Право хозяйственного ведения и право оперативного управления имуществом субъектов ПП.

Право собственности как основа ведения предпринимательской деятельности.

В соответствии со ст. 8 К РФ признаются и защищаются равным образом частная, государственная, муниципальная и иные формы собственности.

Субъектами частной собственности являются граждане и ЮЛ. ИП и ЮЛ, кроме государственных и муниципальных предприятий, являются собственниками имущества, на базе которого они осуществляют хозяйствование. Используемое в предпринимательской деятельности имущество, принадлежащее гражданам-предпринимателям и организациям, обособляется от имущества иных лиц. Юридической формой обособления имущества ЮЛ выступает закрепление его на самостоятельном балансе у коммерческих организаций или в смете у некоммерческих.

Имеющееся у субъектов предпринимательской деятельности имущество подлежит оценке.

Субъектами права государственной собственности являются РФ и субъекты РФ, а муниципальной собственности – муниципальные образования.

Действующим законодательством урегулирован порядок управления государственной собственностью. В соответствии со ст. 71 К РФ в ведении РФ находится федеральная государственная собственность и управление ею. Орган, осуществляющий управление – Правительство РФ. Минэкономразвития России является федеральным органом исполнительной власти, осуществляющим функции по выработке государственной политики и нормативному правовому регулированию в сфере управления федеральным имуществом.

Права на государственное недвижимое имущество и сделки с ним подлежат регистрации в Едином государственном реестре прав на недвижимое имущество и сделок с ним.

В субъектах РФ созданы соответствующие органы, осуществляющие функции по управлению государственным имуществом. В столице таким органом является Департамент имущества г. Москвы.

 

Право хозяйственного ведения представляет собой производное от права собственности вещное право ЮЛ-собственников по хозяйственному и иному использованию имущества собственника. Основы современного правового режима хозяйственного ведения закреплены в гл. 19 ГК РФ и в Законе об унитарных предприятиях.

Субъектами права хозяйственного ведения могут быть только государственные или муниципальные унитарные предприятия. Такие предприятия именуются унитарными, поскольку их имущество является неделимым и не может быть распределено по вкладам, паям, долям, акциям. Имущество, переданное предприятию на праве хозяйственного ведения, выбывает из фактического обладания собственника-учредителя и зачисляется на баланс предприятия. Это имущество становится “распределённым”, обособленным от имущества других лиц, в том числе и собственника, и служит базой самостоятельной имущественной ответственности предприятия.

Законодательство определяет права и самого собственника в отношении имущества, находящегося в хозяйственном ведении (ст. 295 ГК РФ и ст. 20 Закона об унитарных предприятиях).

Право оперативного управления представляет собой производное от права собственности вещное право. В соответствии со ст. 296 ГК РФ субъектами права оперативного управления могут быть только казённые предприятия и учреждения. Основы правового регулирования имущества, передаваемого казённым предприятиям на праве оперативного управления установлены помимо ГК РФ Законом об унитарных предприятиях. Собственником имущества казённого предприятия является РФ, субъект РФ, муниципальное образование. Полномочия собственника имущества казённого предприятия в основном совпадают с полномочиями собственников предприятий, основанных на праве хозяйственного ведения.

В силу ст. 297 ГК РФ и ст. 19 Закона об унитарных предприятиях казённое предприятие вправе распоряжаться имуществом, как движимым, так и недвижимым, лишь с согласия собственника.

Важной особенностью правового положения казённых предприятий является обязанность как собственника нести субсидиарную ответственность по обязательствам предприятия в случае недостаточности его имущества. Право оперативного управления возникает с момента передачи имущества.