Основы организации аварийно-спасательных и других неотложных работ при чрезвычайных ситуациях.
Наличие большого количества радиационно-, химически-, пожаро-, взрывоопасных объектов промышленности, размещенных на территории нашей страны, широкий спектр природных явлений, приводящих к стихийным бедствиям, сложная экологическая обстановка в ряде регионов, непрерывное совершенствование ракетно-ядерного оружия, обычных средств поражения предъявляют повышенные требования к организации и проведению аварийно-спасательных и других неотложных работ (далее - АСДНР).
По последним подсчетам в России в 424 городах и населенных пунктах имеется 3401 химически опасных объектов, в зонах возможного заражения которых может оказаться более 60 млн. человек на площади 300 тыс. кв. км.
В России расположены 9 действующих АЭС на которых эксплуатируется 29 реакторов. Уже сейчас в 30-ти километровой зоне АЭС расположено более 1300 городов и населенных пунктов, в которых проживает около 1 млн. чел.
Всего на территории России функционирует свыше 4,5 тыс. потенциально опасных объектов, в том числе 800 - радиационно-опасных.
В зонах возможного катастрофического затопления с 4-х часовым добеганием волны прорыва 77-ми наиболее крупных гидроузлов расположено около 3 тысяч городов и населенных пунктов, в которых проживает около 9 млн. человек.
Около 20 % территории страны подвержено воздействию землетрясений интенсивностью более 6 баллов, более 5 % занимают 8-9 балльные зоны. Основными сейсмически активными районами являются: Северный Кавказ, Забайкалье, Приморье, Сахалинская и Камчатская области, где расположено более 600 городов и населенных пунктов с населением более 20 млн. человек
Безусловно, в такой сложной обстановке мирного времени, не говоря уже о военном периоде, необходимо уделять должное внимание организации и проведению АСДНР.
Проведение аварийно-спасательных и других неотложных работ (АСДНР) в чрезвычайных ситуациях в военное и мирное время является одной из основных задач РСЧС и ГО.
Целью проведения АСДНР в очагах поражения является спасение людей и оказание медицинской помощи пораженным, локализация аварий и устранение повреждений, препятствующих ведению спасательных работ, создание условий для последующего проведения восстановительных работ.
Аварийно-спасательные работыпроводятся в целях розыска пораженных и извлечения их из-под завалов и из разрушенных защитных сооружений, оказания им первой помощи и первой медико-санитарной помощи и эвакуации их из очагов поражения и зон затопления в лечебные учреждения.
Содержание аварийно-спасательных работ:
-ведение разведки маршрутов выдвижения формирований и участков (объектов) работ;
-локализация и тушение пожаров на участках (объектах) работ и путях выдвижения к ним;
-розыск пораженных, извлечение их из поврежденных и горящих зданий, завалов, загазованных, затопленных и задымленных помещений;
-вскрытие разрушенных, поврежденных и заваленных защитных сооружений и спасение находящихся в них людей;
-подача воздуха в заваленные защитные сооружения;
-оказание первой и первичной медико-санитарной помощи пораженным и эвакуация их в лечебные учреждения;
-вывод (вывоз) населения из опасных мест в безопасные районы;
-санитарная обработка людей и обеззараживание их одежды, территории, сооружений, техники, продовольствия, воды.
В основу организации аварийно-спасательных работ должен быть положен дифференцированный подход в зависимости от обстановки, предусмотрена двухэтапная система лечебно-эвакуационного обеспечения: первая помощь и первичная медико-санитарная помощь, оказываемая непосредственно в зоне бедствия, специализированная помощь и стационарное лечение за пределами района аварии (в медицинских организациях).
Другие неотложные работыимеют целью создать условия для проведения спасательных работ и обеспечения работоспособности объекта.
Содержание других неотложных работ:
-прокладка колонных путей и устройство проездов (проходов) в завалах и зонах заражения;
-локализация аварий на газовых, энергетических, водопроводных, канализационных и технологических сетях;
-укрепление или обрушивание конструкций зданий и сооружений, угрожающих обвалом и препятствующих безопасному проведению аварийно-спасательных работ;
-ремонт и восстановление разрушенных линии связи и коммунально-энергетических сетей;
-обнаружение, обезвреживание и уничтожение взрывоопасных предметов;
-ремонт и восстановление поврежденных защитных сооружений.
Объем и условия проведения АСДНР во многом зависят от масштабов аварий и катастроф. Наиболее сложные условия для ведения АСДНР могут возникать в очаге комбинированного поражения. В зависимости от объема работ для ликвидации последствий ЧС привлекаются различные силы и средства в таком количестве, чтобы они обеспечили непрерывность АСДНР. Непрерывность работ достигается своевременным наращиванием усилий, умелым маневром силами и средствами, своевременной заменой подразделений, полным обеспечением их материальными средствами, быстрым ремонтом и возвращением в строй поврежденной техники.
В планах комиссий по ЧС предусматривается создание группировки сил и средств, предназначенной для проведения АСДНР в ходе ликвидации последствий чрезвычайных ситуаций в заданном районе. Состав и построение группировки уточняется при угрозе возникновения ЧС и после ее возникновения с учетом сложившейся обстановки, реального наличия и состояния сил и средств и объема работ в очагах поражения.
В группировку сил включаются объектовые и территориальные формирования повышенной готовности, специализированные, специальные и ведомственные формирования. В их состав могут привлекаться воинские части ГО, инженерные части и части войск радиационной, химической и биологической защиты Минобороны России.