Деятельность менеджера и его задачи
Цели и задачи менеджмента
Конечная цель менеджмента – обеспечение прибыльности предприятия, эффективное использование кадрового потенциала, постоянное преодоление риска при работе на внутреннем и внешнем рынках (рис. 2.11).
Основные факторы, влияющие на становление и развитие менеджмента в российской экономике:
kvvad формирование рыночного механизма и сочетание его с государственным регулированием;
kvvad изменения в структуре потребностей общества в продукции и услугах, ориентация менеджмента преимущественно на удовлетворение потребностей в предметах потребления;
kvvad обострение внутренней конкуренции вследствие ограниченности ресурсов и снижения спроса на традиционные отечественные продукты и услуги;
Рис. 2.9. Современная модель менеджмента
Рис. 2.10. Составляющие понятия «менеджмент»
Рис. 2.11. Задачи менеджмента
kvvad интернационализация конкуренции и связанная с этим принудительная адаптация к международным стандартам;
kvvad усиление социальных и экологических требований к деятельности организаций и учреждений, ориентация менеджмента на внешние факторы эффективности организаций;
kvvad возрастающая степень комплексности реализуемой продукции и услуг, диверсификация и кооперация организаций;
kvvad профессионализация менеджмента, повышение общественной значимости и оценки менеджмента, стремление к обучению и повышению профессиональной квалификации.
Задачи менеджмента решаются через деятельность особой категории специалистов, которых принято называть менеджерами. Менеджер – это специалист, профессионально занимающийся управленческой деятельностью в конкретной области функционирования предприятия.
Профессиональное занятие означает, что этот специалист занимает постоянную должность на предприятии и наделен полномочиями принимать управленческие решения в определенной сфере деятельности предприятия.
Термин «менеджер» применяется к достаточно широкой категории сотрудников предприятия:
kvvad руководителям групп;
kvvad начальникам лабораторий, отделов, функциональных служб предприятий;
kvvad руководителям производственных подразделений;
kvvad администраторам различного уровня, координирующим деятельность различных подразделений и внешних партнеров;
kvvad руководителям предприятий, фирм в целом.
Выделяют три категории требований к профессиональной компетенции менеджера:
• знания в области теории и умения в сфере практики управления;
• способность к коммуникации и умение работать с людьми;
• компетентность в области специализации предприятия.
В структуре любого предприятия можно выделить два вида разделения труда менеджеров – горизонтальное и вертикальное.
Горизонтальное разделение труда связано со специализацией менеджеров преимущественно по функциональному признаку, т.е. закреплению за ними одной или нескольких предметных функций менеджмента. Такое разделение труда обусловливает создание на предприятии специальных служб стратегического управления, плановых и контрольно-диспетчерских отделов и управлений и т.д.
Вертикальное разделение труда зависит от характера осуществляемых процессов, масштабов деятельности, отраслевой принадлежности, выражается в организационной структуре предприятия, составе уровней менеджмента.
На предприятии выделяется три иерархических уровня менеджмента:
высший – руководитель предприятия, его первые заместители по функциональным областям деятельности;
средний – руководители подразделений, служб и административных органов предприятия (до 60% всей численности менеджеров предприятия);
низший – руководители творческих групп и лабораторий, производственных участков и т.д.
Чем выше иерархический уровень менеджера, тем в большей степени в его деятельности присутствуют функции определения целей стратегического планирования и системной организации инноваций.
Современный менеджер принципиально отличается от хозяйственного руководителя.