, технических, информационных и иных требований об устранении дискриминационных условий и о предупреждении их создания;
3) выдача федеральным органом исполнительной власти, органом исполнительной власти субъекта РФ, ОМСУ, иным осуществляющим функции указанных органов органам или организациям, а также государственным внебюджетным фондам, их должностным лицам обязательных для исполнения предписаний о прекращении нарушений антимонопольного законодательства; о совершении действий, направленных на обеспечение конкуренции;
4) обращение в арбитражный суд с исками, заявлениями о нарушении антимонопольного законодательства;
5) участие в рассмотрении судом или арбитражным судом дел, связанных с применением и (или) нарушением антимонопольного законодательства;
6)введение реестра хозяйствующих субъектов, имеющих долю на рынке определенного товара в размере более чем 35%;
7)установление доминирующего положения хозяйствующего субъекта при рассмотрении дела о нарушении антимонопольного законодательства и при осуществлении государственного контроля за экономической концентрацией;
8) проведение проверки соблюдения антимонопольного законодательства коммерческими организациями, некоммерческими организациями, органами исполнительной власти, органами МС, а также государственными внебюджетными фондами, физическими лицами;
9) осуществление государственного контроля за экономической концентрацией;
10) принудительное разделение или выделение коммерческих организаций, а также некоммерческих организаций, осуществляющих деятельность, приносящую им доход.