ОБЩИЕ СВЕДЕНИЯ О ЯЗЫКЕ

Русский язык и культура речи

 

ЛЕКЦИЯ 1

 

1. Предмет и задачи дисциплины «Русский язык и культура реси»

Жизнь человека складывается из различных видов деятельности, которые осуществляются в разнообразных сферах: биосфере, ноосфере (сфере познавательной деятельности), этносфере (сфера национальных особенностей и национальной культуры), социосфере (общественной сфере), семиосфере (сема – греч. – знак). В семиосфере осуществляется процесс создания, накопления, обработки и передачи информации. Она проникает во все сферы. Семиосфера интегрирует человеческий коллектив, пространство и время. К семиосфере относятся искусство, народные обряды, одежда, геральдика, научная символика, музыкальная нотация, дорожные знаки и т. д. Все вышеперечисленные системы называются семиотическими. Их изучением занимается семиотика. Центральное место среди всех этих семиотических систем занимает естественный язык. Эта система универсальна, поскольку она описывает всё, что существует, всё, что было в прошлом, всё, что будет и даже то, чего принципе не может быть. Кроме того, человеческий язык способен описывать самого себя. Этим собственно и занимается языкознание, или лингвистика. Когда мы отвечаем на вопрос «Что изучает данная наука?», мы называем объект исследования. Объектом языкознания является человеческий язык во всех его проявлениях. Когда же мы отвечаем на вопрос: «А с какой точки зрения, или с какой стороны изучается объект?», мы называем предмет исследования. Поскольку язык можно изучать с различных точек зрения, то соответственно выделяются и различные научные предметы. Этим предметам соответствуют разделы языкознания.

Дисциплина «Русский язык и культура речи» как раздел языкознания занимается качественным анализом высказываний и рассматривает следующие вопросы: как пользуется человек речью в целях общения, какая у него речь – правильная или неправильная, как совершенствовать речь? Современная культура речи – это теоретическая и практическая дисциплина, обобщающая достижения и выводы истории литературного языка, грамматики, стилистики и др. разделов языкознания с целью воздействия на языковую практику.

Основной задачей культуры речи является изучение объективных языковых норм (на всех уровнях языка) с целью активного воздействия на языковую общественную практику.

Цель учебной дисциплины - научить свободно и грамотно использовать языковые средства в сфере бытовой и профессиональной коммуникации в соответствии с нормами устной и письменной речи.

Человек достигает высокого уровня речевой культуры, если обладает правильной и связной речью. Это значит, что он не только не допускает ошибок, но и умеет наилучшим образом строить высказывания в соответствии с целью общения, отбирать наиболее подходящие в каждом случае слова и конструкции, учитывая при этом, к кому и при каких обстоятельствах он обращается.

Высокий уровень речевой культуры – неотъемлемая черта культурного человека. Совершенствовать свою речь – задача каждого из нас. Для этого нужно следить за тем, чтобы не допускать ошибок в произношении, в употреблении форм слов, в построении предложении. Нужно постоянно обогащать свои словарь, учиться чувствовать своего собеседника, уметь отбирать наиболее подходящие для каждого случая слова и конструкции.