Работа с литературой

Для успешного освоения дисциплины, необходимо самостоятельно детально изучить представленные темы по рекомендуемым источникам информации:

  Темы для самостоятельного изучения Рекомендуемые источники информации (№ источника)
Основная Дополни-тельная Методи-ческая Интернет-ресурсы
Введение в экономику образования. Вопросы: Образование как основа формирования человеческого капитала. Основные вопросы, связанные с образованием: рост производительности, неравенство доходов, социальная мобильность. 1, 2 3, 5 1, 2
Обзор систем образования. Вопросы: Количественные характеристики системы. Понятие системы образования. Структура управления образованием. Образовательный процесс. Модели образования. Система образования США. Европейская система образования. Проблема доступности образования в Китае.   1, 2 3, 5 -
Образовательное учреждение – некоммерческая организация Вопросы: Некоммерческая организация, ее черты и отличительные особенности. Образовательное учреждение как вид некоммерческой организации. Автономия образовательного учреждения: понятие, исторические корни, экономическое содержание, конкретная реализация.   1, 2, 3 2, 3, 4 -
Затраты на образование. Вопросы: 1. Определение оптимального объема расходов государства и общества на образование в заданных институциональных условиях. Индивидуальные расходы (расходы домохозяйств) на образование по уровням образования. Определение оптимального объема расходов индивидов (домохозяйств) на образование. Концепция разделения затрат на образование между государством, обществом, домохозяйствами (семьями) и индивидами.   1, 2, 3 2, 3, 4
Трудовые ресурсы образовательной сферы Вопросы: Нормирование труда; нагрузка преподавателей; аттестация научно-педагогических кадров; организация труда преподавателей и аттестация.   1, 2, 3 2, 3 1, 2
Финансовое обеспечение образования Вопросы: Понятие внебюджетной деятельности. Основные направления и виды внебюджетной деятельности образовательных учреждений. Направления расходования внебюджетных средств. Ценообразование во внебюджетной деятельности. Основные направления, перспективы и проблемы совершенствования бюджетного финансирования сферы образования в России. Платное образование; материально-техническая база образовательных учреждений; заработная плата. Финансирование высшего образования.   2, 3, 4 1, 2
Основные направления совершенствования организационно-экономического механизма сферы образования. Вопросы: Придание образовательным учреждениям статуса юридического лица. Изменение организационно-правовой формы образовательных учреждений. Новые формы финансового обеспечения системы образования: нормативное подушевое финансирование, государственные именные финансовые обязательства, образовательный кредит, государственные возвратные субсидии, государственная поддержка ведущих вузов, программы развития образования, бюджет развития образования. Направления развития приносящей доходы деятельности. Проблемы повышения эффективности использования ресурсов, направляемых в систему образования: ассигнований из федерального бюджета, субвенций регионам для финансирования региональных систем образования. 3. Инфляция: причины, сущность, виды, измерение. Взаимосвязь инфляции и безработицы. 4. Экономический рост: типы, факторы, измерение. 1, 3 1, 2

Вопросы для обсуждения на семинаре по теме 1:

1. Каков вклад образования в экономический рост страны?

2. Как это проявляется? Можно ли это измерить?

3. Какое образование больше воздействует на экономический рост – общее или профессиональное?

4. Какое образование больше воздействует на экономический рост – профессиональное или дополнительное (повышение квалификации, обучение на рабочем месте)?

5. Фирма вложила значительные средства и переобучила своих сотрудников, а через 2 года обанкротилась. Означает ли это, что ее вложения в образование сотрудников:

- были неэффективными,

- отрицательно сказались на экономическом росте страны;

- никак не сказались на экономическом росте?

6. В рыночной экономике постоянно одни фирмы растут, другие разоряются. Означает ли это, что вклад образования в одном случае положителен, а в другом отрицателен?

7. Крупные корпорации, как правило, стабильно развиваются. Означает ли это, что в них работают:

- более образованные сотрудники;

- в крупных корпорациях работают менеджеры с более высоким качеством образования;

- образование дает ощутимые экономические результаты только в сочетании с корпоративной культурой;

- образование не играет ключевой роли в стабильности и развитии крупных корпораций?

 

Вопрос для обсуждения на круглом столе: Основной вклад образования в социальное и экономическое развитие страны связан с тем, что с ростом уровня образования в обществе повышается уровень управления, включая государственное, уровень технологической культуры, растет мобильность населения?

Вопросы для обсуждения на семинаре по теме 2:

1. Как образование влияет на экономическое положение домохозяйств, индивида?

2. Очевидно, что более высокие доходы домохозяйства (семьи) при прочих равных условиях позволяют детям получить более престижное образование, которое затем приносит более высокий доход. Можно ли утверждать, что более высокие доходы не есть следствие образования, а порождаются изначально более высокими доходами? Таким образом, справедлива ли гипотеза, что имеет место цепочка: высокий доход - престижное (качественное) образование - еще более высокий доход?

3. В чем, на Ваш взгляд, причина российского бума высшего образования – в том, что индивиды и их семьи стремятся к высоким заработкам или стремятся вырваться из «серой» жизни? Связывают ли абитуриенты и студенты вузов высокие заработки с интересной работой (интересной жизнью)? Что они предпочтут – высокие заработки или интересную работу, если их придется разделить? Или этот вопрос неправомерен?

4. Связан ли происходящий в нашей стране рост благосостояния людей с повышением уровня образования?

5. Если все выпускники школ начнут получать высшее образование (произойдет переход к всеобщему высшему образованию), то доходы перестанут дифференцироваться? Ведь, если все имеют высшее образование, то у всех должен быть более высокий доход? Или найдется новый дифференцирующий фактор?

 

Задание: найти данные и проанализировать динамику численности выпускников средних школ, количество абитуриентов и количество выпускников высших учебных заведений за последние 20 лет.

 

Темы эссе (на выбор):

1. «Информационный мир закончился. Достаточно трех месяцев, для того чтобы человека с соответствующими способностями научить той деятельности, которую ему надо выполнять на работе» (Евг. Сабуров – экономист);

2. «Вы, русские избалованы очень. Вам подавай все сразу и немедленно: карьеру, деньги, должности… В банках мальчики сидят, которые едва читать научились. А вы все убиваетесь: разорили страну, продали державу. Нет бы учебник какой почитать, глядишь и поумнели б… (Т. Устинова – писательница)?

 

 

Вопросы для обсуждения на семинаре по теме 3:

1. Какие организации в соответствии с российским законодательством относятся к некоммерческим?

2. С какими целями граждане и (или) юридические лица создают некоммерческие организации?

3. Каковы различия в определении эффективности деятельности некоммерческих и коммерческих организаций?

4. В чём суть автономии образовательного учреждения?

 

Вопросы для обсуждения на семинаре по теме 4:

1. В чем, на Ваш взгляд, состоят общественные и индивидуальные выгоды от образования? Сводятся ли они к экономическим выгодам?

2. Повышает ли доступность того или иного уровня образования выгоды от его получения?

3. Как влияет качество образования на выгоды от его получения?

4. Можно ли утверждать, что чем выше затраты общества (семьи, индивида) на образование, тем его доступность и качество выше?

5. На что реально влияет, на Ваш взгляд, увеличение бюджетных расходов на образование?

6. На что, на Ваш взгляд, может повлиять увеличение внебюджетных расходов на образование?

7. Когда и почему работодатели начнут вкладывать средства в образование?

8. Попечительство в образовании увеличивает выгоды, получаемые от образования обществом (местным сообществом), и/или рационализирует затраты общества (местного сообщества) на образование в конкретных учебных заведениях?

9. Эффективность образования совпадает или отличается от эффективности системы образования, эффективности деятельности учебного заведения?

 

10. Вопросы для обсуждения на семинаре по теме 5:

1. Как поделить расходы на образование между обществом, государством, домохозяйствами (семьями) и индивидами, получающими образование?

2. Почему государство (общество) повсеместно берет на себя расходы на школьное образование, а не перекладывает их на домохозяйства (семьи)?

3. Кто и почему должен платить за реализацию школьных образовательных программ повышенного уровня (гимназии, лицеи, школы (классы) с углубленным изучением предметов)?

4. Переход на 12-летнее образование – это увеличение бюджетных расходов на образование. Почему во всем мире государство (общество) идет на эти затраты?

 

Вопросы для обсуждения на семинаре по теме 6:

1. Как осуществляется нормирование труда в системе образования? В чём особенность перед другими отраслями?

2. Как рассчитывается нагрузка преподавателей?

3. Для чего нужна аттестация преподавателей? Как она проводится?

 

Вопросы для обсуждения на семинаре по теме 7:

1. Какие задачи решает нормативно-подушевой принцип финансирования общего образования и какие проблемы он порождает?

2. Какую функцию выполняет образовательный кредит?

3. Какая политика, на Ваш взгляд, более эффективна в России в системе высшего образования:

- оставить все, как есть;

- бесплатно учить в государственных вузах только тех, кто прошел конкурсный отбор, одновременно сократив число бюджетных мест и увеличив бюджетное финансирование в расчете на 1 студента, на платной основе разрешить обучение только в негосударственных вузах;

- сократить в госвузах прием на бюджетные места, увеличив их бюджетное финансирование, и одновременно по возможности увеличивать платный прием;

- сократить прием на бюджетные места, увеличив их бюджетное финансирование, и одновременно по возможности увеличивать платный прием, но при этом на бюджетные места принимать в основном прошедших по конкурсу абитуриентов из малообеспеченных слоев населения, а на платные места тех, чьи семьи могут платить;

- перейти на систему государственных заданий на образование, которые будут распространяться только на определенные специальности; госзадания должны размещаться между вузами на конкурсной основе, при этом бюджетное финансирование выделяется только на оплату обучения в рамках государственных заданий, все остальные места становятся платными, но студентам может предоставляться образовательный кредит на льготных условиях;

- все образование становится платным, но студентам из малообеспеченных семей предоставляются государственные субсидии на образование в случае обучения по специальностям или направлениям подготовки, которые признаются государством социальнозначимыми; эти субсидии возвращаются только в случае, если выпускник вуза, получивший субсидию отказывается выполнять условия контракта, который он подписывает при подаче просьбы о выделении субсидии. Всем прочим студентам предоставляется образовательный кредит на льготных условиях, а малообеспеченным студентам, кроме того, выплачиваются социальные стипендии;

- расширяется бюджетный прием, но работодатель, взявший на работу «бюджетного» выпускника, обязан возместить -полностью или частично - бюджетные расходы на его подготовку государству;

- осуществляется переход на систему государственных именных финансовых обязательств (ГИФО), которые служат для оплаты (полной или частичной) обучения в вузе, при этом часть студентов обучается только за ГИФО без всяких доплат, а часть доплачивает до установленной вузом цены обучения; ГИФО выдается по результатам сдачи Единого государственного экзамена?

5. Является ли система ГИФО механизмом разделения затрат на образование между обществом, государством, домохозяйствами и индивидами? Является ли таким механизмом установление госзаданий на подготовку кадров по определенным специальностям, введение государственных субсидий на образование, образовательного кредита, социальных стипендий? Можно ли совмещать данные механизмы? Как они совмещаются? Между какими агентами делятся затраты в каждом случае? Как в них делятся выгоды от образования? Какова эффективность каждого механизма?

6. Какие направления развития приносящей доходы деятельности вы можете сформулировать?