Понятие и виды монополистической деятельности на товарном рынке.

Понятие и признаки доминирующего положения.

В соотв. с ФЗ «О защите конкуренции» доминирующее положение – положение хозяйствующего субъекта (группы лиц) или нескольких хозяйствующих субъектов (группы лиц) на рынке определённого товара, дающее такому хозяйствующему субъекту (группе лиц) или таким хозяйствующим субъектам (группам лиц) возможность оказывать решающее влияние на общие условия обращения товара на соответствующем рынке, и (или) устранять с этого товарного рынка других хозяйствующих субъектов, и (или) затруднять доступ на этот товарный рынок другим хозяйствующим субъектам.

Признаки доминирующего положения:

- доминирующее положение устанавливается в отношении хозяйствующих субъектов – ИП, российских и иностранных коммерческих организаций, а также некоммерческих организаций, осуществляющих деятельность, приносящую доход;

- доминирующее положение устанавливается в отношении хозяйствующих субъектов, группы лиц, осуществляющих производство товаров;

- доминирующее положении устанавливается на товарном рынке;

- качественным признаком доминирующего положения является исключительность положения субъекта, которая даёт ему возможность оказывать влияние на состояние конкурентной среды на рынке определённого товара;

- количественный признак доминирующего положения определяется той долей, которую хозяйствующий субъект занимает на рынке определённого товара.

 

Монополистическая деятельность – злоупотребление хозяйствующим субъектом, группой лиц своим доминирующим положением, соглашения или согласованные действия, запрещённые антимонопольным законодательством, а также иные действия (бездействие), признанные в соответствии с ФЗ монополистической деятельностью (ст. 4 Закона о защите конкуренции).

Виды монополистической деятельности:

- индивидуальная монополистическая деятельность (проявляется в виде действий (бездействия) занимающего доминирующее положение хозяйствующего субъекта, результатом которых являются определённые последствия):

• действия (бездействие), в отношении которых установлен абсолютный запрет;

• действия (бездействие), которые могут быть признаны допустимыми, если такими действиями (бездействием) не создаётся возможность для отдельных групп лиц устранить конкуренцию на соответствующем товарном рынке, не налагаются на их участников или 3-х лиц ограничения, не соответствующие достижению целей таких действий (бездействия);

- коллективная монополистическая деятельность (в виде соглашений (согласованных действий) хозяйствующих субъектов, если такие действия могут привести к определённым последствиям).