Актуальность педагогики как науки о человеке и образовании.

История жизни многих поколений свидетельствует, что нет более трудных проблем, чем человеческие, и не существует более сложных видов деятельности, чем разрешение проблем человека, воспитание личности, организация совместной дея­тельности и общения людей. Опыт показывает, что попытка решения вопросов человеческой жизнедеятельности на осно­вании только обывательских житейских знаний, интуиции или догадок равносильна знахарству в медицине.

Человечество издавна пыталось обобщить и использовать успешный опыт подготовки молодого поколения к самостоя­тельной жизни и труду, что послужило основанием к возник­новению педагогической науки. Педагогика разрабатывает модели, системы, способы и содержательно-технологическое обеспечение целенаправленно­го обучения, воспитания, образования, развития личности.

Немецкий философ И. Кант (1747—1804) в свое время писал: «Если существует наука, действительно нужная человеку, то это та..., из которой можно научиться тому, каким надо быть, чтобы быть человеком». Педагогика — это наука о человеке, изучение который дает ответы на ряд вопросов, счи­тающихся сложными и актуальными во все времена: как ус­пешно и продуктивно работать и общаться с людьми? Как со­вершенствовать себя, чтобы разумно реализовать собственный внутренний потенциал и добиться поставленных целей на бла­го себя и окружающих людей? Как достичь успеха в семейной, профессиональной, гражданской сферах жизнедеятельности? В условиях быстрого развития всех сфер общества, когда жизнь резко изменяется и усложняется, расширяются и возра­стают требования к личностному и профессиональному уров­ням развития людей. Эти вопросы стали еще актуальнее и требуют разработки и применения новых социальных техноло­гий их разрешения. Знания о сущности социальных техноло­гий и способах их использования раньше необходимы были только педагогическим работникам, сейчас же — каждому об­разованному человеку, а тем более — молодому специалисту, входящему в самостоятельную жизнь и жаждущему успеха в ней.

Опыт убеждает, что успех в личной жизни и профессио­нальной деятельности человека в числе других причин зависит от того, знает ли он сущность окружающей его педагогической действительности, психологические, возрастные, тендерные особенности личности; понимает ли влияние психолого-педа­гогических явлений и факторов на жизнедеятельность челове­ка, его личностное и профессиональное развитие; способен ли он учитывать их в повседневной жизни и трудовой деятельно­сти при разрешении проблемных, конфликтных ситуаций. Эти знания и умения отражают сущность психолого-педагогической культуры молодого специалиста — выпускника высшей школы. Психолого-педагогическая культура личности — это совокуп­ность тех психолого-педагогических знаний и средств, с помо­щью которых человек сознательно, целенаправленно и свобод­но создает и реализует самого себя; организует свое взаимодействие с другими в процессе совершенствующейся деятель­ности и общения. В структуре психолого-педагогической куль­туры выделяются две составляющие: психологическая и пе­дагогическая, которые реализуются на двух уровнях: общем, обеспечивающем человеку достойное бытие в социуме, и профессиональном, способствующем достижению успеха в избранной трудовой деятельности.

Общая педагогическая культура выполняет следующие функции в жизнедеятельности личности:

• является основой самосовершенствования;

• механизмом преемственности и сохранения положитель­ного в опыте прошлых поколений, других культур;

• барьером деструктивности, экспансии дидактических но­вовведений;

• барьером гиперболизации односторонних, однотипных средств взаимодействия с людьми, окружающим миром;

• средством гармонизации отношений человека с социумом, природой, самим собой;

• средством внегенетического наследования и освоения поведенческих программ социального наследия.

 

2. Цели изучения курса «Основы педагогики».

В системе подготовки кадров высшей квалификации непедаго­гических специальностей курс «Основы педагогики» относится к базовым социально-гуманитарным дисциплинам и способствует повышению общекультурного и профессионального уровня буду­щих специалистов.

Курс «Основы педагогики» нацелен на овладение студентами основами педагогических знаний, необходимых для развития их гуманитарного мышления и творческого потенциала, организации их профессиональной деятельности, самообразования, а также личной и семейной жизни.

Задачами курса являются:

1) ознакомление будущих специалистов с основными педаго­гическими категориями, системами, процессами и их проявления­ми в жизни современного общества;

2) формирование у студентов ценностного отношения к обра­зованию и положительной установки на самообразование и само­воспитание;

3) приобретение будущими специалистами практических уме­ний и навыков по анализу образовательных ситуаций, рефлексии индивидуальной и коллективной деятельности, организации про­дуктивного взаимодействия и общения, проектированию личност­ного и профессионального самосовершенствования.

В результате изучения курса «Основы педагогики» студент должен знать:

— основные категории педагогики, их общекультурное значе­ние и место в системе наук о человеке и обществе;

— направления и способы практического применения педаго­гических знаний в процессе становления личности и ее профессио­нальной деятельности;

— сущность образования как педагогического процесса и сис­темы, основные способы его организации и тенденции развития в современном мире;

— сущность обучения и воспитания как личностно-развивающих процессов;

— основные принципы, содержание и методы семейного вос­питания;

— закономерности, принципы, способы личностного и про­фессионального самосовершенствования, а также развития твор­ческого потенциала личности.

В результате изучения курса «Основы педагогики» студент должен уметь:

— анализировать личностные, профессиональные, в том числе учебные, ситуации и принимать индивидуальные и совместные решения;

— рефлексировать процесс и результат деятельности;

— организовывать продуктивное личностное и профессио­нальное взаимодействие и общение;

— учитывать и использовать объективные связи и принципы обучения, воспитания и развития личности в образовательных процессах и социуме;

— использовать методы и приемы воспитания в группах и коллективах;

— осуществлять воспитание и развитие детей в семье;

— самостоятельно учиться, адекватно оценивать свои возмож­ности, разрабатывать и "реализовывать проекты личностного и про­фессионального самосовершенствования.