Индивидуализация обучения.
В теоретической части учебника дается материал различной степени сложности: для самостоятельных наблюдений, для ознакомления (с определенной информацией в рамках); теоретические сведения для ознакомления (осмысления), а не для запоминания; материал для обязательного заучивания;исторические справки.
Система повторения в учебнике:повторение
- в начале учебного года;
- в начале изучения каждой новой темы (сопутствующее повторение);
- в конце изучения темы (раздела);
- в конце учебного года.
Справочные материалы учебников – списки изученных (изучаемых) правил (орфограмм, пунктограмм); словари «Пиши правильно», «Произноси правильно», «Толковый словарь», «Грамматико-орфографический словарь»; памятки (сведения об условных обозначениях, принятых в учебнике; как самостоятельно готовиться к диктантам, изложениям, сочинениям; как совершенствовать написанное; порядок проведения различных видов разбора).
Развитиешкольников:
- развитие их логического мышления (от чувственно-наглядного к абстрактно-обобщенному): анализ, синтез, сравнение, абстрагирование, обобщение, классификация, систематизация;
- формирование лингвистического мировоззрения: усвоение школьниками ряда лингвистических понятий, родовых и видовых признаков изучаемых явлений; самостоятельное формулирование понятий и правил; обнаружение ошибок в дефинициях; представление о коммуникации;
- обучение школьников самостоятельному пополнению знаний;
- обучение школьников умению применять полученные знания в новых условиях;
- развитие языкового чутья учащихся;
- формирование навыков самоконтроля.
Методический аппарат учебников:
1. Способы и формы предъявления информации.
2. Разграничение материала по степени важности.
3. Наличие материалов, корректирующих способы деятельности учащихся: образцы рассуждений, способы применения правил, образцы выполнения заданий, образцы разбора.
4. Система формирования понятий, умений и навыков.
5. Регулярное повторение изученного.
6. Наглядный материал учебника: рисунки, схемы, таблицы, алгоритмы и т.д.
3. Неосновные средства обучения: методические пособия, дополняющие учебник, дидактические материалы
Неосновные средства обучения
а) методические пособия,
дополняющие учебник
б) дидактические материалы в) наглядные материалы
А.К пособиям, дополняющим учебник, относятся «Рабочие тетради», представляющие собой сборники упражнений и различных заданий, часть из которых выполняется непосредственно в тетради, Для каждого класса разработаны тетради в соответствии с изучаемыми программными разделами.
Кроме того, на уроках русского языка широко используются словари и справочники (орфографический, толковый, словообразовательный, фразеологический и др.).
В настоящее время разработаны тетради тематического тестового контроля по классам.
Б. Дидактические материалы в основном представляют собой систему учебных карточек, предназначенных для индивидуальной и индивидуально-групповой работы с учащимися. Они могут использоваться и на уровнях, и в качестве дополнительных домашних заданий отдельным учащимся с учетом их особенностей и возможностей, т.е. возможно применение дифференцированного подхода к обучению. Все карточки служат для формирования и закрепления умений и навыков учащихся. Поэтому материал в них рассчитан на разделы в зависимости от характера формируемого навыка.
В. Наглядные пособия в учебном процессе применяются, прежде всего, для мобилизации психической активности учащихся, введения новизны в учебный процесс, повышения интереса к предмету, увеличения возможности непроизвольного запоминания материала, расширения объема усваиваемого материала, выделения главного в учебном материале и его систематизации.
Средства наглядности делятся на зрительные, звуковые и зрительно-звуковые.
Средствазрительной наглядности: таблицы, репродукции картин, экранные средства (диафильмы, диапозитивы, слайды, транспаранты).
В свою очередь таблицы, как основное средство зрительной наглядности, делятся на языковые и речевые в зависимости от выполняемых ими функций.
Языковые таблицы отражают закономерность, сущность какого-либо правила или понятия, что способствует наиболее быстрому усвоению этого понятия, запоминания правила.
Речевые таблицы содержат конкретный речевой материал, который требуется запомнить.
Средства слуховой наглядности: грампластинки, магнитофонные записи.
Зрительно-слуховыесредства: диафильмы со звуковым сопровождением, кинофильмы и кинофрагменты.