Монтаж специального репортажа.
Итак, в основе специального репортажа всегда должна лежать актуальная тема. Важнее не оперативная подача фактов, а, скорее, их актуальность и значимость для общественности.
Познавательно-тематический
По своему функциональному назначению эту разновидность репортажа можно разделить на специальный и расследовательский. В этих случаях на первое место репортер выдвигает описание интересной жизненной ситуации: «Это может быть рассказ о буднях рабочего коллектива, научной лаборатории и т. д.
Такие материалы планируются редакцией заранее, они не столь оперативны, как событийные. Автор в этом случае выстраивает материал по своему усмотрению» . Поэтому главное здесь не оперативный повод, а раскрытие и познание новых и неизвестных сторон жизни социума.
- Специальный репортаж готовится в тех случаях, когда та или иная ситуация или проблема требует от репортера тщательного и всестороннего изучения. Как правило, специальные репортажи пишутся на самые актуальные и общественно значимые темы. Чтобы выделить из числа многочисленных событий самое интересное, необходимо особое репортерское чутье.
При этом, как отмечают, теоретики, специальный репортаж должен оправдывать свое название. Поэтому стоит задуматься: можно ли именно из того события сделать репортаж с ремаркой «специальный»: «Не всякое событие достойно освещения в репортаже.
Критерий выбора события – его актуальность, общественная значимость. Рассказ репортера должен раскрыть читателю какую-то новую сторону действительности, процесса ее изменения» .
Сборка – именно так на русский с французского дословно переводится слово ’’montage’’. Однако сейчас требования, предъявляемые к монтажу на телевидении намного выше простой сборки отснятого видеоряда в готовый сюжет.
Склеенные вместе кадры должны не просто фиксировать действия, а превращаться в некоторого рода ряд и выражать отношение авторов к изображаемому.Монтажная склейка – не механическое соединение двух кусков пленки. Это важный и сложный компонент репортажа, осмысление которого требует от зрителя творческого отношения. Склейка соединяет, но одновременно разъединяет снятые кадры. Смысловые значения склеенных кадров дополняют друг друга, но в то же время противоречат один другому, согласно диалектическому закону о единстве и борьбе противоположностей. После склейки в межкадровом монтаже соединятся два содержания, которые сами по себе не являются главными, а главной становиться мысль, на которую они наталкивают зрителя благодаря своему сочетанию.
Человек, смотрящий на экран, сопоставляет смысловые значения этих кадров, оценивает правомерность их соединения, ищет причинно-следственные связи, породившие данную монтажную конструкцию. Такой монтаж дает возможность глубокого, образного толкования факта, поступка, понятия. Что особенно важно для специального репортажа.
Перебивочный план - внутриэпизодный элемент. Его задача - сделать возможным сочетание кадров, которые “не клеятся” друг с другом. Являясь техническим средством, перебивки косвенным образом все же участвуют в формировании содержания, так как они устраняют временные и пространственные несоответствия между планами, которые это содержание выражают.
Обстановка, окружающая героя, - это самый естественный и очевидный материал, в котором всегда можно найти нужные монтажные компоненты для перебивочного плана. Но в любом случае, содержание перебивки должно быть подчиненным по отношению к основному действию.
Вынося за пределы эпизода какие-то фразы и действия, и заменяя их перебивками, монтажер как бы спрессовывает событие, и это происходит без потерь для основного смысла.
Благодаря этому предоставляется прекрасная возможность "обманывать" зрителя - ускорять или замедлять движение, манипулировать с пространством и временем. Это не просто хитроумный трюк, а главный секрет экранного искусства. Ведь как сказал Альфред Хичкок: "Кино – это жизнь, но без скучных эпизодов”. Прием сжатия времени очень подходит и для подготовки сюжетов для программы новостей
Специальный репортаж – это своего рода маленькое кино. Самая сложная разновидность репортажа на телевидении. Поэтому к монтажу подобных сюжетов должны предъявляться особые требования. Это не значит, что обычные новостийные сюжеты могут монтироваться, как попало, на скорую руку. Просто «собирая» материал, над которым журналист и оператор работали не один день, в который они вложили частичку своей души, монтажер имеет большую свободу для творчества, и может смело прибегать к экспрессивным изобразительным средствам, позаимствованным из арсенала документального и игрового кино. К таким средствам можно отнести темп и ритм монтажа.
Известный кинорежиссер В. Пудовкин пишет: «Всюду, где есть разрывность, всюду, где есть момент чередования каких-то кусков, будь ли это отдельные куски пленки или отдельные куски действия, всюду ритм должен быть учтен не потому, что ритм – модное слово, а потому, что ритм управляемый волей режиссера, может и должен служить мощным и несомненным орудием впечатления. И только тогда, когда для каждого куска будет найдена настоящая длина, тогда, когда будет найден особый ритм смены кадров, только тогда экран заживет своей, найденной режиссером жизнью»
Задача репортера и предмет репортажа определяют и другие важные его стороны. В частности, степень его «наглядности»: зритель должен сам видеть все происходящее на месте события, слышать голоса его участников. Этот эффект достигается прежде всего использованием в репортаже деталей и подробностей, помогающих репортеру нарисовать зримую картину действительности. А если он оказался непосредственным участником события, о котором хочет рассказать, это дает ему возможность самому пережить те чувства, испытать то волнение, которые пережили другие участники события. Это позволит ему сильнее воздействовать на зрителей. При этом он не просто регистрирует подробности события, которые заметил, он отбирает факты, группирует их в тексте, воссоздает событие, отражая при этом свое отношение к нему.
- В репортаже-расследовании, в отличие от специального репортажа, главный акцент делается на самом процессе познания репортером ситуации. При этом здесь многое зависит от той роли, которую выбирает журналист. Как правило, в таких репортажах используют метод «включенного наблюдения».Именно с этой целью меняют профессию или же активно включаются в различного рода эксперименты.
Родоначальниками метода «смены профессии» в российской журналистике были Л. Рейнснер и М.Кольцов. Репортаж – расследование, по мнению исследователей, это динамическое описание полосы препятствий, преодолеваемой журналистом в поиске информации, которую пытаются скрыть.