Факторы воспитания личности

 

В рамках современных подходов человек рассматривается как активное существо, не столько формируемое извне, сколько развивающееся по своим внутренним законам. В связи с этим важен учет факторов воспитания, имеющих определенную специфику по сравнению с факторами развития человека и его социализации.

Понятие фактор (от лат. factor — производящий) обозначает движущую силу какого-либо явления или процесса, существенное обстоятельство в каком-либо процессе. Соответственно, под педагогическим фактором понимается педагогическое явление, ставшее движущей силой другого явления.

Практически все явления и процессы имеют воспитательный потенциал, который может реализоваться при определенных условиях.

Под фактором воспитания понимается то, что способно (в большей степени не зависимо от желания людей) порождать воспитательные эффекты, объективно оказывая влияние на ход и результаты воспитания человека. Такими факторами являются: внутренние и внешние явления, процессы, ситуации, которые оказывают прямое или косвенное воздействие на формирование качеств личности, системы установок, ценностей, отношений, мотивов, моделей поведения.

В самом общем виде воспитанность человека зависит от условий жизни и его личностной позиции. Условия жизни обусловлены природными, историческими, социальными, культурными, педагогическими факторами. Поскольку человек объединяет в себе как природное, так и социальное, культурное, духовное начала, то каждое из них также является фактором воспитания.

Данные от природы и проявляющиеся на протяжении всей жизни индивидные свойства (пол, возраст, состояние здоровья, внешность, телесная конституция, особенности нервной системы, темперамент) являются важным фактором развития человека. С его рождения они оказываются включенными в ход процесса воспитания, объективно влияя на его результаты, создавая предпосылки к восприятию и оценке человека окружающими людьми.

Социальная среда является важнейшим фактором воспитания, включая ближний и дальний круг людей, с которыми соприкасается человек; систему межличностных и деловых связей; социальные требования и нормы; государственные и общественные институты.

Многообразие социальных факторов, влияющих на воспитание человека, его социализацию, разделяют на следующие группы:

· макрофакторы (космос, планета, мир, страна, общество, государство) — влияют на социализацию всех жителей планеты или очень больших групп людей, живущих в определенных странах;

· мезофакторы (мезо — средний, промежуточный) — факторы влияния на воспитание человека больших групп людей, выделяемых по национальному признаку (этнос); по месту и типу поселения, в котором они живут (регион, село, город, поселок); по принадлежности к аудитории тех или иных сетей массовой коммуникации (радио, телевидение, кино и др.);

· микрофакторы — оказывают непосредственное влияние на конкретных людей: семья, группы сверстников, микросоциум, организации, в которых осуществляется воспитание — учебные, профессиональные, общественные и др.

Социальные факторы, влияющие на воспитание, также можно разделить по уровням.

На социальном уровне такими факторами являются основные аспекты жизнедеятельности государства и общества, обладающие огромным воспитательным потенциалом и являющиеся объектом общественно-государственного управления, в том числе и целенаправленного управления в интересах воспитания граждан в целом и подрастающего поколения в частности.

Общество, государство определяют общую цель и задачи в сфере воспитания; руководят и управляют процессом воспитания; создают нормативно-правовую базу, условия и предпосылки для формирования и развития личности каждого гражданина; готовят кадры; поддерживают на должном уровне статус воспитания и воспитателей.

На институциональном уровне вопросы воспитания решаются организациями, специально созданными для решения воспитательных задач или имеющими функции воспитания (общественные организации, образовательные и культурно-досуговые учреждения и т. п.).

На социально-психологическом уровне задачи воспитания решают учебные, трудовые и другие коллективы, собрания общественности, другие общественные организации.

На межличностном уровне факторами воспитания выступает практика межличностного взаимодействия субъектов воспитания.

На личностном уровне фактором воспитания выступает сам человек, определенным образом реагируя на воспитательные воздействия и взаимодействия и осуществляя самовоспитание.

Культурный контекст также представляет собой фактор воспитания. Воспитание человеческого в человеке — это воспроизводство в нем социальной культуры, «окультуривание». Культура определяет нормы жизни, ценности, которыми руководствуются люди. Результаты воспитания напрямую соотносятся с пластами культуры (национальной, научной, художественной, языковой), с которыми соприкасается человек от рождения.

Исторический период также накладывает отпечаток на ход и результаты воспитания, диктуя обществу и отдельному человеку необходимость выработки определенных личностных качеств.

Личностные качества, субъектная позиция самого человека выступают важнейшим фактором воспитания. К этим качествам от носят волю, характер, направленность, мотивацию, совесть, веру. Следует учитывать, что эти качества, личностные особенности способны как содействовать успеху воспитания, так и препятствовать любым усилиям воспитателей. В идеале, становясь субъектом собственной жизнедеятельности, педагогического процесса, человек сам активно участвует в своем воспитании, занимается самовоспитанием. Несомненно, одним из ключевых факторов воспитания является собственно сама педагогическая деятельность, которая, с одной стороны, уже по своей природе является фактором воспитания, а с другой стороны, должна соответствовать определенным закономерностям, отвечающим сущности и логике развития процесса воспитания.

В отличие от факторов как глубинных истоков, непосредственно порождающих те или иные воспитательные проявления и эффекты, условия воспитания формируют конкретную среду, обстановку, обстоятельства места, времени и действия, в которых факторы оказывают влияние на человека.

Условия, в отличие от факторов, достаточно подвижны и изменчивы, поэтому их можно не только учитывать, но и педагогически конструировать.

Соответственно, факторы воспитания можно отнести к обстоятельствам, которые носят объективный характер. Их можно лишь прогнозировать, в то время как условия (внешние и внутренние) можно конструировать. Вместе с тем любое, даже самое благоприятное педагогическое условие, во многом способствуя получению определенного результата, отнюдь его не гарантирует.

В целом в процессе воспитания необходимо учитывать многообразие и взаимодействие различных факторов в жизни воспитанников, понимая, что каждый из них не только формирует потенциальный контекст воспитания, но и накладывает определенные ограничения на возможности воспитания. Тогда педагог сможет создавать соответствующие условия, благоприятные для решения педагогических задач.