II. Работа с текстом.
Сказки знают все. По крайней мере, несколько сказок каждый из нас может вспомнить. И «Репку», и «Колобок», и про Ивана-царевича и серого волка, и ... И все-таки, смею сказать, мы не знаем сказки. Велико число сказок (ученые насчитывают их многие сотни), а на слуху у нас не более десятка...
Салтыков-Щедрин в рассказе «Запутанное дело» вспоминает о том блаженном состоянии, которое каждый из нас более или менее ощущал в детстве, слушая долгим вечером бесконечно однообразные и всегда новые, никогда не утомляющие, давным-давно переслушанные и, между тем, всегда возбуждающие судорожное любопытство рассказы старой няни о бабе-яге –костяной ноге, об избушке на курьих ножках и т.д.
...Нельзя подходить к поэтическому миру сказок с нашим, во многом рациональным, мышлением. В то, о чем так интересно повествуют сказки, надо верить. В них есть своя художественная правда.
Одним словом, сказки – это сказки. И мне хочется верить, что мы больше полюбим народное искусство, нашу историю, станем немного добрее и немного чище...
(Ю. Круглое)
1. Определите тему, основную мысль текста. Докажите, что это текст.
2. Озаглавьте текст, составьте его план.
3. Подберите синонимы к словам бесконечно, повествовать, любопытство. Чем различаются слова, входящие в синонимический ряд?
4. Образуйте наречия от прилагательных поэтический, художественный, рациональный, однообразный. Расскажите об основных способах словообразования наречий.
5. Составьте схему последнего предложения.
6. Объясните встретившиеся в тексте орфограммы и пунктограммы.
7. Подготовьтесь к выразительному чтению текста.
В качестве основного средства контроля за знаниями сегодня используются тесты.
ПРИМЕРЗ
ТЕСТ
1. Буква г или к?Отметьте слова, в которых пишется г.
1) трудный э_замен;
2) стоять вприты_;
3) продро_ший насквозь;
4) сом_нуть ряды;
5) но_тюрн Шопена.
2. Буква дили т?Отметьте слова, в которых пишется т.
1) о_городиться от всех;
2) спортсмен-баске_болист;
3) нелюбимая па_черица;
4) удачная по_сказка;
5) лими_ времени.
3. Буква з или с? Отметьте слова, в которых пишется з.
1) _дувать пылинки;
2)сколь_кая дорожка;
3)сдать эк_терном;
4)бе_численные проблемы;
5)произвести де_активацию.
4. Буква аили о? Отметьте слова, в которых пишется а.
1) хороший пл_вец;
2) з_ревой отблеск;
3) возл_гать ответственность;
4) изл_жить мысли;
5) осн_стить судно.
Компьютер дает возможность подобрать к урокам русского языка и другие материалы, например такие:
1) алгоритмы решения лингвистической задачи;
2) опорные конспекты;
3) схемы;
4) таблицы;
5) иллюстрации;
6) тексты-шутки на орфографическое правило (для запоминания, проверочного диктанта).
Теперь существует большое количество компьютерных обучающих программ по русскому языку, словарей и энциклопедий, словарных и текстовых баз данных, которыми может воспользоваться учитель русского языка как при подготовке к уроку, так и на самом уроке. Есть в Сети методические и искусствоведческие материалы.