Анализ расходов на информационные системы
Экономическая оценка совокупной стоимости владения
Определение совокупной стоимости владения (Total Cost of Ownership или ССВ) приобретает сегодня всё большее значение. Комплексный подход к решению проблемы снижения совокупной стоимости предполагает модернизацию оборудования, автоматизацию распространения программного обеспечения (ПО), обеспечение технической поддержки, соблюдение стандартов на аппаратные средства и ПО.
Начать решение проблемы снижения совокупной стоимости владения следует с проведения аудита существующих расходов на информационные системы, поэтапно решая вопросы дальнейшего развития экономически эффективной информационной системы предприятия.
Корпорация Microsoft совместно с компанией Interpose проанализировали расходы на информационные технологии и разработали модель ССВ, которая позволяет определить этот показатель и применить его при оптимизации структуры расходов. Данная модель может быть использована руководителями предприятия и способствует упрощению анализа и управления прямыми и косвенными затратами, связанными с эксплуатируемыми информационными технологиями. Оптимизация модели ССВ приводит к выявлению структурных недостатков.
Проведенный анализ расходов на информационные технологии выявил их усредненные значения на зарубежном предприятии:
1) компьютер под управлением Microsoft Windows NT Workstation 4.0 обходится организации каждый год в среднем в 6515 USD;
2) капитальные затраты на аппаратно-программные средства составляют около четверти всех расходов на информационные технологии;
3) значительная часть m остальных затрат связана с администрированием и технической поддержкой, неявными расходами на поддержку компьютерных систем, которые производятся рядовыми пользователями.
По утверждению создателей, модель ССВ позволяет разобраться в структуре этих расходов и открывает широкие перспективы для их сокращения, так как они в основном связаны с трудозатратами на управление процессами, обучение и операции с соответствующими инструментальными средствами. В самом общем случае увеличение затрат на информационные технологии ведет к пропорциональному повышению эффективности работы сотрудников, а неоправданная экономия на внедрении новых информационных систем и повышении квалификации сотрудников приводит к росту числа простоев и расходов, вызванных ложными вызовами службы технической поддержки.
В подходе, разработанном Microsoft и Interpose анализируются структуры затрат для различных видов потребителей (серверов, клиентов, принтеров), проводится их классификация (портативные компьютеры - настольные, сервер файлов и печати - сервер приложений). Данная модель способна учесть различные характеристики каждого вида потребителей (фондов) и оптимизировать ввод данных для анализа. В соответствии с подходом Interpose все затраты для типовой модели (Windows NT Workstation 4.0) разделены на две группы: плановые и внеплановые. Плановые затраты состоят из расходов:
• на аппаратно-программные средства (капитальные вложения и отчисления по лицензиям на новые системы, модернизацию и очередные обновления);
• на администрирование (оплата сетевого и системного администрирования накопителей, труда и субподряда, а также задачи реагирующего и упреждающего управления);
• на поддержку (служба технической поддержки, обучение, мaтериально-техническое снабжение, командировки, договоры на обслуживание и поддержки также накладные расходы);
• на разработку (создание приложений и «содержания», тестирование и подготовка документации, в том числе разработка новых проектов, адаптация к требованиям заказчиков и обслуживание);
• на оплату коммуникационных средств (выделенной линии и доступа к серверам).
Внеплановые затраты возникают тогда, когда рядовые пользователи представляют поддержку сами себе и своим коллегам. Данный тип затрат сложно поддается учету и представляет собой большую проблему, так как, согласно исследованиям Interpose, свыше 50% средних расходов организаций на информационные технологии образуется вне традиционных бюджетов и редко учитываются предприятиями. Внеплановые затраты могут представлять также скрытую опасность, так как при нерациональном сокращении расходов на информационные технологии происходит перераспределение функций технической поддержки с профессиональных работников непосредственно на рядовых пользователей, при этом начинается резкий неконтролируемый рост таких затрат.
Снижению совокупной стоимости владения информационными технологиями в определенной части способствуют:
1) инициатива «нулевых расходов на администрирование» (Zero Administration). Программный продукт Zero Administration Kit предлагает несколько типовых сценариев использования рабочих станций, в зависимости от решаемых задач. С помощью программного продукта можно автоматически ограничить работу пользователя определенными рамками. Zero Administration Kit способствует сокращению расходов из-за ошибок рядовых пользователей.
2) применение Windows-терминалов. Windows-терминал представляет собой компьютер, с установленным клиентским программным обеспечением для доступа к Microsoft Windows NT Server. По мнению Microsoft, экономическая эффективность Windows-терминалов складывается из двух составляющих: низкой стоимости оборудования (при наличии одного высокопроизводительного сервера появляется возможность продолжения использования устаревшего оборудования.
3) определенную часть затрат в ССВ занимают затраты на установку и настройку операционной системы. Данная расходная часть резко увеличивается, если крупным предприятием приобретается большое количество одинакового оборудования. Решением этой проблемы может быть применение специализированных программных продуктов, позволяющих сократить время установки операционной системы и упростить ее конфигурирование. Одним из таких программных продуктов может быть пакет Microsoft System Preparation. Его работа состоит из двух основных этапов: подготовка и запись на внешний носитель образа диска эталонной рабочей станции; автоконфигурации, в процессе которой администратор может уточнить ряд параметров рабочей станции.
4) для определения путей снижения расходов существует программный продукт ТСО Manager фирмы Gartner Software Products. Он предоставляет сведения о влиянии расходов по информационным технологиям на основную деятельность компании. Программный продукт представляет собой базу данных корпоративных pacxoдов на информационные технологии в форме настольного приложения для onepaционной системы Windows.
5) снижение совокупной стоимости владения путем реформирования информационной системы. Существует стандартный набор общих требований к информационной системе: устойчивость и надежность, защищенность, масштабируемость, сохранение инвестиций. Ведущими производителями соответствующей инфраструктуры предлагается ряд программно-аппаратных решений. В частности, компания Microsoft предлагает для использования следующие компоненты:
- сетевую операционную систему, предназначенную для обеспечения основ сетевых сервисов, для организации совместного доступа к файлам и принтерам, работы в качестве сервера приложений для реализации модели «клиент-сервер)
- сервер баз данных, обеспечивающий выполнение всех операций с базами данных, хранение и поддержку целостности базы, высокую доступность и скорость обработки данных.
- сервер электронной почты, позволяющий организовать обмен сообщениями на внутреннем и внешнем уровнях, наладить организацию совместной работы пользователей в рамках организации, а также групповое и индивидуальное планирование.
- сервер удаленного доступа, обеспечивающий сотрудникам удаленных филиалов доступ к корпоративным данным и основным сетевым ресурсам и сервисам.
- сервер управления системы централизованного сетевого администрирования предоставляющий средства удаленного управления и диагностирования системы, учета аппаратного и программного обеспечения.
- клиентское программное обеспечение, включающее клиентскую операционную систему и различные пакеты настольных приложений, предоставляющие пользователям средства формирования материалов и документов, поиска и выбора информации, просмотра данных, а также настройки рабочей среды.
Сохранение инвестиций подразумевает вложение средств в те программно-аппаратные решения, которые бы обеспечивали долговременное их использование и, соответственно, способствовали планированию затрат на предприятии.