Проблемы выбора единиц анализа.

Качественные методы

Если мы работаем с теми методами сбора информации, которые относятся к категории неструктурированных (простое наблюдение, беседа, анализ документов), то первая проблема, с которой мы сталкиваемся, — это большой объем первичного материала. Стремясь к максимальной точности фиксации всех деталей в процессе наблюдения или беседы, мы усложняем задачу анализа. Предположим, что беседа записывается на магнитофон. Обычно дальше запись полностью переносится на бумагу. Эта процедура занимает не меньше времени, чем сама беседа. А дальше мы имеем целый ряд таких записей, которые нужно сопоставлять между собой, что довольно сложно сделать, если каждая из них занимает десяток страниц. Возникает необходимость произвести сжатие информации. Использование структурированных методов сбора информации позволяет получать данные в более компактном виде. Однако это достигается ценой потери определенной части исходной информации. Поэтому еще на этапе планирования исследования стараются определить, какого типа данные понадобятся для анализа. Правда при этом нужно помнить, что избыточную информацию можно всегда отбросить, но если мы не учли какие-то важные детали, то поправить дело трудно, фактически придется проводить дополнитель­ное исследование.

Сжатие информации — это только один из аспектов ее организации. Другая сторона этого процесса заключается в нахождении такой формы представления данных, которая наиболее удобна для анализа. Основным приемом здесь выступает схематизация. Схема всегда упрощает реальные отношения, огрубляет истинную картину. В этом смысле схематизация отношений является одновременно и сжатием информации. Но она предполагает также нахождение наглядной и легко обозримой формы представления информации. Этой цели служит сведение данных в таблицы.

Основным приемом сжатия информации выступает кодирование.Этим термином обозначают процесс анализа качественной информации, который включает выделение смысловых сегментов текста или реального поведения, их категоризацию (называние) и рекомбинацию (реорганизацию). Если работают с текстом, то чаще всего делают пометки в самом тексте и на полях. В самом тексте находят и отмечают ключевые слова, то есть те слова и выражения, которые несут главную смысловую нагрузку, прямо указывают на содержание текста в целом или его отдельного фрагмента. Используются разные типы выделения: подчеркивание одной или двумя линиями, цветовая маркировка. Все это делает текст более обозримым и выпуклым. Пометки на полях могут носить характер, как дополнительных значков, так и комментариев. Дополнительные значки, как правило, служат средством категоризации материала, то есть разнесения фрагментов по разным рубрикам. Сходные по содержанию фрагменты метятся аналогичным образом. Это позволяет легко их идентифицировать и при необходимости собирать вместе. Важно то, что мы одновременно имеем перед глазами и сам оригинальный текст, и как бы краткий путеводитель по нему.

Как выбираются рабочие категории? Тут нет никаких готовых рецептов. Но в том и состоит особенность качественного анализа, что исследователь не подгоняет эмпирический материал под какую-то готовую схему, а идет от самого материала, пытается выявить его естественную структуру. Описательные категории рождаются и меняются в процессе анализа. Один и тот же фрагмент может попадать в разные классы, то есть система классификации является сложной и многомерной. Например, можно выделять те фрагменты, где клиент говорит о себе. С другой стороны, нас может интересовать все, что касается его здоровья. Наконец, мы считаем, что важно разделить те проблемы, которые клиент в состоянии решить сам, и те проблемы, для решения которых он нуждается в посторонней помощи. Соответственно, одному и тому же фрагменту иногда будет приписываться несколько различных кодов.

Форма используемых кодов тоже может быть самой разнообразной: слова, цифры, рисунки и пр. Тут исследователь имеет большой простор для своей фантазии. Важно, чтобы она была удобной и краткой. По мере того как система категоризации разрастается, обращение с совершенно произвольными кодами ста­новится все сложнее: приходится держать кодировочную таблицу перед глазами и постоянно к ней обращаться. Выход из положения состоит в использовании кратких шифров, состоящих из первых букв соответствующих слов. Нужно только следить, чтобы они хорошо различались между собой. Один практический совет - Используя даже самую «прозрачную» систему кодировки, не следует пренебрегать составлением отдельного списка сокращений. Иначе, вернувшись к работе после некоторого перерыва, мы можем обнаружить, что забыли смысл некоторых из них.

Анализируя текст, мы сравниваем отдельные его фрагменты между собой, выявляя сходства и различия. При этом постоянно встают вопросы, что считать отдельным фрагментом и какие фрагменты кодировать одинаково, а какие относить в разные классы.