Вопрос 3.

Вопрос 2.

Любая продукция или услуга имеет множество свойств. Под свойствами продукции понимают ее объективные способности, проявляющиеся при произ­водстве, эксплуатации и потреблении. Различают производственные и потреби­тельские свойства продукции.

К производственным - относится вся совокупность свойств, создаваемых в процессе производства. Она представляет собой потенциальное качество.

Потребительские свойства продукции характеризуют лишь ту совокуп­ность показателей, которая относится к числу наиболее важных и значимых для потребления. Это реальное качество продукции.

Показатели качества - количественные характеристики одного или не­скольких свойств продукции, рассматриваемые применительно к условиям ее создания, эксплуатации или потребления, то есть способность продукции удов­летворять определенные потребности.

Например: качество клубней картофеля характеризуется количеством крах­мала, зерна пшеницы - количеством и качеством клейковины, ячменя для пиво­варения - содержанием белка и т.д.

Каждый вид продукции характеризуется свой номенклатурой показателей качества (таблица «Группы показателей качества»). Все показатели качества классифицируются по категориям (таблица классификации показателей качест­ва).

Показатель, по которому принимается решение оценивать качество продук­ции, называется определяющим.

Качество получаемой в с/х-ве продукции выражается в признаках и пара­метрах.

Признак продукции отражает качественные или количественные характери­стики ее свойств (пшеница - цвет, стекловидность, тип, подтип и т.д.), а пара­метр - только количественные (например содержание клейковины в той же пшенице).

В АПК широко используется такой показатель качества, как СОРТ.

СОРТ - это градация продукции определенного вида по одному или не­скольким показателям качества, закрепленная в нормативной документации.

Например: мука, в зависимости от количества клейковины, кислотности, зольности, белизны и т.д., подразделяется на высший, первый, второй сорт.

Методы определения значений показателей качества продукции подразделяют на две группы:

- по способу получения информации: измерительный, регистрационный расчетный, органолептический;

- по источникам ее получения: традиционный, экспериментальный, социо­логический.

Измерительный метод основан на информации, получаемой с помощью технических средств - весов, микрометров, влагомеров и др. приборов, аппара­тов и установок.

Регистрационный метод базируется на обнаружении, регистрации и под­счете тех или иных событий, явлений, объектов без использования измеритель­ной аппаратуры.

Расчетный метод - это вычисления, построенные на информации, полу­ченной с помощью теоретических зависимостей или эмпирическим путем.

Органолептический метод - позволяет оценить качество продукции на ос­нове информации о ее внешнем виде, вкусе, запахе и т.д., воспринимаемой ор­ганами чувств человека: зрением, обонянием, осязанием. Точность и достовер­ность результатов при данном методе зависят от способностей, квалификации и навыков лиц, выполняющих работу. Этот метод широко применяется при оцен­ке качества предметов потребления, в том числе продуктов питания, их эргоно-мичности, экологичности, эстетичности.

Традиционный метод - показатели качества определяются должностными лицами (работниками) специализированных экспериментальных лабораторий, полигонов, стендов и расчетных подразделений предприятий - конструкторских отделов, вычислительных центров, служб надежности.

Экспертный метод - качество определяется на основе решения, принимае­мого группой специалистов-экспертов.

Перечисленные методы используются исходя из конкретных целей и задач оценки и технических возможностей хозяйства.

Оценка уровня качества продукции, согласно ГОСТ 15467-79 - это сово­купность операций, включающая выбор номенклатуры показателей качества оцениваемой продукции, определение значений этих показателей и сопоставле­ние их с базисными нормами.

Номенклатуру показателей качества продукции устанавливают с учетом на­значения и условий ее применения, требований потребителей или заказчиков. основных требований к показателям качества и области применения продукции.

И так, КОНТРОЛЬ- это деятельность, включающая проведение измере­ний, экспертизы, испытаний или оценки одной или нескольких характеристик объекта и сравнение полученных результатов с установленными требованиями (ИСО 8402).

Контроль - одна из основных функций управления качеством. Он позволяет вовремя выявить ошибки, чтобы оперативно исправить их с минимальными по­терями.

Различают входной, операционный и приемочный виды контроля. Входной контроль осуществляют при поступлении продукции. Операционный контроль применяют в производственных процессах. Приемочный контроль осуществля­ется при сдаче продукции. Этот вид контроля является основным для сельскохо­зяйственной продукции.

Основными документами, регламентирующими порядок сдачи-приемки то­вара, являются стандарты правил приемки. В них приводятся сведения о прави­лах отбора проб для контроля качества продукции. С учетом показателей каче­ства зерна его размещают на хранение, распределяют среди потребителей, про­водят денежные расчеты. Всю продукцию сельскохозяйственного производства принимают партиями,в том числе и зерно.

Партия зерна - это любое его количество, однородное по качеству, оформ­ленное одним документом и предназначенное к одновременному приему, транс­портированию или хранению.

Для определения качества зерна исследуют небольшую часть партии, так называемую среднюю пробу. Чтобы получить достоверные результаты, характе­ризующие истинное качество партии зерна или продуктов его переработки, не­обходимо составить среднюю пробу так, чтобы она отражала среднее качество партии. Исходным материалом для составления средней пробы служат точеч­ные пробы, отобранные из различных частей партии.

Точечная проба- небольшое количество зерна, отобранного из партии за один прием и из одного места для составления объединенной пробы. Точечные пробы отбирают но схеме, изложенной в стандартной методике, в зависимости от места хранения, вида транспорта специальными щупами - амбарным (конус­ным, цилиндрическим, мешочным), вагонным или ковшовым, если отбор при­ходится проводить из падающей струи.

Так, точечные пробы зерна из автомашин отбирают щупом в четырех точ­ках кузова с поверхности (10 см) и дна или по всей глубине насыпи на расстоя­нии 0,5 м от бортов, общая масса точечных проб должна быть не менее 2 кг. Отобранные точечные пробы смешивают и получают объединенную пробу. Ес­ли объединенная проба по массе составляет 2 кг, она одновременно является и средней пробой. Если же масса совокупности точечных проб превышает 2 кг, ее тщательно перемешивают и с помощью делителя или в ручную методом кресто­образного деления выделяют среднюю пробу.

От средней пробы отбираются навески- для определения отдельных пока­зателей качества зерна. Аналогичная методика получения средней пробы и на­вески для муки и крупы.

На качество продукции, как мы с Вами уже говорили, оказывают влияние множество факторов, различных по силе своего влияния, характеру и длитель­ности воздействия, порождая разнокачественность продуктов даже в пределах одного вида. Это вызывает необходимость не только широко нормировать каче­ство продукции сельского хозяйства, но и устанавливать норму, на основании которой закупающие организации будут за нее рассчитываться. Не менее важно

и для перерабатывающей промышленности иметь основные нормы качества, т.к. при отклонении от них может измениться выход продуктов переработки и их качество. В связи с этим в государственном нормировании разработана система кондиций,нормы которых полностью или частично включены в стандарты. В с/х применяют следующие кондиции:

- посевные;

- заготовительные;

- промышленные;

- экспортные.

Заготовительные кондиции имеют базисные и ограничительные нормы.

Базисные нормы- это основные нормы качества продукции, на основании которых проводят расчет за нее.

Ограничительные нормы- это предельно допустимые нормы качества продукта. При несоответствии продукции этим нормам заготовительные орга­низации не должны ее закупать, если не имеют возможности довести оную до норм, обеспечивающих ее стабильность для хранения и переработки.

Для поставляемой продукции приводятся промышленные кондиции - т.е. нормы качества, которые дают представление о требованиях, предъявляемых к продукции с/х как к сырью для переработки.

Экспортные кондиции - их составляют с учетом требований к качеству продукции на мировом рынке.

Существует еще ряд других кондиций, которые изучают на других курсах.