Территориальный состав РФ.

Принципы федеративного устройство РФ.

Лекция 6

1. верховенство конституции и федеральных законов. по отношению к региональным законам и иным источникам права. Само по себе это, с одной стороны, необходимо в нашем госудатсве, юс дургой стороны, не очень обязательно для федератиыного государства. Оно нужно только в тех случаях, когда среди предметов веденья есть что-то подобное совместному веденью. Если вся компетенция разграничена строго между субъектами федерации, то верховенству значение соотношение между федеральными и региональными объектами не нужно.

2. принцип разграничения предметов ведения и полномочий и гарантированности неизменения этого разграничения в одностороннем порядке. разграничение - четкое распределение. Формально принцип соблюдается, но на практике не очень.

3. Равенство конституционного статуса субъекта федераии. Равное отношение, которое выражено в конституции, не по всему перечню прав или других элементов правового статуса. Какие-то дополнительные преимущества могут появляться, но если это происходит, то за рамками конституции. у нас это равенство в целом соблюдается - установлено единое разграничение предметов веденья конституции, а не так, как раньше выделялись по 3 категории веденья субъектов. Отличия: возможность республике установить свой государственный язык дополнительный, собственной конституции.

4. Равноправие субъектов между собой во взаимоотношениях с федеральными органами государственной власти. Имеется с виду, что, когда федерация общается с субъектсами, не должны отдаваться предпочтение в общении с субъектами.

5. Равенство между субъектами федерации си федерацией в процессуальных вопросах. При заключении договора, например, процессуальные возможности у субхекта федерации и самой федерации будут равны: инициатива прекращения, предложение изменений.

6. Его добавил конституционнный суд. Принцип несуверенности субъектов федерации. По большому счету это просто игра в слова. Если под суверенитетом понимать первоначальное нерусское значение - это верховенство, а у субъектов федерации что-то подобное есть по 73 статье Конституции РФ.

Парад суверенитетов - явление, которое заключалось в провозглашении республиками и некоторым другими субъектов РФ суверенитета и демострации их самостоятельности.

Основной состав сформировался посде подписания федеративного договора 1993. Этим документом субъектами федерации были признаны самые крупные административно-территориальные единицы РФ.

Многие говорили, что очень сложно управлять таким большим количеством субъектов, но, наапример, в Швейцарии - 26 субъектов, на один кондон приходится в 6 раз меньше населения в среднем, чем на субъект РФ. Субъекты федерации не нуждаются в централизованном прямом управлении, у них есть самостоятельные органы управления.

В Конституции в таком порядке перечислены субъекты, потому что это воспроизводит иерархию, которая была при принятии Конституции 1993 года.

Особенности территориального устроства:

1. Полностью состоит из субъектов

2. Нет территориальных единиц под единым управлением (столоичных территорий или северных, как в Канаде, например)

Разграничение компетенции между федерацией и субъектами федерации.

1. в мировой практике много подходов к разграничению компетенции, где-то разграничиваются сферы законодательной, исполнительной и судебной власти, где-то двухчленное (федерации и суюхектов), где-то трегчленное(федерации, субъъектов и совместное) и т.д..

2. открытость перечня или же его закрытость

3. определение компетенции путем перечислениия и по остаточному принципу. в РФ в основном импользуется перечисление, сферы совместного веденья и федерального, а субъектов - по остаточному признаку. На практике может получаться так, что засчет такого общего правила (субъект осуществляет) у него получается немного вопросов веденья , потому что из-за расщирительного толкования, входящего в другие перечни, его сфера веденья может сужаться и становиться неподвижной и стабильной.

Более стабильную систему можно было бы сделать, если бы указали несколько основных вопросов, которые субхект решает самостоятельно + добавили "и остальные, не входящие в сферы веденья других субъектов".

4. с т.з. ветвей власти в Конституции разграничиваются только сферы законодательногов еденьяю. Неправильно говорить, что сфера веденья РФ - это та сфера, в которую субъекты федерации вообще не могут лезть и осуществлять полномочия, которые к ним не отнесены, на самом деле могут, но это будут полномочия скорее не законодательного характера, а исполнительного.

Механизмы взаимоотношения и взаимодействия федерации и субъектов

их можно условно разделить на несколько групп:

A. институциональные механизмы. Органы, в рамках которых или через которые осуществляется такое взаимодействие.

· Первый такой орган - совет федерации.

· Второй орган - государственный совет РФ. это не орган госвласти, не принимает официальные решения, но служит для обсуждения наиболее важных и болезненных вопросов.

· Сами высшие должностные лица субъектов федерации. Они сейчас в роли посредников между федерацией и субъектами из-за того, что они наделяются полномочиями каким-то странным регионально-федеральным способом и официально они являются должностными лицами не субъектов федерации, а именно РФ. По законодательству они в категории "лиц, замешающих государственные должности РФ"

· представительства субъектов федерации в Москве. это как бы посольства, но не совсем. полномочные представители президента в федеральных округах, советы при них(мини-госсоветы, в него входят главы субъектов федерации, которые относятся к данному федеральному округу), должностные лица "главные федеральные инспекторы"