Какой нормативно-правовой документ наименее определяет законодательные основы образования в Российской Федерации.

а) Конституция РФ;

б) Закон РФ «Об образовании»;

в) Налоговый кодекс РФ;

г) Гражданский кодекс РФ

 

2. Определяющим звеном в экономических отношениях в отрасли образования выступают:

а) отношения купли-продажи материальных товаров;

б) отношения купли-продажи ценных бумаг;

в) отношения по поводу включения и участия работника в производственной деятельности;

г) отношения собственности на средства производства

 

3. Составным назначением экономики образования как учебного предмета является:

а) добыча и теоретическая систематизация объективных знаний о действительности;

б) выяснение экономических законов производства материальных благ;

в) передача добытых научных знаний об экономических закономерностях развития образования;

г) добыча и теоретическая систематизация объективных знаний о развитии образования.

 

4. Особенности образования как отрасли экономики состоит в том, что:

а) в сфере образования нет и не может быть производственных отношений;

б) имеются не производственные, а экономические отношения;

в) существуют производственные отношения, но отличаются своеобразием;

г) неверно все названное.

 

5. Целенаправленная деятельность всех субъектов по обеспечению становления оптимального функционирования и обязательного развития каждого образовательного учреждения - …………. .

 

6. Какую функцию не выполняют региональные органы управления образованием:

а) контроль за соблюдением законодательства РФ в области образования;

б) создание учебных заведений регионального уровня;

в) формирование и осуществление региональной политики в сфере образования;

г) установление льгот, нормативов и правил.

 

7. Что из ниже перечисленного не входит в систему образования:

а) совокупность преемственных образовательных программ и государственных образовательных стандартов различного уровня и направленности;

б) сеть образовательных учреждений, реализующих образовательные программы;

в) органы управления образованием и подведомственных им учреждений и организаций;

г) администрация районов и городов.

 

8. Образовательная услуга – это:

а) материальное благо;

б) нематериальное благо личного пользования;

в) нематериальное благо общественного пользования;

г) верно все перечисленное.

 

9. Некоммерческий сектор экономики включает в себя:

а) предприятия малого и среднего бизнеса в сфере производства;

б) частные образовательные учреждения;

в) государственные образовательные учреждения;

г) оптовые базы.

 

10. Выполняют ли следующие значение учреждения образования некоммерческого сектора:

а) обеспечивают систему социальной защиты населения;

б) обеспечивают систему правовой защиты населения;

в) обеспечивают осуществление культурных программ;

г) обеспечивают научный потенциал общества.

 

11. Процесс формирования целей и определенных мероприятий, средств и методов их достижения - ……….. .

 

12. Прогнозы социально-экономического развития включают количественные показатели и …………. характеристики развития экономической ситуации в масштабе страны.

 

13. Что относится к объектам налогообложения в сфере образования;

а) движение собственности;

б) земельные участки;

в) хозяйственный результат;

г) верно все перечисленное.

 

14. Что не относится к объекту собственности образовательных учреждений:

а) денежные средства, переданные в форме дара;

б) доходы от собственной деятельности;

в) работники образовательного учреждения;

г) продукты творческого труда.

 

15. Соотнесите указанные предметы к их отношению к оборотным или основным фондам образовательного учреждения:

1)оборотный а) материалы
2) основной б) компьютеры
  в) химикаты
  г) библиотеки

 

16. Материально-техническая база образовательного учреждения – это:

а) совокупность вещественных элементов, необходимых для функционирования и развития учебных заведений и образовательного комплекса в целом;

б) учебные и вспомогательные здания;

в) вся сумма финансовых средств образовательных учреждений;

г) все то, что необходимо для обеспечения.

 

17. Реформирование сферы образования в развитых странах осуществляется по направлениям:

а) создание условий для расширения ресурсной базы;

б) совершенствование содержание образования;

в) поощрение интеграционных процессов;

г) верно все перечисленное.

 

18. Экономическая эффективность служит для обеспечения образования необходимыми …………. .

 

19. Целенаправленная деятельность всех субъектов по обеспечению становления оптимального функционирования и обязательного развития каждого образовательного учреждения и всех звеньев системы образования – это :

а) финансирование образования;

б) управление образованием;

в) планирование образования;

г) эффективность образования.

 

Вопросы для промежуточной аттестации

1. Предмет экономики образования и задачи курса.

2. Конституционные гарантии в сфере образования и их экономическое обеспечение.

3. Обзор систем образования других государств.

4. Параметры системы образования в России.

5. Законодательные гарантии системе образования и их реализация.

6. Структура управления образованием на федеральном, региональном и муниципальном уровне. Образовательные и университетские округа.

7. Некоммерческая организация, ее характерные черты в сравнении с коммерческой организацией. Образовательное учреждение как вид некоммерческой организации.

8. Автономия образовательного учреждения: содержание, границы применения, направления развития.

9. Понятие «непредпринимательская деятельность». Когда и где появилось, какие отношения характеризует.

10. Общественные выгоды от образования.

11. Индивидуальные выгоды от образования.

12. Расходы государства на образование. Определение оптимального объема расходов государства на образование в заданных институциональных условиях.

13. Индивидуальные расходы (расходы домохозяйств) на образование по уровням образования. Определение оптимального объема расходов индивидов (домохозяйств) на образование.

14. Трудовые ресурсы образовательной сферы.

15. Понятие финансирования. Источники финансирования системы образования. Схемы многоканального финансирования.

16. Проблемы нормативного финансирования образования: определение нормативов, учет особенностей образовательных учреждений, финансирование мало комплектных школ.

17. Платное и бесплатное образования, их соотношение.

18. Порядок расчета потребности в финансовых ресурсах образовательного учреждения (общий подход, на примере одной или нескольких статей расходов).

19. Смета бюджетного учреждения, бюджетная классификация.

20. Понятие внебюджетной деятельности. Основные направления поступления внебюджетных доходов. Особенности распоряжения внебюджетными средствами.

21. Действующие налоговые льготы для системы образования.

22. Имущество образовательного учреждения: типы имущественных комплексов, возможности распоряжения ими.

23. Возможные последствия приватизации в системе образования;

24. Основные направления модернизации образования.

25. Новые формы финансового обеспечения образования: государственные именные финансовые обязательства, образовательный кредит, государственные образовательные субсидии;

26. Направления развития приносящей доходы образовательной деятельности.

27. Государственно-частное партнёрство в образовании.

28. Социальные инвестиции в сферу образования: эндаумент-фонды.

29. Социальные инвестиции в сферу образования: грантовые образовательные программы.

30. Прямые социальные инвестиции в сферу образования.

31. Развитие совместных проектов на основе софинансирования и взаимной выгоды в сфере образования.