ИКТ и глобальная мобильность труда

 

Под воздействием ИКТ произошли и заметные изменения в организации производственного процесса и трудовой деятельности. В дополнении к «стационарной» занятости возникла и стала расширяться телезанятость, или удаленный труд с использованием ИКТ. Таким же нововведением стал в свое время и аутсорсинг информационно-коммуникационных услуг. Подобные формы занятости и организации труда предоставляют ряд преимуществ как работникам, так и работодателям. Первым они обеспечивают экономию времени и затрат на поездки, удобство гибкого графика работы, более широкие возможности применения своей профессии и т.п., последним – экономию на накладных и прочих расходах, более гибкое и более эффективное использование персонала и т.п. Наконец, благодаря интернету модифицировалась система контрактации работников. Создание веб-контента, информирующего о состоянии рынка труда, имеющихся вакансиях и предлагаемых кандидатурах на открытые позиции, а также сервисов для размещения и поиска соответствующей информации в Сети расширило возможности поиска, облегчило, ускорило, а нередко и удешевило процесс найма работников. По данным Евростата, в 2011 г. в странах ЕС-15 22% предприятий (с числом занятых от 10 человек) предоставляли на своих сайтах информацию о вакансиях и/или возможности онлайнового предоставления резюме, а 46% безработных, в том числе 83% в Швеции, использовали Сеть для поиска работы и отправки резюме.

Таким образом, расширение сектора электронной занятости сопровождается изменениями в профессионально-квалификационной структуре и формах занятости, характере труда и его организации, системе найма на работу и др. Этот процесс, рассмотренный на примере развитых стран, имеет глобальный характер и влияет на механизмы привлечения и использования иностранной рабочей силы.

В последние десятилетия отмечался динамичный рост территориальных перемещений рабочей силы, не прерванных даже недавним глобальным экономическим кризисом. По данным Международной организации труда, за нулевые годы. Разумеется, в основе передвижений населения лежат глубинные причины, ключевым детерминантом среди которых является разрыв между разными группами стран в уровнях экономического развития и соответственно в уровнях и качестве жизни населения, накладывающийся на острую, преимущественно структурную нехватку труда в государствах с развитой и переходной экономикой и его относительный избыток в развивающихся странах. Однако распространение ИКТ создает информационные и коммуникационные предпосылки для формирования и реализации миграционных установок населения – пользователей ИКТ и их ближайшего социального окружения, служит глобальным катализатором территориальных передвижений людей.

Развитые государства – основные реципиенты иностранной рабочей силы – в представлениях выходцев из развивающихся стран ассоциируются с благополучием, комфортными условиями проживания и большими возможностями. Обеспечиваемое ИКТ расширение доступа к международной информации, касающейся правил въезда в ту или иную страну, перспектив трудоустройства и образования за рубежом, а также возможностей оперативной электронной связи по всему миру, расширяющей зарубежные контакты и т.п., – способствует конкретизации подобных представлений, позволяет людям точнее оценить все «за» и «против» переезда, лучше подготовиться к нему и в целом снизить издержки миграции.

Существуют и специализированные сайты для определенных, в первую очередь высококвалифицированных специалистов, приток которых стимулируется развитыми странами. Следует также упомянуть информационные ресурсы и сервисы частных или других неправительственных агентств, работающих в сфере международного трудоустройства, веб-сайты, создаваемые самими приезжими, на которых приезжие делятся своим опытом жизни и работы в другой стране и др.

Важным каналом пополнения кадровых ресурсов в сфере ИКТ стало и обучение по специальностям, связанным с информационными технологиями, зарубежных студентов и аспирантов. Создавая предпосылки передвижений широкого круга работников и будучи непосредственно связанными с формированием чрезвычайно мобильного контингента специалистов в сфере ИКТ, эти технологии стимулируют миграцию рабочей силы. Более того, улучшая глобальную состыковку спроса на иностранную рабочую силу и ее предложения, они способствуют более эффективному ее использованию. Миграция стала важным источником человеческих ресурсов, необходимых для научно-технического развития и роста экономики принимающих государств, средством разрядки напряженности на рынках труда и дополнительных финансовых поступлений в посылающих странах. Вместе с тем миграция имеет и неизбежные издержки, связанные с ее этнополитическими эффектами в обществах-реципиентах и последствиями безвозвратной утечки умов в обществах-донорах, которых позволяет избежать сорсинг услуг.

Благодаря развитию современных средств коммуникации, в первую очередь интернета, наряду с традиционными формами использования иностранной рабочей силы на территории принимающей страны возникли и ее дистанционные формы, позволяющие жителям одних государств работать на заказчиков, расположенных в других странах, не покидая родины. Использование удаленного труда на иностранных заказчиков с использованием ИКТ практикуется в рамках зарубежного сорсинга услуг, включающего как аутсорсинг[6] у внешних поставщиков услуг работников других государств, так и их оффшоринг в зарубежных филиалах ТНК для удовлетворения спроса за пределами страны расположения филиала.

Максимальная доля позиций, которые могут заниматься удаленно, присуща профессиям инженеров (55%), а также специалистам в области финансов и бухгалтерского учета (35-40%) [16, c. 39]. Наибольший объем, равно как потенциал сорсинга имеют производство коробочного ПО и услуги в сфере ИТ. В 2003 г. 7% спроса развитых стран на такую продукцию удовлетворялось странами с развивающейся и переходной экономикой. В перспективе за счет глобального сорсинга может быть обеспечено 49% мирового спроса на коробочное ПО (в том числе 76% – на НИОКР в данной области) и 44% – на ИТ-услуги (в том числе 79% – на сопровождение ПО, 77% – заказные разработки ПО) [16, c. 42, 147, 148, 183].

Однако в удовлетворении подобного спроса существует немало ограничений, связанных с разного рода административными барьерами, несоответствием предложения таких услуг предъявляемым к ним требованиям со стороны ТНК из-за нехватки у потенциальных исполнителей необходимых языковых навыков, практически ориентированных знаний и т.п. В силу указанных причин лишь 10% выпускников российских вузов, по сравнению с 30% индийских, подходят для работы на иностранные компании [18, c. 27].

 

В странах, экспортирующих услуги, благодаря сорсингу создаются новые рабочие места и в целом расширяются возможности социально-экономического развития. В то же время удаленная работа на иностранных заказчиков нередко ассоциируется с утечкой умов, осуществляющейся лишь в иной – виртуальной – форме, которая в отличие от безвозвратной физической миграции, не наносит непоправимого ущерба интеллектуальному потенциалу их доноров. Тем не менее, приобретаемые работниками в процессе подобного труда знания и навыки могут создавать трамплин для их последующей эмиграции.

Таким образом, под воздействием ИКТ усиливается включение национальных рынков рабочей силы в единый глобальный и расширяются масштабы использования иностранного труда. Одновременная интенсификация международной миграции работников и зарубежного сорсинга услуг свидетельствует о повышении глобальной мобильности как рабочей силы, так и рабочих мест. Возрастающая роль этих процессов в мировом социально-экономическом развитии требует проведения как на национальном, так и международном уровне комплекса мер, призванных нейтрализовать негативные последствия этих процессов и обеспечить максимальную выгоду от них всем участникам.

 

Вопросы для самоконтроля:

1. Существует ли спрос на труд IT-специалистов? Существуют ли значительные отклонения между величиной спроса и предложением на труд специалистов данной сферы?

2. Какие группы можно выделить среди провайдеров обучения ИКТ технологиям?

3. Какие существуют причины, затрудняющие развитие рынка ИКТ в России?

4. Каковы основные тенденции развития рынка ИКТ?

5. Дайте определение понятию аутосорсинга.

 

 


[1] Журнал "Компьютерра Онлайн"посвящен компьютерным и другим новейшим технологиям, их внедрению и влиянию на развитие общества

[2] это один из лидеров в области обучения и консалтинга по важнейшим дисциплинам Software Engineering

[3] термин, применяющийся по отношению к компаниям, чья бизнес-модель целиком основывается на работе в рамках сети Интернет, возник и получил распространение в конце 1990-х гг. в момент бума на интернет-бизнес.

[4] Стартап – компания с короткой историей операционной деятельности.

[5] Популярный интернет-ресурс – качественная база резюме и вакансий и полезные сервисы для поиска работы и персонала. Существует с 200 года.

[6] Аутсо́рсинг – передача организацией на основании договора определённых бизнес-процессов или производственных функций на обслуживание другой компании, специализирующейся в соответствующей области.