Сущностные характеристики и этапы педагогического процесса

В качестве сущностных характеристик педагогического процесса выделяются: субъектность, организуемость, целостность, полиструктурность, непрерывность, цикличность.

Субъектность педагогического процесса заключается в том, что как педагоги, так и обучающиеся (воспитанники) рассматриваются как субъекты, активно действующие участники этого процесса, способные к самопознанию и самосознанию, которые могут проявить инициативу, ответственность, самостоятельность, принять и реализовать решение, оценить последствия своего поведения, дать отчет за свои действия.

Организуемость педагогического процесса связана с тем, что этот процесс, несмотря на его субъектность, собственную активность его участников, все же управляется, направляется, организуется педагогами на достижение определенных целей.

Целостность педагогического процесса заключается во внутреннем единстве составляющих его компонентов, их взаимодействии. В содержательном плане целостность педагогического процесса обеспечивается отражением в его цели и содержании опыта, накопленного человечеством во взаимосвязи его знаний, умений, навыков, опыта деятельности и отношения к окружающему миру. Системообразующим фактором при этом является интеграция и координация усилий всех субъектов педагогического процесса в комплексе мероприятий обучения, воспитания, подготовки.

Целостность педагогического процесса предполагает компонентную и функциональную полноту его структуры, а также гармонизацию всех видов связей и отношений, что позволяет получать оптимальный педагогический результат. Процесс со значительными отклонениями от целостности (односторонность, отсутствие целенаправленности и целесообразности) не способен обеспечить достижение намеченной педагогической цели.

Полиструктурность педагогического процесса обусловлена его сложной структурой, его системностью, включающей совокупность взаимосвязанных компонентов.

Непрерывность педагогического процесса заключается как в целом в непрерывном характере передачи опыта человечества от поколения к поколению, так и непосредственно в непрерывном характере образования современного человека.

Цикличность педагогического процесса связана с наличием в нем определенных повторяющихся этапов, представляющих последовательность решения задач этого процесса и в своей совокупности составляющих цикл.

Основными этапами педагогического процесса являются:

· целеполагание — подготовительный этап — организация педагогического процесса (целеполагание; диагностика; прогнозирование; проектирование; планирование);

· целеосуществление — основной этап — осуществление педагогического процесса (педагогическое взаимодействие; обратная связь; диагностика, контроль, регулирование и корректировка деятельности);

· анализ и оценка результатов — заключительный этап — анализ результатов педагогического процесса (выявление степени достижения целей, оценка результатов и ошибок; анализ причин достижений и отклонений; определение мер по совершенствованию обучения, воспитания, подготовки).

 

Самые важные педагогические категории - воспитание, образование и обучение.Они охватывают совокупность реальных явлений, теоретических и практических вопросов, которые относятся к предмету педагогической науки. Правильное их понимание необходимо, прежде всего, для познания педагогических закономерностей.