Взаимодействие на стадии возбуждения уголовного дела.
Заведомо невыгодные условия сделки, заключенной должником, могут касаться, в частности, цены имущества, работ и услуг, вида и срока платежа по сделке.
После изучения признаков преднамеренного банкротства делаются следующие выводы:
- если обеспеченность требований кредиторов ухудшилась и сделки, совершенные должником, не соответствуют существовавшим рыночным условиям, нормам и обычаям делового оборота, то усматриваются признаки преднамеренного банкротства;
- если обеспеченность требований кредиторов за период проверки существенно не ухудшилась, то признаки преднамеренного банкротства отсутствуют;
- если обеспеченность требований кредиторов существенно ухудшилась, но сделки, совершенные должником, соответствуют существовавшим рыночным условиям, нормам и обычаям делового оборота, то признаки преднамеренного банкротства также отсутствуют.
Вопрос 3. Расследование и взаимодействие оперативных подразделений и следователей при расследовании криминальных банкротств.
Учения о взаимодействии необходимо рассматривать в определенной системе, в которую включить: субъекты взаимодействия, необходимость взаимодействия, планирование взаимодействия, время взаимодействия, принципы взаимодействия, формы и виды взаимодействия, сроки взаимодействия, правовые основы и основания взаимодействия, контроль над взаимодействием следователей и оперативных сотрудников.
После получения информации о совершенном криминальном банкротстве оперативный сотрудник должен установить следующее:
1) дату создания предприятия;
2) кто является учредителями предприятия;
3) состав работников предприятия (включая руководство, работников бухгалтерии, материально ответственных лиц, работников охраны и т.д.);
4) какой деятельностью занималось предприятие и соответствует или она Уставу предприятия, зарегистрированному в подразделении министерства юстиции;
5) в каком налогов органе зарегистрировано предприятие, а также имеет ли расчетный, и иные счета и в каких банках;
6) представлялись ли отчеты в статистическое управление;
7) проводились ли на предприятии ревизии, аудиторские проверки, налоговые проверки и т.д. (кем, когда, результаты);
8) какие кредитные операции проводились предприятием (оно брало кредит или выдавало кредиты), в том числе, какими были кредиты денежными или материальными (соответствовало ли это финансовому и имущественному положению предприятия);
9) когда налоговые органы, кредиторы потребовали от предприятия вернуть долг и реакция на это руководителей предприятия;
10) имеется ли решение арбитражного суда о признании предприятия несостоятельным должником;
11) какое имущество было на предприятии на момент создания, и какие изменения происходили с ним в период работы, т.е. возрастало ли оно или уменьшалось, а также какое имеется в наличии на момент проверки информации о совершенном преступлении, и что особенно важно, где находится имущество на данный момент;
12) какие бухгалтерские документы имеются на предприятии, где и как они хранятся.
Оперативный сотрудник также должен проанализировать поведение руководителя предприятия должника:
а) по отношению к имуществу, бухгалтерским документам, денежным средствам на счете и в кассе;
б) по отношению к работникам предприятия (в том числе отношения руководителя с бухгалтерией и материально ответственными лицами);
в) по отношению к кредиторам, как до так и после момента подачи заявления кредиторов в арбитражный суд о признании предприятия несостоятельным должником.