Способы регулирования цен.

Понятие и виды цен.

Цена – денежное выражение стоимости товара.

В юридической литературе цена рассматривается как экономическая и правовая категория.

Как экономическая категория – формируется с учётом уровня потребительского спроса на продукцию; эластичности спроса, сложившегося на рынке этой продукции; возможности реакции рынка на изменение выпуска предприятием этой продукции; мер государственного регулирования ценообразования и уровня цен на аналогичную продукцию предприятий-конкурентов.

Как правовая категория – выступает существенным условием ряда договоров, базой для формирования НДС, акцизов, снабженческо-сбытовых, торговых надбавок, а также имеет ряд других значений.

Виды цен:

в зависимости от роли государства в их формировании цены могут быть:

- свободными (цена, складывающаяся на товарном рынке без государственного воздействия на неё);

- регулируемыми (цена товара, складывающаяся на товарном рынке при государственном воздействии на неё путём применения экономических и (или) директивных мер).

также различают:

- контролируемые (установление и применение регулируемых цен всегда контролируется соответствующими государственными органами);

- неконтролируемые;

в зависимости от рынка цены делятся на:

- оптовые (по оптовым ценам продукция реализуется другим предприятиям или торгово-сбытовым организациям);

- розничные (по розничным ценам товары реализуются конечному потребителю);

также различают:

- постоянные (когда в НА не содержится условия о периоде действия цены);

- временные (с определением такого периода);

по территории действия цены можно классифицировать на:

- внутригосударственные (формирование таких цен осуществляется в соответствии с законодательством РФ);

- мировые (определяются на основе данных биржевых котировок – Лондонской биржи металлов и др.);

приватизационное законодательство использует понятия:

- нормативная цена – это минимальная цена, по которой возможно отчуждение государственного или муниципального имущества;

- начальная ценаустанавливается в случаях, предусмотренных Законом о приватизации.

 

К способам директивного (прямого) регулированияценообразования следует отнести установление:

1) фиксированных цен.Например, существуют фиксированныетарифы на перевозки пассажиров и багажа всеми видами общественного транспорта;

2) предельных (максимальных и минимальных) цен.Например, установлены предельные уровни тарифов на электрическую энергию, потребляемую населением. Утверждены минимальные цены на водку, ликероводочную и другую алкогольную продукцию крепостью свыше 28 процентов;

3) базовых цен и предельных коэффициентов их изменения.Такая система применяется, например, при расчете тарифов за услуги связи. Коэффициенты устанавливаются дифференцированно по видам услуг и категориям потребителей в зависимости от времени суток, дня недели, способов обсуждения;

4) предельных размеров снабженческо-сбытовых и торговых надбавок.Например, регулируются оптовые и розничные надбавкик ценам на лекарственные средства, продукты питания первой необходимости;

5) предельного уровня рентабельности.Например, исчисление ставок платы за пользование вагонами и контейнерами устанавливается с учетом обеспечения 25-процентного уровня рентабельности грузовых перевозок;

В качестве мер экономического (косвенного) регулированияценообразования следует назвать бюджетные дотации, компенсации затрат производителям, льготное кредитование и, налоговые льготы, что позволяет снизить себестоимость выпускаемой продукции и, следовательно, уровень цен. Нормативными актами предусмотрена необходимость преобладания мер экономического управления ценами над директивными и максимального увязывания прав субъектов РФ по регулированию цен с возможностями их бюджетов.