Коммуникативные функции языка

Уровень

Уровень

Частные языковые системы и лингвистические дисциплины

На каждом системном уровне функционирует одна или несколько частным систем. Каждая из них выполняет свою частную функцию в рамках общей функции знаковой системы. Для изучения частных систем выделяются частные научные и учебные дисциплины.

1 уровень (уровень сообщений)– синтаксическая система – строит тексты из предложений, сложных и простых, простые из слов и словосочетаний. Пунктуационная система оформляет при помощи знаков препинания единицы письменной речи.

Дисциплины: теория текста, синтаксис; в письменной речи – пунктуация.

1. Морфологическая система оформляет слова для вхождения в состав словосочетаний и предложений; происходит формирование частей речи.

Дисциплина – морфология.

2. Лексико-фразеологическая система готовит семантику слов и фразеологизмов для вхождения в состав словосочетаний и предложений.

Дисциплины: лексикология, фразеология, этимология.

3. Словообразовательная система строит производные слова на базе производящих слов.

Дисциплина – словообразование (дериватология).

4. Морфемная система готовит морфемы для вхождения в состав слов, т.е. выделяет корни, суффиксы и т. д.

Дисциплина – морфемика.

1. Фонетическая система (а) готовит фонемы для вхождения в состав морфем и (б) оформляет все единицы устной речи.

Дисциплины: фонетика, орфоэпия.

2. Графическая система организует обозначение фонем при помощи букв.

Дисциплина: графика.

3. Орфографическая система регулирует написание всех морфем и слов языка.

Дисциплина – орфография.

В научной традиции синтаксическая, морфологическая, словообразовательная и морфемная системы объединяются в общую грамматическую систему. Грамматика изучает строение, образование, изменение слов и построение из них конструкций.

 

Тексты предназначены для передачи их другим людям, т. е. с целью общения, или коммуникации. Однако в зависимости от конкретной коммуникативной ситуации создание текста может преследовать разнообразные цели. В этой связи общая коммуникативная функция языка дифференцируется на ряд частных:

 

Функции коммуникативных актов и разновидности коммуникативной системы
  информа-ционная когнити-вная кумуля-тивная эмотив-ная волюнта-тивная фатиче-ская эстети-ческая мета-языковая
ЯХЛ + + + + + + + +
ОДС + + + (+) + + (+) +
НС + + + + (+) (+) +
ПС + + (+) + + + + +
РЯ + + + + + + +

 

1. информационная функция связана с передачей информации

2.; когнитивная (познавательная) связана с участием языка, речемыслительных механизмов сознания в процессах восприятия предметов и формировании представлений, суждений о них,

3. кумулятивная функция – накопление и хранение информации; Участие языка в сохранении знаний о мире осуществляется на двух уровнях. Во-первых, в самом языке, в словарях и грамматиках (по-иному это можно назвать «библиотекой значений»). Во-вторых, при помощи языка в речи, то есть в устных и письменных сообщениях, созданных на языке («библиотеке текстов»).

Несмотря на ограниченный объем информации, хранящейся в семантической системе языка, она играет важную роль в овладении всем информационным богатством общества. Языковая семантика играет роль некого фундамента, на котором строится дополненное опытом более полное, глубокое и точное знание о мире. В отличие от быстро меняющейся информации текстов информация, которая содержится в языковой семантике, характеризуется относительной стабильностью. Например, представление о теплоте в истории естествознания менялось, однако практически неизменным осталось значение слова «тепло» в языке.

4. Если в высказывании прямо выражается субъективно-психологическое отношение человека к тому, о чем он говорит, то реализуется эмотивная, или экспрессивная, функция языка. Основным средством выражения эмоций в речи является интонация. Эмоции также могут выражаться с помощью междометий и, в меньшей степени, словами с эмоциональными созначениями. Например, чертяка, лапушка, жлобский, опупеть.

5. волюнтативная – воздействие на адресата. Того, кому направлено высказывание, мы способны побудить к действию, ответу на вопрос или, наоборот, запретить действия через сообщение некой информации, способной изменить намерения совершения действия. С этой функцией связаны намерения, цели говорящего, то есть то, ради чего он обращается к слушающему. Например, «вы выходите на следующей остановке?» - может в определенных обстоятельствах быть не просто вопросом, а просьбой уступить дорогу.

6. фатическая – установление контакта (поддержание связи между членами коллектива). Фатическая функция осуществляется в приветствиях, поздравлениях, дежурных разговорах о погоде, футбольном или хоккейном матче, городском транспорте или любых других вещах, которые общеизвестны. Это так называемое «общение ради общения. Фатическое общение неосознанно направлено на установление и поддержание контакта, и не более того. Содержание и формы контактоустанавливающего общения могут быть совершенно разными. Обычно это зависит от пола, возраста, социального положения, взаимоотношений говорящих. Такие речи стандартны, и избыточны, и подобны, к примеру, традиционным и предсказуемым началу и концовке письма или поздравления.

Информационная недостаточность не говорит о том, что такие разговоры не нужны и, тем более, не важны человеку или людям вообще. Стандартность, поверхностность такого общения позволяет устанавливать контакты между людьми, мало знакомыми друг с другом, преодолевать разобщенность и, иногда, даже некоммуникабельность. Например, маленькие дети, стремясь к контакту, при этом зачастую мало понимая других и самих себя, что-то лопочут каждый о своем.

7. Эстетическая функция языка связана со вниманием к сообщению ради самого сообщения. Ее механизм проявляется в том, что говорящий начинает замечать сам текст, его звуковую и словесную фактуру. Эстетическое отношение к языку означает, что сама речь, а не ее содержание, может восприниматься как эстетический объект: может нравиться или не нравиться отдельное слово, оборот, фраза; они могут восхищать своей точностью, ладностью, осмысленностью. Эта функция языка ярче всего проявляется в художественных текстах, хотя область ее функционирования шире. Эстетическое отношение к языку возможно ив разговорной речи, в дружеских письмах, публицистической, ораторской или научно-популярной речи. И всегда оно связано только с оболочкой содержания, с внешней формой, которая имеет самостоятельную эстетическую ценность.

Эстетическая функция обычно связана с необычной организацией текста. Эта необычность кроется прежде всего в нестандартных элементах, которые разрушают автоматизм речи: непривычные словоупотребления (движучи, алкая), метафоры, метонимия, синтаксические «фигуры», звуковая организация речи. Новизна обостряет восприятие, повышает осязаемость текста. Звуковая оболочка текста в такой ситуации становится частью его содержания.

8. Метаязыковая – описание языка средствами самого языка. Существуют ситуации, когда наше общение с адресатом речи чем-либо затруднено: при разговоре с ребенком, иностранцем или человеком, не вполне хорошо владеющим языком или его отдельными составляющими. Тогда необходимым становится время от времени проверять надежность канала связи. В таких случаях мы обычно прибегаем к толкованиям слов или выражений. Для этого пригодятся клише типа «так сказать, фигурально выражаясь, мягко говоря, выражаясь высоким штилем, было бы грубостью назвать это, вообще говоря, скорее» и т.д. Использование языковых выражений в таких случаях является проявлением метаязыковой функции языка (метаязык – язык, на котором описывается некоторый другой язык = наши описательные фразы для толкования основного текста сообщения). По-другому проявление этой функции языка называется речевым комментарием речи.

Выполнение этих функций распределено между разными коммуникативными участками языка.