Учебник как основное средство обучения
Основные и неосновные средства обучения
Компьютерные технологии в обучении русскому языку.
Технические средства обучения.
Пособия, дополняющие учебник, дидактические материалы, средства наглядности в обучении русскому языку.
Учебник как ведущее средство обучения.
ЛЕКЦИЯ № 3
Тема: СРЕДСТВА ОБУЧЕНИЯ РУССКОМУ ЯЗЫКУ
План:
1. Средства обучения русскому языку как методическая категория. Классификация средств обучения русскому языку.
Средства обучения русскому языку –это пособия и материалы, с помощью которых учитель организует познавательно-практическую деятельность школьников и управляет ею, решая стоящие перед ним задачи.
Средства обучения делятся на основныеи неосновные.
Основные СО:1) школьный учебник; 2) учебные материалы, дополняющие учебник (дидактические материалы к учебнику; сборники диктантов, изложений, раздаточный материал, тетради на печатной основе, словари, справочники и т.д.; 3) наглядные пособия различных типов.
Неосновные СОиспользуются эпизодически, обслуживают не весь учебный процесс, а отдельные его стороны: диафильмы, диапозитивы, транспаранты и др.
Ведущее средство обучения – школьный учебник – специальная книга, где изложены в системе знания по русскому языку с целью формирования лингвистической и коммуникативной компетенции школьников.
Функции учебника:
ü информационная (даются знания о языке);
ü систематизирующая (знания даются и формируются умения и навыки в определенной системе);
ü трансформационная (различного рода умения формируются в определенной последовательности);
ü воспитательная (обеспечивается качеством привлекаемого языкового материала).
Особенностью современных учебников по русскому языку является рассмотрение фактов языка в трех аспектах: структура (формальная организация), значение (семантика), функция (употребление в речи).
Описание единиц всех уровней языка и речи: текст, стили речи, нормы, предложение (высказывание), слово, словоформа, значимая часть слова, фонема (звук).
Модернизация современных учебников: знания – основа формирования коммуникативных умений и навыков, потому главнойдидактической единицей является связный текст. Особенность развития связной речи в современных учебниках.
Формы предъявления информации в современных учебниках:
- индуктивный;
- дедуктивный (разъяснение сущности нескольких взаимосвязанных фактов, явлений, понятий;
- индуктивно-дедуктивный (первоначальное ознакомление с явлением, дедуктивное изложение его сущности, обобщение и введение новых фактов, характерных для изучаемого явления).
Учебник – средство формирования умений и навыков:
- учебно-языковых (учебно-познавательных): найдите указанное явление, охарактеризуйте его признаки; разберите по плану предъявленную единицу языка;
- правописных умений и навыков (орфографических и пунктуационных);
- речевых (нормативных и коммуникативных): образуйте форму, уместную в разговорной речи; укажите (образуйте) форму, соответствующую нормам русского литературного языка; постройте конструкцию, уместную в официально-деловом стиле речи; напишите связное высказывание на определенную тему в заданном стиле речи и т.д.