Задачи, функции, виды

План

ЛЕКЦИЯ

Тема № 3 «Конституционный контроль в системе механизмов

защиты прав и свобод граждан»

 

 

1. Понятие правого ограничения свободы и Понятие правого ограничения свободы и основания ограничений прав и свобод

2. Конституционный контроль за соблюдением прав человека в России: задачи, функции, виды.

 

1. Конституционный контроль за соблюдением прав человека в России:

«Механизм» – термин и технический, и общенаучный. Им, и как многими другими подобными («аппарат», «рычаг», «источник» и т.п.) правовая наука активно пользуется для более понятного раскрытия того или иного понятия, явления, процесса в сфере права. Им весьма удобно пользоваться для характеристики сложных процессов и взаимодействия различных элементов той или иной социально-правовой системы. Нередко как синоним термина «механизм» в литературе, особенно в языке международного права, используется термин «система» («система защиты прав человека»).

Под механизмом в социально-гуманитарных науках принято понимать систему материальных и нематериальных предметов, средств, методов (способов), с помощью которых обеспечивается (приводится в действие) определенная деятельность, направленная на достижение поставленных социально-значимых целей и решения соответствующих задач.

Применительно к правам и свободам человека, государства, коллектива, общественных объединений и иных участников общественных отношений речь может идти о различных группах (видах) механизмов.

Первую группу образуют механизмы:

а) обеспечивающие законодательное (нормативно-правовое) установление и закрепление прав и свобод различных участников общественных отношений и

б) обеспечивающие эффективную защиту их прав и свобод;

Вторая группа включает в себя:

а) законодательный (нормативно-правовой) механизмы, в том числе международно-правовые;

б) административные механизмы;

в) судебные механизмы;

г) общественные (негосударственные) механизмы;

д) государственные и негосударственные правозащитные механизмы.

Третья группа представлена:

а) механизмом конституционного контроля и защиты прав человека;

б) отраслевыми механизмами (гражданско-правовыми, уголовно-правовыми, административно-правовыми и др., а также механизмами, закрепленными нормами материальных и процессуальных отраслей законодательства).

В четвертую группу включаются:

а) внутригосударственный (национальный);

б) международные, в т.ч. региональные и неправительственные механизмы.

Наконец, пятую группу механизмов образуют механизмы, действующие на: а) федеральном, б) региональном, в) муниципальном, г) локальном уровнях.

Структура всех этих механизмов достаточно сложна как с точки зрения архитектоники, так и функционирования. Однако, несмотря на все различия, их объединяет общая природа, назначение и единство структуры. Речь идет об основных структурных компонентах, из которых складывается всякий правозащитный механизм (ПЗМ), к которым относятся нормативный, институциональный и инструментальный компоненты.

Нормативный компонент представляет собой совокупность иерархически соподчиненных норм (нормативно-правовых актов), в которых: а) закреплены и описаны различные элементы («части») ПЗМ; б) определен комплекс правовых средств и способов, обеспечивающих эффективность действия ПЗМ и его соответствие основным правовым принципам, прежде всего, принципам законности, справедливости, целесообразности; в) определены (перечислены) государственные, негосударственные и государственно-общественные органы, организации, учреждения, должностные лица, а также международные организации и их официальные представители, их компетенция по контролю и надзору за соблюдением требований законности, предупреждению нарушений законности и принятию предусмотренных законодательством мер к ее нарушителям.

Данные органы, организации, учреждения, должностные лица, относящиеся к системе органов правосудия и правоохраны, образуют в своей совокупности институциональный компонент ПЗМ. Многочисленность и разнообразие этих органов и организаций, их специфическая иерархичность, сложность взаимосвязей объективно предполагает проведение их классификации по разным основаниям. Среди этих оснований особое место занимает инструментальный критерий, предполагающий их группировку в зависимости от правовых и неправовых средств и способов (мер), используемых различными органами в целях обеспечения и защиты прав и свобод человека и гражданина, восстановления нарушенных прав, возложения тех или иных мер юридической ответственности на нарушителей требований законности. Совокупность таких, прежде всего, правовых мер, и рассматривается в данном случае как инструментальный компонент ПЗМ.

Следует еще раз заметить, что все три компонента органично связаны между собой, их невозможно рассматривать в отрыве друг от друга, без учета их взаимообусловленности и взаимодействия.

Несмотря на всю значимость различных механизмов защиты прав человека, особое место в любом современном демократическом государстве все же занимает механизм конституционного контроля.

Контроль и надзор – важнейшие функции органов контрольной власти всякого государства. В задачи контроля и надзора не входит установление общих правил поведения, осуществление организаторской работы, расследование конкретных уголовных дел, гражданских, трудовых и иных споров; это характерно для органов законодательной, исполнительной и судебной власти соответственно.

Сущность контроля состоит:

а) в наблюдении за функционированием соответствующего подконтрольного объекта;

б) в получении достоверной информации о состоянии законности и дисциплины;

в) в принятии мер по предотвращению и устранению нарушений законности и дисциплины;

г) в выявлении причин и условий, способствующих правонарушениям;

д) в принятии мер по привлечению к ответственности лиц, виновных в нарушении законности и дисциплины.

Посредством контроля выясняется, соответствует ли деятельность подконтрольных органов, должностных лиц установлениям правовых норм, причем этот контроль может быть общим и специальным, а также предварительным, текущим и последующим. Тем самым, к основным контрольным мерам относятся:

- наблюдение за деятельностью подконтрольных органов (государств – со стороны соответствующих международных институтов);

- получение в установленном порядке и форме необходимой и достаточной достоверной информации о состоянии законности в деятельности подконтрольных объектов;

- констатация фактов нарушений законности в установленном порядке и форме (административные протоколы, акты ревизий и др.);

- анализ причин и условий, способствовавших нарушению законности и выдвижение предложений (рекомендаций) по их устранению;

- выработка предложений для компетентных органов по привлечению виновных в нарушении законности к юридической ответственности в различных формах (информационных писем, докладов, аналитических записок и др.), на основе которых этими органами, а также государствами, международными органами и организациями могут быть приняты соответствующие решения – правоприменительные акты.

Надзор как разновидность контрольной деятельности состоит в наблюдении уполномоченными на то государственными органами и должностными лицам и за исполнением действующих в сфере управления разнообразных специальных норм, общеобязательных правил, закрепленных в законах и подзаконных актах объектами, организационно им не подчиненными. К функциям надзора, помимо общих контрольных относятся, в частности, такие, как применение мер правового (уголовного, административного, гражданско-правового и др.) воздействия к физическим и юридическим лицам; проверка специальных правил на поднадзорных органам надзора объектах и др.