ЭВАКУАЦИЯ ЛЮДЕЙ

Эвакуация с незапамятных времен является достаточно эффективным способом защиты людей. Мировой опыт показывает, что эвакуировать огромные массы людей на практике не так-то просто, да и сам процесс эвакуации, зачастую растягивается по времени.

Эвакуация широко применялась в Великую Отечественную войну. Однако, эти эвакуационные мероприятия принципиально отличаются от эвакуационных мероприятий, намечаемых на случай войны в современных условиях. Во время второй мировой войны население эвакуировалось в отдаленные районы в противоположном направлении от противника. Современная эвакуация предусматривает вывод и вывоз населения из наиболее вероятных районов для применения противником ОМП в безопасные зоны в любых направлениях.

Начиная с самого создания МЧС, актуально стояла задача по эвакуации мирного населения из зон межнациональных конфликтов. Так было в Абхазии, Ингушетии, Дагестане, Чечне и др. районах.

Следует отметить, что только при аварии на ЧАЭС в апреле-мае 1986 г., из зоны р /а заражения было эвакуировано свыше 116 тысяч человек.

Сегодня нельзя спокойно смотреть, как во время стихийных бедствий и аварий гибнут люди. Поэтому, каждый гражданин России должен знать о том, где и как ему укрываться, где покупать средства индивидуальной защиты, куда эвакуироваться, а руководители предприятий и будущие инженеры-руководители должны знать саму организацию мероприятий.

1. Сущность рассредоточения и эвакуации

Под рассредоточением понимают организованный вывоз из городов и др. населенных пунктом и размещение в загородной зоне свободной от работы смены рабочих и служащих объектов экономики, продолжающих работу в военное время.

К категории рассредоточиваемых относятся также персонал, обеспечивающий жизнедеятельность города (например, работники коммунального хозяйства). Рабочие и служащие после вывоза и расселения их в загородной зоне посменно выезжают в город для работы на своих предприятиях, а по окончании работы возвращаются в загородную зону на отдых.

Эвакуация представляет собой организованный вывоз или вывод из городов и др. населенных пунктов и размещение в загородной зоне остального населения, а также вывоз или вывод населения из зон возможного затопления или др. ЧС.

Загородная зона представляет собой территорию, расположенную за пределами зон возможных разрушений.

Каждому предприятию, учреждению, учебному заведению города, из которого планируется рассредоточение и эвакуация, в загородной зоне назначается район размещения населения, который в зависимости от количества рабочих и служащих и членов их семей может включать один или несколько расположенных рядом населенных пунктов.

Районы населения должны находиться на таком удалении от города, которое обеспечило бы их безопасность и в тоже время минимальное время на переезды к месту работы и обратно.

Районы расселения целесообразно располагать вблизи железнодорожных станций и автомобильных магистралей.

Расселяют рабочих и служащих, и членов их семей с соблюдением производственного принципа. При этом сохраняется целостность предприятия, облегчается отправка рабочих смен в город на работу и обеспечение людей питанием, медицинским обслуживанием.

Эвакуированное население, не связанное с производством и не являющееся членами семей рассредоточиваемых рабочих и служащих, размещают в более отдаленных районах загородной зоны, а население, эвакуированное из зон возможного затопления или др. ЧС, - в населенных пунктах, находящихся вблизи этих зон. Такое расселение производится с соблюдением территориального принципа.

Объекты, на которых продолжается работа в военное время относятся к категорированным, то есть имеющим категорию по ГО.

В каждом городе, отнесенном к той или иной группе по ГО, по согласованию с министерствами, комитетами определяются категорированные объекты экономики и каждому из них, определяется план по выпуску продукции в военное время. Для этого уточняются ресурсы, определяется необходимое количество рабочих и служащих и режим работы. Работа на таких предприятиях обычно организуется круглосуточно в две смены.

Поэтому рассредоточение можно понимать как организованный вывоз неработающей смены категорированных объектов в загородную зону. В загородной зоне также размещают группировку сил ГО, предназначенную для введения спасательных и др. неотложных работ.

Рассредоточение и эвакуация во много раз снижают плотность населения городов, а следовательно, и потери населения могу4т быть значительно уменьшены.

2. Организация и проведение рассредоточения и эвакуации

Рассредоточение и эвакуация производится по территориальному производственному принципу. Это означает, что все работники предприятий, студенты вузов и средних специальных учебных заведений эвакуируются по производственному принципу, а неработающее население по территориальному (через ЖЭК и ДЭЗ). Дети обычно эвакуируются вместе с родителями, но не исключается возможность их вывоза со школами и детскими садами.

Все эвакуационные органы, создаются в мирное время.

Для общего руководства эвакомероприятиями в области создается областная эвакуационная комиссия, подчиняющаяся Главе администрации области-начальнику ГО.

Непосредственно организацией и проведением эвакуационных мероприятий занимаются начальники и штабы ГО объектов, и эвакуационные комиссии, создаваемые в категорированных городах и их районах.

На объектах экономики, с численностью рабочих и служащих 300 человек и более решением начальника ГО объекта создается объективная эвакуационная комиссия, председателем которой назначается один из заместителей руководителя объекта.

Оргструктура ОЭК: председатель, зам. председателя ОЭК и группы:

- управления рассредоточением и эвакуацией;

- связи, учета и отчетности;

- размещения рассредоточиваемых и эвакуированных.

На крупных объектах кроме ОЭК, могут создаваться и сборные эвакуационные пункты (СЭП), задача которых эквивалентна СЭП категорированных городов – сбора, регистрации и отправки на пункты посадки, или исходные пункты нашего движения.

СЭП организуют обычно вблизи железнодорожных станций, платформ, портов, пристаней, а для населения, выводимого пешим порядком, - вблизи маршрутов вывода в назначенные районы. Под них обычно отводят школы, клубы и др. общественные здания.

На территории СЭП и в близи него должны быть подготовлены убежища и укрытия из расчета размещения в них людей, которые могут одновременно находиться на пункте. Каждому СЭП присваивают номер; к номеру приписывают ближайшие объекты н/х-ва, а также ДЭЗ, ЖЭК, население которых будет эвакуировано через данный СЭП.

СЭПы являются административными органами эвакокомиссии. Состав СЭП зависит от численности населения подлежащего эвакуации и может быть в количестве 30-36 человек. Начальник СЭП и его заместитель назначаются из работников администрации. Весь остальной состав комплектуется из рабочих и служащих предприятий, учреждений на базе которых развертывается СЭП.

В каждом СЭП создаются группы:

- управления;

- регистрации и учета;

- группа комплектования колонн, эшелонов и их отправки;

- группа охраны общественного порядка.

На СЭП оборудуются:

- медпункт (2-3чел.)

- комната матери и ребенка (2-3 чел.)

- стол справок

- пост радиационные и химические наблюдения.

Существует три способа эвакуации:

1) вывод населения пешим порядком;

2) вывоз, транспортом всех видов, включая личный;

3) комбинированный, сочетающий в себе первые два способа.

Население о начале эвакуации оповещается через предприятия, учреждения, учебные заведения, ЖЭК, милицию, а также по местному радио и телевидению. Получив извещение о начале рассредоточения и эвакуации, население должно подготовить и взять с собой документы, деньги, необходимые вещи и запасы продуктов и явиться на СЭП в строго определенное время.

Прибывших на сборный пункт людей регистрируют, формируют по колоннам, группируют по вагонам железнодорожного эшелона или по автомашинам (судам) и в назначенное время выводят к пунктам начала движения.

Вывод населения пешим порядком организуется колоннами по дорогам, не занятым другими перевозками или по обозначенным маршрутам и колонным путям.

Для организованного движения пеших колон разрабатывают схему их маршрута, на которой указывают состав колонны, маршрут движения и время их прохождения; районы и продолжительность привалов; медицинские пункты и пункты обогрева; промежуточный пункт эвакуации ПП, порядок и сроки вывода (вывоза) колонны из этого пункта в район постоянного размещения; сигналы управления и оповещения.

Обычно маршруты рассчитываются на один суточный переход, совершаемый за 10-12 часов движения. Численность пеших колонн может колебаться от 500 до 1000 человек. Для удобства управления колонну следует разбивать на группы по 500-100 человек, а во главе групп ставить старших. Старшие группы обязаны проверять численность групп, не допускать в группы посторонних лиц и следить, чтобы не было отстающих. Скорость движения колонн на маршруте следует выдерживать в пределах 4-5 км/ч, а дистанции между колоннами-до 500 м.

При совершении марша, через каждые 1-1,5 часа движения делают малые привалы продолжительностью 10-15мин., а в начале второй половины суточного перехода устраивают большой привал на 1-2 часа, как правило, за пределами зоны возможных разрушений. На привалах людям оказывают необходимую медицинскую помощь, проверяют состав колонн (групп), оказывают помощь отстающим. За время привала растянувшиеся колонны подтягиваются. На большем привале организуют прием горячей пищи.

В состав пешей колонны включают 1-2 медработников и 1-2 сан дружинниц.

Люди, двигающиеся в пеших колоннах, по сигналу «Воздушная тревога» укрываются в складках местности или в ближайшем защитном сооружении. Если при движении в загородную зону встретятся районы р/а, химического или бактериологического заражения, то их по возможности обходят с наветренной стороны в средствах индивидуальной защиты.

Для проведения рассредоточения и эвакуации используются все виды общественного транспорта не занятого военными и неотложными производственными и хозяйственными перевозками.

Для вывоза населения железнодорожным и водным транспортом используются пассажирские железнодорожные составы и пассажирские теплоходы, а при их недостатке – и товарные вагоны, грузовые суда и баржи. Предусматривается более уплотненная загрузка вагонов и судов, а также увеличение длины поездов.

Вывоз населения автотранспортом обычно планируется на небольшие расстояния. Для этого используются автобусы и приспособленные для перевозки людей автомобили.

Для организованного движения транспорта разрабатывают схемы маршрутов, на которых указывается график движения данного вида транспорта.

На каждый железнодорожный эшелон (судно) назначается начальник эшелона (судна), на автомобильную колонну – старший автоколонны, на каждый железнодорожный вагон – старший вагона. Начальники железнодорожных эшелонов и старшие автоколонн должны принимать все меры к тому, чтобы выдержать график движения транспорта и прибыть на соответствующую станцию (пункт) в загородной зоне в установленное время.

На каждый поезд (судно) и автоколонну (по возможности) назначают 1-2 работников с медицинским образованием.

При вынужденной остановке эшелона (автоколонны), вызванной применением противником ОМП, следует быстро высадить людей из вагонов (автомашин) и применять необходимые меры по их защите в складках местности или в ближайших защитных сооружениях. Если зоны р/а, химического или бактериологического заражения объехать нельзя, то эти районы преодолеваются на повышенных скоростях в средствах индивидуальной защиты.

3. Организация приема и размещения населения

Приемная комиссия сельского района (некатегорированного города) создается решением администрации района (города) и служит для организации приема и размещения рассредоточиваемого и эвакуируемого городского населения, а также для снабжения его всем необходимым. Комиссия комплектуется ответственными работниками административных органов, представителями служб ГО и военкомата. В ее состав обычно включают руководителей местных предприятий торговли, общественного питания, медицинских, бытовых и др. учреждений.

комиссия подчиняется начальнику ГО ЧС района (города) и работает в тесном контакте со штабом ГО.

На приемные комиссии возлагается разработка и современная корректировка плана ГО по приему и размещению эвакуируемого населения, встреча, прием, учет и размещение прибывшего населения, а также снабжение его всем необходимым, представление вышестоящим приемным эвакоорганам донесений о ходе приема.

Приемная эвакуационная комиссия устанавливает связь с эвакуационной комиссией категорированного объекта (района, города) и уточняет вопросы приема, графики движений эвакуируемых, вид транспорта.

По указанию приемной комиссии развертывают приемные эвакуационные пункты (ПЭП). Они оборудуются в школах, детских садах, клубах и др. общественных зданиях недалеко от высадки людей.

На ПЭП возлагаются: встреча прибывшего населения, распределение его по населенным пунктам, оказание первой медицинской помощи, организованная отправка людей к местам расквартирования.

В местах расселения освобождают помещения, предназначенные для размещения рассредоточиваемого и эвакуированного населения, уточняют все вопросы размещения людей по домам (квартирам) местных жителей (в порядке подселения), в пансионатах, спортивно-оздоровительных лагерях, подсобных хозяйствах и других общественных зданиях. Если коллективных средств защиты ко времени прибытия городского населения недостаточно, то организуют дополнительное их строительство. Для этого привлекается все трудоспособное население, включая прибывших из города.

Снабжение населения продуктами питания и предметами первой необходимости возлагается на службу торговли и питания сельского района. Первые двое суток люди должны питаться запасами продуктов взятых с собой.

Коммунально-бытовое обслуживание населения в районах размещения возлагают на местные коммунально-бытовые учреждения (мастерские, парикмахерские, прачечные, бани). Количество их при необходимости может быть увеличено в результате размещения в загородной зоне аналогичных учреждений, вывезенных из города. Следует также широко привлекать к работе в коммунально-бытовых учреждениях специалистов различных коммунально-бытовых служб из эвакуированного населения.

Медицинское обслуживание возлагают на существующую сеть учреждений больницы, поликлиники, сельские медпункты и аптеки. Работа их в условиях р/а, химического и биологического заражения резко осложнится, т.к. кроме общих больных могут поступать люди, пораженные р/а, химическими веществами и бактериальными средствами. Значительно возрастает роль оказания медицинской помощи на дому. Поэтому применяют меры к расширению сети поликлиник, больниц и медицинских пунктов, а также по увеличению численности медицинских кадров; привлечению к работе врачей, медицинских сестер, фельдшеров из эвакуированного населения и использованию лиц, имеющих медицинскую подготовку.

Эвакуированное население привлекают для работы в сельском хозяйстве, а также на предприятиях, вывезенных из города и продолжающих работу в загородной зоне.