Актуальность педагогики как науки о человеке и образовании.
История жизни многих поколений свидетельствует, что нет более трудных проблем, чем человеческие, и не существует более сложных видов деятельности, чем разрешение проблем человека, воспитание личности, организация совместной деятельности и общения людей. Опыт показывает, что попытка решения вопросов человеческой жизнедеятельности на основании только обывательских житейских знаний, интуиции или догадок равносильна знахарству в медицине.
Человечество издавна пыталось обобщить и использовать успешный опыт подготовки молодого поколения к самостоятельной жизни и труду, что послужило основанием к возникновению педагогической науки. Педагогика разрабатывает модели, системы, способы и содержательно-технологическое обеспечение целенаправленного обучения, воспитания, образования, развития личности.
Немецкий философ И. Кант (1747—1804) в свое время писал: «Если существует наука, действительно нужная человеку, то это та..., из которой можно научиться тому, каким надо быть, чтобы быть человеком». Педагогика — это наука о человеке, изучение который дает ответы на ряд вопросов, считающихся сложными и актуальными во все времена: как успешно и продуктивно работать и общаться с людьми? Как совершенствовать себя, чтобы разумно реализовать собственный внутренний потенциал и добиться поставленных целей на благо себя и окружающих людей? Как достичь успеха в семейной, профессиональной, гражданской сферах жизнедеятельности? В условиях быстрого развития всех сфер общества, когда жизнь резко изменяется и усложняется, расширяются и возрастают требования к личностному и профессиональному уровням развития людей. Эти вопросы стали еще актуальнее и требуют разработки и применения новых социальных технологий их разрешения. Знания о сущности социальных технологий и способах их использования раньше необходимы были только педагогическим работникам, сейчас же — каждому образованному человеку, а тем более — молодому специалисту, входящему в самостоятельную жизнь и жаждущему успеха в ней.
Опыт убеждает, что успех в личной жизни и профессиональной деятельности человека в числе других причин зависит от того, знает ли он сущность окружающей его педагогической действительности, психологические, возрастные, тендерные особенности личности; понимает ли влияние психолого-педагогических явлений и факторов на жизнедеятельность человека, его личностное и профессиональное развитие; способен ли он учитывать их в повседневной жизни и трудовой деятельности при разрешении проблемных, конфликтных ситуаций. Эти знания и умения отражают сущность психолого-педагогической культуры молодого специалиста — выпускника высшей школы. Психолого-педагогическая культура личности — это совокупность тех психолого-педагогических знаний и средств, с помощью которых человек сознательно, целенаправленно и свободно создает и реализует самого себя; организует свое взаимодействие с другими в процессе совершенствующейся деятельности и общения. В структуре психолого-педагогической культуры выделяются две составляющие: психологическая и педагогическая, которые реализуются на двух уровнях: общем, обеспечивающем человеку достойное бытие в социуме, и профессиональном, способствующем достижению успеха в избранной трудовой деятельности.
Общая педагогическая культура выполняет следующие функции в жизнедеятельности личности:
• является основой самосовершенствования;
• механизмом преемственности и сохранения положительного в опыте прошлых поколений, других культур;
• барьером деструктивности, экспансии дидактических нововведений;
• барьером гиперболизации односторонних, однотипных средств взаимодействия с людьми, окружающим миром;
• средством гармонизации отношений человека с социумом, природой, самим собой;
• средством внегенетического наследования и освоения поведенческих программ социального наследия.
2. Цели изучения курса «Основы педагогики».
В системе подготовки кадров высшей квалификации непедагогических специальностей курс «Основы педагогики» относится к базовым социально-гуманитарным дисциплинам и способствует повышению общекультурного и профессионального уровня будущих специалистов.
Курс «Основы педагогики» нацелен на овладение студентами основами педагогических знаний, необходимых для развития их гуманитарного мышления и творческого потенциала, организации их профессиональной деятельности, самообразования, а также личной и семейной жизни.
Задачами курса являются:
1) ознакомление будущих специалистов с основными педагогическими категориями, системами, процессами и их проявлениями в жизни современного общества;
2) формирование у студентов ценностного отношения к образованию и положительной установки на самообразование и самовоспитание;
3) приобретение будущими специалистами практических умений и навыков по анализу образовательных ситуаций, рефлексии индивидуальной и коллективной деятельности, организации продуктивного взаимодействия и общения, проектированию личностного и профессионального самосовершенствования.
В результате изучения курса «Основы педагогики» студент должен знать:
— основные категории педагогики, их общекультурное значение и место в системе наук о человеке и обществе;
— направления и способы практического применения педагогических знаний в процессе становления личности и ее профессиональной деятельности;
— сущность образования как педагогического процесса и системы, основные способы его организации и тенденции развития в современном мире;
— сущность обучения и воспитания как личностно-развивающих процессов;
— основные принципы, содержание и методы семейного воспитания;
— закономерности, принципы, способы личностного и профессионального самосовершенствования, а также развития творческого потенциала личности.
В результате изучения курса «Основы педагогики» студент должен уметь:
— анализировать личностные, профессиональные, в том числе учебные, ситуации и принимать индивидуальные и совместные решения;
— рефлексировать процесс и результат деятельности;
— организовывать продуктивное личностное и профессиональное взаимодействие и общение;
— учитывать и использовать объективные связи и принципы обучения, воспитания и развития личности в образовательных процессах и социуме;
— использовать методы и приемы воспитания в группах и коллективах;
— осуществлять воспитание и развитие детей в семье;
— самостоятельно учиться, адекватно оценивать свои возможности, разрабатывать и "реализовывать проекты личностного и профессионального самосовершенствования.