Словообразовательные упражнения.

Словообразовательный разбор и разбор слова по составу. Основные методы изучения.

Принципы методики изучения словообразовательных понятий.

Значение, цели и задачи изучения словообразования в школе.

2. Структура и содержание курса словообразования. Словообразовательные понятия, изучаемые в школе.

 

1. Место, значение и задачи изучения словообразования в школе

Под словообразованием в школьном курсе русского языка, в отличие от академической науки, понимается изучение морфемного состава слова и способы образования производных слов. Этот раздел изучается в шестом классе в составе грамматики, предшествуя морфологии именных частей речи и следуя за лексикой и фразеологией в 5 классе.

Словообразование стало изучаться в средней школе с 1970 года. Это позволило ученикам получить знание о, структуре слова и способах словопроизводства, о способах выражения различных значений, о различных способах образования производных слов.

Изучение словообразования способствует обогащению словарного запаса учащихся, сознательному усвоению орфографических правил, которые действуют в морфемах, содержащих орфограмму; пониманию типологии значимых частей, классифицируемых с учетом выражаемого значения, выполняемой функции и стилистической окраски. Задачи изучения словообразования в средней школе: – познакомить школьников с морфемным составом слова;

- изучить типологию морфем с точки зрения места в слове, типа выра­жаемого значения, выполняемой функции;

научить школьников разграничивать производные и непроизводные слова;

- познакомить с механизмом образования слов различных частей речи и характером отношений между производным словом и производящим;

- способствовать обогащению речи учащихся однокоренными словами с синонимичными морфемами, которые употребляются с учётом конкретной речевой ситуации;

- показать роль производных слов как средства связи предложений в тексте и однокорневых слов для раскрытия темы текста.

 

2. Словообразовательные понятия, изучаемые в школе

В школьном курсе словообразования работают над тремя группами поня­тий:

1) понятия, связанные с морфемной структурой слова; 2) понятия, связанные с образованием слов; 3) понятия, связанные с морфемным и словообразовательным анализами слов.

К 1-й группе понятий относятся значимые части слова: морфема, морфемы формообразующие (словоизменительные), морфемы словообразовательные; основа; основа слова, окончание; корень, приставка, суффикс, постфикс, соединительная морфема.

Ко 2-й – непроизводные слова, производные слова, производящая часть, словообразовательное средство, словообразовательное значение; способы образования слов, суффиксальный способ, приставочный, приставочно - суффиксалъный, постфиксальный, переход слов из одной части речи в другую; сложение основы и целого слова, сложение нескольких основ в сочетании с суффиксальным способом, сложение сокращенных основ, слияние.

К 3-й – морфемный разбор слова, словообразовательный разбор слова.

Часть понятий первой группы, а также разбор слова по составу изучаются в начальной школе; повторяются в курсе 5-го класса при изучении правописания слов и работе над смысловой стороной слова, когда знакомятся с тем, какие части слова передают его лексическое значение, а какие – выражают грамматическое значение. В курсе 6-го класса учащиеся получают общее представление о различии между словоизменением и словообразованием, совершенствуют умение находить корень, приставку, суффикс, окончание, определять основу слова при решении орфографических задач.

Исходным понятием в курсе 6-го класса является словообразование как раздел науки о языке, противопоставляемый словоизменению. У учащихся должно сложиться представление о слове и его форме, о том, что в результате словообразовательных процессов образуются разные однокоренные слова; при помощи же словоизменительных морфем (в ходе изменения окончаний при склонении и спряжении и добавления к основе словоизменительных суффиксов) образуются разные грамматические формы одного и того же слова. При этом важно подчеркнуть, что словоизменение не фиксируется словарями, так как в словарях помещаются слова в их начальной форме.

Основными словообразовательными понятиями в курсе 6-го класса являются производные и непроизводные слова, производящая часть, словообразовательное средство, способы образования слов.

При изучении раздела наибольшую трудность вызывают такие понятия, как производное, непроизводное, производящее. «К непроизводным относятся слова, которые не образованы от других слов. Среди них по морфемному составу выделяются две группы слов. В одну группу входят изменяемые слова, состоящие из корня, окончания, например: стен-а, весн-а, пап-а, стекл-о, степь-, ручей- и т.д. Другую группу составляют неизменяемые слова типа бра, пальто, мяу, брысь, ох, для, около, ведь, мимо, там, состоящие только из корня. Слова обеих групп имеют нечленимую основу, которая материально равна корню...

К производным относятся слова, образованные от других слов, например: стен-к-а, весен-н-ий, пап-очк-а, стёкл-ъпик-о, степ-н-ой, шкаф­чик, руче-ёк [ру-че[й]-ок]».

О производящей части у А. Н. Тихонова сказано: «Производное слово всегда двухкомпонентно. Оно состоит из производящей части и словообразовательного средства. В качестве производящей части в русском языке выступает основа слова, или всё слово, или их комбинация. Так, при образовании слов стенка, весенний, папочка и т.п. использована основа слова стен(а), весн(а), пап(а); при создании слов подгруппа, антитела, аморальный, спрыгнуть, вбежать и т.п. использованы слова группа, тела, моральный, прыгнуть, бежать целиком. Комбинации двух основ, основы и слова или двух слов встречаются при образовании сложных и составных слов. Например: слова водовоз, землемер, нервотрепка образованы на базе основ двух слов: вод (а) и воз(итъ) (воду возить), земл(я) и мер(ить) (землю мерить), нерв и треп(атъ) (нервы трепать); слова чёрно-белый, лесостепь созданы на базе производящих основ (чёрн-, лес-) и производящих слов (белый, степь); при образовании составных слов диван-кровать, плащ-палатка использовано по два слова (диван и кро­вать, плащ и палатка). Таким образом, производящая часть может быть равна основе производящего слова (лист – листва), слову (автор – со­автор), словосочетанию (вечерняя газета – вечёрка), предложению (перекати поле – перекати-поле).

Словообразовательное средство – это приставки, суффиксы, постфиксы, соединительные морфемы, с помощью которых образуются слова. Для четкого противопоставления производящей части словообразовательному средству её обозначают в производном слове сверху. На первоначальном этапе формирования операционного умения находить производящую часть анализируемые слова записываются следующим образом: чита-тъ → чит-атель.

Общее у производящего и производного слова и есть производящая часть:

вод - а бород-а

под - вод - ный под - бород- ок

Ср.: вод - а — подводный бород- а — подбородок.

К числу словообразовательных средств относится и нулевой суффикс, «работу» которого учащиеся «увидят» в ходе сопоставления таких пар: обжига- ть — обжига -ние, вывозить — вывоз-к-а. Присоединение суффиксов -ний, -к- к основе глагола привело к тому, что производное слово стало именем существительным, обозначая отвлеченное действие. То же произошло в словах типа выходить → выход, вырезать → вырез. При такой последовательности работы учащиеся осознают роль нулевого суффикса: он преобразует глагольную основу в основу имени существительного. Аналогичные процессы происходят при образовании имен существительных со значением отвлеченного признака от основ имен прилагательных с помощью суффиксов, материально выраженных, и нулевого, не выраженного материально: высокий → выс-ота, высокий → высь; тихий - тишина, тихий – тишь и т.д.

Знакомство со словообразовательной цепочкой, когда производное слово само становится производящим, позволит сформировать у учащихся представление о синтагматических словообразовательных связях: гитара → гитарист → гитаристка.

Таким образом, словообразовательное средство – это морфема, которая используется для образования слов. Это может быть одна морфема (при-город, город-ск-ой, брить-ся) или несколько (горд-и-тъ-ся, под-осин­овик, дв-ух-этаж-н-ый), присоединяемых к производящему одновременно.

При изучении словообразования необходимо раскрыть системные связи, существующие между значимыми частями слова; специфику однокоренных слов как членов словообразовательных гнёзд; своеобразие производных слов как эквивалентов словосочетания и предложения. Между значимыми частями существуют такие явления, как многозначность, синонимия, антонимия, омонимия.

Многозначность – это способность значимой части выражать не одно, а несколько значений, которые реализуются в разных словах; так, приставка пере- имеет значения: 1) повторность действия (перечитать); 2) промежуточность, пространство между чем-нибудь, пересечение (переулок); 3) чрезмерность действия или явления (переохладиться).

С многозначностью связана омонимия значимых частей: суффикс -к- в слове заготовка имеет значение предмета, в слове вербовка – значение отвлеченного действия, в слове пианистка – значение лица женского пола, а в слове пилка – значение «маленькая пила».

Значимым частям свойственна и синонимия, когда формально различные части представляют общее значение. Так, значение «название лица по профессии, роду занятий» в русском языке реализуется суффиксами существительных: -ист (виолончелист), -щик (барабанщик), -ач (трубач)\ -щик/чик (смазчик), -тель (писатель); «название лица по месту жительства» -суффиксами -ец (вол-гоградец), -ич (москвич), -анин/чанин (гомельчанин); уменьшительно-ласкательное значение имеют такие суффиксы имен существительных: -к (щёчка), -ушк (мамушка), -ышк (солнышко), -ик (мостик), -ек (горошек), -иц (землица), -чик (заборчик) и т.д.

Противоположностью синонимии является антонимия. Она широко представлена среди эмоционально-оценочных и размерных морфем и глагольных приставок: рученька — ручища, носик — носище, прибежать — убежать, приклеить — отклеить и т.д.

С системностью значимых единиц связано такое понятие, как словообразовательное гнездо. Под словообразовательным гнездом понимается упорядоченная отношениями производности совокупность слов, характеризующаяся общностью корня.

Системные связи членов словообразовательного гнезда (их мы рассмотрим на примере словообразовательного гнезда с исходным словом зеркало) обусловлены потребностями номинации: зеркаль-ц-е зеркаль-щик

зеркал-о зеркаль-н-ый — зеркальн-о

— зеркальн-ость

 

Производные первой степени от основы слова зеркало предназначены для обозначения 1)того же предмета, но маленького размера (зеркальце); 2) лица, которое делает зеркала (зеркальщик); 3) признака, связанного с зеркалом (зеркальный); производные второй степени - для обозначения: 1) признака (зеркально) и 2) для обозначения отвлеченного признака (зеркальность).

Организация словообразовательного гнезда такова, что в полной мере отражает: 1) противопоставление непроизводного слова (исходного слова гнезда) производным словам (всем остальным); 2) их количественное соотношение (производных слов значительно больше, чем непроизводных); 3) специфику производящей части (чаще всего производящей основы)-базы, присоединяющей словообразовательные средства в процессе словопроизводства.

Производящие слова одной части речи проявляют разную сочетаемость со словообразовательными средствами, вследствие чего из возможных образований далеко не все входят в употребление. Здесь регулятором выступает норма:

 

чёрный чернота

белый белизна

зелёный зелень

синий синева

Богатые ресурсы словообразовательной системы русского языка позволяют писателям и поэтам создавать индивидуальные неологизмы-окказионализмы, служащие для более точного выражения понятий в художественных целях: спасибо за поздноту, сухарь совершенно не угрызабелъный; эх вы, тихари; опять под окном козлодром; Позволяет себе всё, что заблагорассудится. А «благорассудятся» ему одни только мерзости; Витька, как же ты «олукьянился» (Лукьяновы – фамилия родителей жены); она заболела коврома-нией; .. .лодки усотерялисъ в глазах моих (Ф. Достоевский) (примеры взяты из книги В. Н. Виноградовой).

 

3. Принципы методики изучения словообразовательных понятий

При изучении словообразования действуют общеметодические и частнометодические принципы.

1. Экстралингвистический принцип на уроках словообразования реализуется тогда, когда анализируются рисунки предметов, в названиях которых присутствуют "размерные" суффиксы (домище - домик, ручища -ручка, сапожище - сапожок и т.д.); суффиксы со значением «профессия, род деятельности лица» (библиотекарь, шахматист, флейтист, контролёр и др.); «лицо женского пола» (учитель - учительница, поэт - поэтесса, певец -певица и др.); «невзрослость животного» (слон - слонёнок, волк - волчонок, тигр - тигрёнок и т.д.); «собирательность» (ельник, березняк, малинник и т.д.).

2. Функциональный принцип выявляет себя в процессе наблюдения над структурой слова, в которой значимые части выполняют разные функции.

Корень – обязательная часть слова – в большинстве случаев является носителем его основного лексического значения (рука, ручка, ручища, наручники, ручной, приручить и др.).

Приставка – часть слова, располагающаяся перед корнем, привносит в лексическое значение производного слова, не меняя частеречевой принадлежности производящего, конкретную семантику: «движение изнутри наружу» (выехать, выбежать, вылететь); «близость» (пригород); «совместность» (соавтор); «чрезмерность» (переохладиться, перегреться) и т.д.

Суффикс – значимая часть слова, следующая за корнем, характеризуется

многофункциональностью. Одни из суффиксов участвуют в образовании слов;

при этом производное слово может быть той же части речи, что и производящее, и может входить в иной лексико-грамматический класс слов (синий, синенький; синий, синева, синеть). Другие суффиксы образуют грамматические

формы слов (добрый - добрее, приехать - приехал, рисовать - рисующий, рисовавший, рисуемый, рисуя, нарисовать - нарисованный, нарисовав, быстро - быстрее). Суффиксы первой разновидности словообразовательные, второй – формообразовательные.

Окончание – показатель грамматической формы слова – служит для связи слов в словосочетании и предложении. Специфика флексии – выражение чаще всего комплекса морфологических значений: куп-им (изъявительное наклонение, будущее время, I лицо, множественное число), грустн-ая (именительный падеж, единственное число, женский род) песня.

Что касается текстообразующей функции, то речь прежде всего должна идти о роли однокорневых слов, которые, будучи связанными с темой текста наиболее точно, представляют авторский замысел:

«Писательство – призвание. Само слово призвание родилось от слова зов. Человека никогда не призывают к ремесленничеству. Призывают его только к выполнению долга и трудной задачи. Но велению призвания, призывного голоса собственного сердца, во имя своего внутреннего побуждения человек может совершать чудеса». (По К. Паустовскому.)

У производных существительных иная роль в тексте: они преобразуют содержание предшествующего предложения, превращая его в известное, делая предметом речи последующего предложения, в котором об известном сообщается новая информация. Так обеспечивается смысловая связь между предложе-ниями, что является одним из способов развёртывания темы текста:

О покорении космоса народ мечтал давно. И вот мечта сбылась. Весь мир услышал, что человек полетел в космос. Все в мире узнали о первом полёте человека к звёздам и ждали, когда он возвратиться на Землю. Возвращение космонавта стало праздником победы разума человека над природой.

3. Структурно-семантический принцип действует на словообра­зовательном уровне и обнаруживается в процессе сопоставления структуры и значения производных и производящих слов, имеющих формально близкие части, обладающие и содержательной общностью. Сопоставление слов в парах позволит установить словообразовательное значение выделенных морфем (значимых частей):

имена существительные: гимнаст – гимнастка, писатель –писательница, почтальон - почтальонша («женский пол»), верблюд – верблюжонок, галка - галчонок, стриж - стрижонок («невзрослость»); комната - комнатка, стол -столик, замок - замочек ("уменьшительность"); волк - волчище, дом - домина («увеличительность»); солома - соломина, жемчуг - жемчужина, горох - горошина («единичность»); лист - листва, осина - осинник, студент - студенчество («собирательность»);

имена прилагательные: синий - синеватый, голубой - голубоватый («небольшая степень качества»); худой - худющий, высокий - высоченный («большая степень качества»); логичный - алогичный, толковый -бестолковый, рациональный - иррациональный, глубокий — неглубокий («отрицание качества»);

глаголы: прыгать - прыгнуть, толкать - толкнуть, кричать – крикнуть («однократность совершения действия»); создать - создавать, переделать – переделывать, решить – решать («многократность совершения действия»); бежать – прибежать, подбежать, добежать («приближение», «присоединение»); гнать – выгнать, изгнать («направление наружу»); сыпать – всыпать («направление внутрь»); стелить – подстелить («направление вниз»); плыть – всплыть («направление вверх»); говорить – отговорить ("конец действия»); говорить – проговорить, приговорить («совершать действие в ограниченный промежуток времени»); делать – переделать, конструировать реконструировать («вторичность, повторность действия») и др.

4. Принцип межуровневых и внутриуровневых связей позволяет обнаружить взаимодействие словообразования:

а) с лексикологией, особенно с той её частью, которая исследует
лексическую семантику (в русском языке существуют такие слова, значение
которых

равно сумме значений составляющих их морфов: домик - "маленький (суффикс - -ик) дом", запеть - "начать (приставка за-) петь", колоннада "совокупность" (суффикс -ад-) колонн и т.п.");

б) с фонетикой, объясняющей видоизменения значимых частей
слова позиционными и историческими чередованиями звуков (косить -
косьба:[кас'] [каз'; песок - песчаный: о//0, к//ч;

в) с морфологией, закрепившей за словообразовательными
формантами сферу функционирования в пределах определенного лексико-грамматического класса слов (суффиксы -тель, -чик, -ач, -ец и др. образуют имена существи тельные: -чив-, -лив-, -ск- имена прилагательные; -с/-, ы/-, -ыва-/-ива, -ова-/-ева— глаголы и т.д.;

г) с синтаксисом, регламентирующим те или иные
предложенческие позиции (например, отвлеченное имя существительное в
позиции подлежащего не сочетается с глаголом конкретного физического действия: волнение прибежало, красота вздрогнула);

д) с теорией текстообразования (уже говорилось о роли
однокорневых слов, отвлеченных и собирательных существительных как о средствах развёртывания темы текста и их участии в связи предложений в тексте.

5. Нормативно-стилистический принцип раскрывает правила сочетаемости "производящей части со словообразовательными средствами. Так, основы слов гигант, великан, колосс не соединятся с суффиксами со значением уменьшительность", а основы слов микроб, бацилла, вирус - с суффиксами со значением "увеличительность". Суффиксы со значением "невзрослость", "женскость" присоединяются только к основам одушевленных существительных (хотя не ко всем; ср. невозможность присоединения суффикса "женскости" к основам таких существительных, как борец, глупец, делец, подлец, хитрец, храбрец и др.). Отвлеченные имена существительные образуются присоединением суффиксов, в том числе и нулевых, к основам глаголов и имён прилагательных (чтение, борьба, плавка, ход, доброта, синева, бодрость, крутизна, высь).

В слово- и формообразовании действует и такое правило: к основе, за­канчивающейся на стечение согласных, присоединяется значимая часть, начинающаяся с гласного звука: холст - холщовый, серебро - серебряный, добрый -добряк и т.д.

Для выражения одного и того же значения можно использовать синонимичные словообразовательные форманты, уместные в определенной речевой ситуации: хождений — ходьба — ход; убогость — убожество; старик — старец — старичок — старикашка — старичишка; внештатный — сверхштатный; алогичный — нелогичный; вымазать — измазать — перемазать и т.д. В таком случае возникает проблема дифференциации языковых средств стилистически нейтральных и стилистически маркированных; ср.: читальня (нейтральное) и читалка (разговорно-просторечное); операционная и операционка; двадцать (рублей) и двадцатка; пожарный и пожарник; анатом (нейтральное) и анато-мик (специалист, преподаватель анатомии - разговорное).

Некоторые суффиксы придают словам более сильный разговорно-фамильярный оттенок: -аг(а) {штормяга), -уг(а) (ворюга), ~ух(а), -ах(а), ~ох(а) (ком-натуха, деваха, бабёха); -енци{я) (бумаженция), -от(а) (скукота). На противоположном полюсе находятся книжные словообразовательные средства: -(е)ни[й-э], -ти[й-э] (напряжение, всплытие); -аци[й-а реставрация); -к(а) (варка и др.; техническая терминология); -ость (отчужденность); -ств(о) (народничество); -изм (оптимизм); -ик(а) (символика); анти- (антитела); сверх-(сверхдальний); -изова(ть), -ирова(ть), -изирова(ть) (классифицировать); -ова(ть)/-ева(ть) (бичевать), -ствова(ть) (усердствовать); де-, дис- (денационализировать, дисквалифицировать); ре- (реорганизовать); со-, воз-, из-, пред-(сопереживатъ, вознести, излить, предвидеть) и др.

Решение словообразовательных задач и правильное выделение значимых частей в слове требуют учета исторических изменений, последствия которых сохранились в современном русском языке в виде исторических чередований. Такой подход к фактам языка обеспечивает исторический принцип их изучения.

На уроках русского языка в средней общеобразовательной школе исторический принцип представлен сведениями об этимологии слова для решения практических (чаще орфографических) задач, а также перечнем исторических чередований, которые сопровождают слово- и формообразование:

 

                       
б п в ф г к х ц д т з с л н р м  
б’ п’ в’ ф’ г’ к’ х’ ч д’ т’ з’ с’ л’ н’ р’ м’  
бл’’ пл’ вл’ фл’ ж ч ш   ж ч ж ш   мл’  
          жд’ щ          
          жд            

 

(Таблица взята из кн.: Лопатин В. В. и др. Современный русский язык. Теоретический курс. Словообразование. Морфология / Под ред. Иванова В. В.М, 1989. С. 12.)

Перечни подобного рода не запоминаются учащимися, но должны быть доступны для восприятия при выполнении тренировочных упражнений, связанных с морфемным анализом слов. Знание исторических чередований облегчит учащимся идентификацию значимых частей: свет, свет-ить, свеч-а, освещение; наград-а, наград-итъ, награж-у, награждение, награжд-ать; по-куп-ка, куп-ить, купл-ю.

 

При изучении словообразования действуют и частнометодические принципы. Главный из них - опора на сопоставление синтеза и анализа слова. Для реализации данного принципа необходимо сопоставлять словообразовательный и морфемный анализы слова, не смешивая их; выявляя структуру слов, устанавливать способы их образования и, рассматривая способы образования слов, устанавливать их структуру; ориентировать учащихся на использование сформированных операционных умений для самоконтроля. Ср.: солома — солом-ин-а — соломин-к-а и пыль — пыл-инк-а; следовательно: солом-ин-к-а, но пыл-инк-а; увлажнить — увлажни-телъ —увлажнителъ-н-ый и восхитить — восхити-тельн-ый; следовательно, у-влажн-и-тель-н-ый и восхити-тельн-ый.

Действие второго частнометодического принципа — опора на мотивированность производного слова — обусловлено тем, что значение производного слова объясняется с помощью слова производящего: бригадир (тот, кто руководит бригадой), рецензент (тот, кто готовит рецензию); стаканчик (маленький стакан); весенний (имеющий отношение к весне) и т.д.

При изучении способов словообразования у учащихся вырабатывается умение устанавливать словообразовательные связи между словами, т.е. находить ближайшее слово (словосочетание, предложение), от которого непосредственно образовано данное производное слово и которым оно мотивируется (объясняется).

4. Словообразовательный разбор и разбор слова по составу. Основные методы изучения.

Цель словообразовательного разбора — установить способ образования производного слова, для чего необходимо найти производящую часть (слово, основу слова, сочетание слов) и присоединенные к ней словообразовательные средства (приставку, или суффикс, или постфикс, или их сочетание).

Начинают словообразовательный разбор с выяснения лексического словообразовательного значения производного слова, так как в его толковании присутствует ближайшее по значению однокорневое слово. Ср.: сильный (обладающий силой), обессилеть (лишиться сил); усилить (сделать сильным); усилитель (то, что усилит; нач. форма усилить): усилитель- ный (относящийся к усилителю) и т.д.

Словообразовательному разбору подвергаются производные слова в на- чальной форме, что позволяет противопоставить процесс формообразования процессам словообразования. Например: Мы переглянулись и быстрее пойти в сторону распаханного поля. Переглянулись, начальная форма - переглянуться (глянуть друг на друга); следовательно: переглянуться — глянуть (приставочно-постфиксальный способ; ср.: нет слов * переглянуть и * глянуться). Быстрее, начальная форма - быстро (наречие); следовательно: быстро — быстрый (суффиксальный способ). Распаханного, начальная форма - распахать; следовательно: распахать — пахать (приставочный способ).

Ошибки при словообразовательном разборе объясняются не только смешением словообразования и формообразования, но и незнанием некоторых закономерностей словообразовательных процессов:

1) имена существительные, обозначающие опредмеченное действие, как правило, образуются от основ глагола (копка — копать; ход — ходить);

2) имена существительные, обозначающие отвлеченный признак, образуются от основ имен прилагательных (глубина — глубокий; глубь — глубокий);

3) глаголы совершенного вида могут быть образованы от глаголов вида несовершенного с помощью приставок (приготовить — готовить, придумать — думать, убежать — бежать);

глаголы несовершенного вида образуются от основ глаголов совер шенного вида с помощью суффиксов -а-, -ва-, -ыва/-ива (решать — решить; давать — дать; перечитывать — перечитать; подпрыгивать — подпрыгнуть); производные имена существительные со значением "лицо женского пола" образуются от основ существительных, называющих лиц мужского пола, с помощью суффиксов -к-, -иц-, -есс- (белоруска — белорус; ученица —ученик, поэтесса — поэт).

При квалификации способов словообразования необходимо помнить:

1) слово, образованное одновременным присоединением к производящей части приставки и суффикса или приставки и постфикса, не имеет однокорневого слова с одной из указанных значимых частей; например: наушник — ухо; нет слов *науш- и *-ушник; разболеться — болеть; нет слов *разболеть- и *-болеться;

2) способом слияния, как правило, образуются имена прилагательные; при этом производящей частью являются словосочетания модели "наречие + прилагательное" или "наречие + причастие (дико растущие в горах цветы — дикорастущие);

3) при переходе слова из одной части речи в другую необходимо учитывать его значение, морфологические признаки и синтаксическую роль (ср.: В витрине расставлена столовая посуда и Недавно была открыта новая столовая).

Порядок словообразовательного разбора

1. Дать толкование лексического значения слова. Определить, какой частью речи является слово и найти его словообразовательное значение с помощью производного.

2. Записать и обозначить производящую часть (слово, основу слова, словосочетание), на базе которой создано анализируемое слово.

3. Обозначить производящую основу слова и части в производном слове.

4. Выявить словообразовательное средство (приставку, суффикс, постфикс), с помощью которого образовано анализируемое слово, и обозначить его.

5. Установить способ словообразования.

Образцы словообразовательного разбора

Новость - обозначает отвлеченный признак и новое сообщение. Имя существительное. Производящая часть - основа прилагательного новый -часть слова без окончания. Словообразовательное средство - суффикс -ость. Суффиксальный способ словообразования. Новость ← новый.

По-новому (жить) - обозначает признак действия. Это наречие. Производящая часть - основа прилагательного новый. Словообразовательное средство — приставка по- и суффикс -ому. Приставочно-суффиксальный способ словообразования. По-новому — новый.

Обновить - "сделать новым". Глагол. Обозначает признак как состояние. Производящая часть - основа прилагательного новый. Словообразовательное средство приставка об- и суффикс Приставочно-суффиксальный способ словообразования. Обновить ← новый.

Итак, при словообразовательном разборе в анализируемом производном слове выявляются две части: производящая часть и словообразовательное средство.

Цель разбора слова по составу - установить все значимые части, из которых оно состоит, выявить их значение и функции.

Начинают разбор слов по составу с определения части речи, к которой принадлежит анализируемое слово; является оно изменяемым или неизменяемым. Если слово неизменяемое, то все слово равно основе. В изменяемых словах находят окончания. Для правильного выделения окончания и определения его основы необходимо помнить: 1) в отдельных случаях окончания находятся не в абсолютном конце слова, а перед постфиксом: с к-ем-нибудъ, к к-ому-нибудь;, волновал-а-съ; 3) в основу слова не входят формообразующие суффиксы: -л-, -ущ-/-ющ-, -ащ/ящ-, -ш/-вш-, -ем-/-гш-, -нн-/-енн-/-т-, -а/-я и др.: собирал, собирающий, собираемый, соби-рая: 4) при наличии в словах йотовых букв различаются звуковым и буквенным составом; ср.: начинают и начцна[й-ут]; начинающий и начина [й-ущ]ий; скамья — скам [йа]. Для звукового обнаружения значимой части привлекают элементы фонетической транскрипции. Выделяя корень, нужно помнить:

1) об исторических чередованиях, которые иногда приводят к существенным звукобуквенным различиям между вариантами одного и того же корня: дышать, дыхание, вздох); 2) о видоизменениях корня, происходящих в результате усечения производящей основы, а также о наложении значимых частей друг на друга: кенгуру - кенгуренок, пианино - пианин-ный; пальто -пальтовый, Пинск — пинский; 3) о существовании связанных корней, которые не употребляются в непроизводных словах, равных корню, а всегда выступают в окружении других значимых частей: об-у-ть -раз-у-ть; улица -пере-ул-ок; 4) о присутствии в одном (сложном) слове нескольких корней: сине-красно-белый, газонефтепровод.

При обнаружении корня с целью самоконтроля приводят однокоренные, родственные слова, с одним и тем же значением: загар, гореть, загорелый; гористый, предгорье.

Вычленение приставок и словообразовательных суффиксов со­провождается привлечением одноструктурных слов. Они позволяют не только убедиться в правильности принятого решения, но и в прозрачных случаях установить значение, привносимое словообразовательными средствами в значение слова в целом: пришкольный, привокзальный, приозерный (расположен вблизи чего-то); библиотека, фонотека, картотека, видеотека (вместилище, хранилище для чего-то).

Нередко трудно разобрать слово по составу без опоры на результаты словообразовательного анализа: кисточка - это маленькая кисть, следовательно, кист-очк-а; булочка - булк-а, следовательно: булоч-к-а; заготовоч-к-а - заготовк-а - заготовить - готовить, следовательно, за-готов-оч-к-а.

Итак, разбор слов по составу - это деление его на значимые части, Для обнаружения окончания, формообразовательных суффиксов и определения

основы приводят формы одного и того же слова; для установления корня приводят однокорневые слова; для выяснения приставок и словообразовательных суффиксов привлекают одноструктурные слова. Порядок разбора слов по составу

1. Определить, какой частью речи является анализируемое слово, в какой форме оно употреблено.

2. В изменяемом слове найти окончание и/или формообразующий суф­фикс.

3. Указать основу слова и обозначить её.

4. В основе выделить корень (корни), приставки, словообразовательные суффиксы (если они есть) и обозначить их.

Образец разбора слое по составу

Наездил - глагол в форме прошедшего времени мужского рода единственного числа. Изменяется по родам и числам. Окончание нулевое (наездила). Формообразующий суффикс -л- выражает значение прошедшего времени (наездил). Две основы: 1) Основа словоизменения (синтаксическая, без окончания) - наездил; 2) основа формообразования (без формообразующего суффикса) - наезди. Корень - -езд-. Приставка - на-. Суффикс основы глагола - -и-. На-езд-и-л- .

Объездчик - имя существительное в форме единственного числа имени­тельного падежа. Изменяется по числам и падежам. Окончание нулевое. Основа слова - объездчик. Корень - езд-. Приставка - об-. Словообразовательный суффикс - -ник. Объ-езд-чик-и.

 

Сравнение словообразовательного разбора и разбора слова по составу

 

Слово   Умолчал Молчаливый Отмолчишься овощехранилище Словообразовательный разбор начальная форма — умолчать - молчать (приставочный способ) молчаливый—молчать начальная форма -от-молчать-ся - мол-чать(пристав.-постфикс.) Овощехран илище хранить овощи (сложение основ с суффиксацией)   Разбор слова по составу у-молч-ал     молч-а-лив-ый от-молч-ишь-ся овощ-е-хран-и-лищ-е

 

 

Словообразовательные упражнения.

Условно их можно разделить на три группы:

1) упражнения, в которых производное слово рассматривается с точки зрения системных связей по морфеме;

2) упражнения, в которых производное слово рассматривается как компонент словообразовательного гнезда;

3) упражнения, в которых производное слово рассматривается как компонент словосочетания, предложения, текста.

Целевая установка упражнений первой группы - формирование у школь­ников учебно-языковых умений вычленять в производных словах значимые части, в том числе словообразовательные средства, определять их значения и стилистическую окраску:

- разграничить данные слова с учетом значений корней-омонимов;

- распределить слова по общности значения приставок-омонимов (суф­фиксов-омонимов);

- в парах слов установить антонимичные словообразовательные средства;

- сгруппировать слова по общности значения синонимичных словообра­зовательных средств;

- найти слова, содержащие книжные словообразовательные средства; ус­тановить сферу применения таких слов;

- найти слова, содержащие разговорные словообразовательные средства, установить сферу применения таких слов;

- выделенные словообразовательные средства заменить синонимичными, стилистически маркированными; определить, в текстах каких стилей будут уместны полученные слова; и др.

Упражнениями второй группы предусматривается работа над словообра­зовательной нормой, по обогащению речи учащихся однокорневыми словами:

- к данным производящим основам подобрать сочетающиеся с ними сло­вообразовательные средства;

- установить, какие словообразовательные средства не сочетаются с дан­ными производящими частями;

определить, что объединяет слова одного словообразовательного гнез­да;

из одного словообразовательного гнезда подобрать слова, которые обозначают конкретные предметы, отвлеченные действия, отвлеченные признаки;

- назвать исходное слово для данного словообразовательного гнезда;

по представленным значениям восстановить словообразовательное

гнездо:

- маленькое что-то,

- большое что-то,

- заросли чего-то,

- сделанный из чего-то;

- по аналогии со статьями словообразовательного словаря составить сло­вообразовательное гнездо с указанным исходным словом;

подготовить учебное сообщение по тезису "Производные слова слово­образовательного гнезда могут быть истолкованы через исходное слово".

Упражнения третьей группы сориентированы на формирование речевых, в том числе коммуникативных, умений, связанных с нормативным употреблением производных слов в предложении, с их использованием в собственной речи учащихся как средства связи предложений в тексте, как средства развертывания темы текста:

- установить, с какими из данных существительных сочетаются пред­ставленные производные имена прилагательные;

- выявить, какими значимыми частями различаются данные паронимы; употребить их в сочетании с зависимыми словами;

- доказать на примере данного текста, что отвлеченные имена существи­тельные являются средством связи предложений в тексте;

- доказать, что родственные слова в тексте непосредственно связаны с его темой;

- по родственным словам определить тему будущего текста;

- в портретной зарисовке заменить описательные обороты сложными словами;

- описать какое-то явление или рассказать о событии, употребляя произ­водные слова как средство повышения информационной плотности текста.

 

Литература

1. Виноградова, В.Н. Стилистический аспект русского словообразования. -М,1984.

2. Вознюк, Л.В. Учебные действия школьников со словообразовательным словарем при подборе однокорневых слов // РЯШ. - 1998. - № 3. - С. 13-18.

3. Дмитриева, М. А. Словообразовательные связи и орфография на уроках русскою языка // РЯШ - 1989. - № 2. - С. 24-26.

4. Жуковская, О. А., Шаповалова Т. А. Изучение словообразования в вось­милетней школе. М., 1983.

5. Земская, Е. А. Современный русский язык. Словообразование. - М, 1973.

6. Лебедев, И.М. Лингвистический электрифицированный тренажер "Слово­образование и орфография" // РЯШ. -1989. - № 5. - С. 24-26.

7. Лопатин, В. В. и др. Современный русский язык. Теоретический курс. Словообразование. Морфология / Под ред. Иванова В. В. - М., 1989.

8. Львова, С. И. Работа с однокоренными словами в ТУ классе // РЯШ. -1986,-М 1.

9. Львова, С. И. Работа с однокоренными словами в У-У1 классах // РЯШ. -1986.-М 4.-С. 38.

10. Милославский, И. Г. Как разобрать слово: Кн. для учащихся. - М., 1993.

11. Скорнякова, М. Ф. Работа над значащими частями слова в аспекте развития речи / В кн.: Методика развития речи на уроках русского языка: Пособие для учителей. - М, 1980. - С. 90-117.

 

 


php"; ?>