Цели, задачи и структура курса

Тема 30. Начальный курс географии

КУРСОВ ГЕОГРАФИИ

В настоящее время изучение курса осуществляется в соответствии с учебной программой 2009 года в 6 классе по учебному пособию издательства 2010 года авторы И.П. Галай, Б.М. Крайко, А.И. Галай и в 7 классе по пособию 2011 года авторы З.Я. Андриевская, И.П. Галай.

Начальный курс географии призван осуществлять переход от изучения интегрированного курса «Человек и мир» к системному изучению географии. Теоретическое и практическое содержание курса является основой для изучения последующих курсов школьной географии.

Основная цель курса – формирование общих представлений о Земле как природном комплексе, об особенностях земных оболочек и их взаимосвязях, населении, политической карте, хозяйстве и его структуре.

Задачи курса:

- ознакомление учащихся с географией как наукой, географической картой,
формирование картографической грамотности школьников;

- формирование представлений о природе земной поверхности, населении земли и его хозяйственной деятельности, о географических процессах и явлениях;

- закрепление первоначальных географических знаний и умений с привлечением краеведческого материала при изучении компонентов природы и крупных географических объектов земной поверхности.

Структура курса представлена разделами и темами учебной программы, которые определяют знания и практические умения, заданные учащимся для усвоения.

В 6-м классе изучаются разделы «Лик земли. Географические открытия» (3 часа учебного времени), «Изображение поверхности Земли на плане местности, глобусе и карте» (11 часов) и часть раздела «Природа Земли» на изучение которого отводится 19 часов учебного времени. Всего на изучение содержания курса в 6 классе учебной программой отводится 35 часов учебного времени.

В 7 классе продолжает изучаться содержание раздела «Природа Земли» (12 часов) и изучается раздел «Население и его хозяйственная деятельность» (22 часа учебного времени). Всего на изучение курса в 7 классе отводится так же 35 часов, а на изучение всего курса – 70 часов учебного времени.

Изучение курса начинается с введения,которое знакомит учащихся с географией как наукой о природе Земли, причинах ее разнообразия, населении и его хозяйственной деятельности, раскрывается значение географии в жизни и хозяйственной деятельности людей.

Раздел «Лик Земли. Географические открытия» знакомит учащихся с понятием мирового океана, его частями, составом суши, с географическими открытиями, с направлениями современных географических исследований.

Раздел «Изображение поверхности Земли на плане местности, глобусе и карте» представлен двумя темами: «План местности» и «Географическая карта». При изучении первой темы учащиеся получают теоретические знания и практические умения ориентироваться в пространстве с помощью компаса, плана местности, по местным предметам, составлять простейший план местности, используя условные знаки и масштаб, проводить глазомерную съемку.

Изучив содержание темы «Географическая карта» учащиеся получают представление о форме и размерах Земли, географической карте, градусной сетке на глобусе и карте, о часовых поясах, начинают формироваться умения определения географических координат и простого чтения географической карты,

Раздел «Природа Земли» в 6 классе представлен двумя темами: «Литосфера и рельеф Земли» и «Гидросфера». В первой теме изучается внутреннее строение Земли, дается понятие о литосфере, о внутренних и внешних силах Земли, изучаются горные породы и минералы, слагающие земную кору. В этой же теме дается понятие о рельефе, изучаются основные его формы, и рельеф дна Мирового океана. Обращается внимание на использование и охрану недр Земли.

Содержание темы «Гидросфера» представлено системой знаний о Мировом океане и его составных частях, о температуре и солености океанических вод, о движение воды в океане – морские волны, цунами, приливы и отливы, океанические течения.

В этой же теме изучаются воды суши: подземные воды, поверхностные воды – реки, озера и болота, ледники.

В 7-м классе продолжается изучение раздела «Природа Земли», изучаются темы «Атмосфера. Погода и климат» и «Биосфера». Содержание первой темы представлено системой климатологических знаний об атмосфере и метеорологических элементах погоды: температуре воздуха, атмосферном давлении, о ветре, влажности воздуха, облачности, об осадках. Дается понятие о климате и климатообразующих факторах, формируются умения наблюдать за погодой и обрабатывать их результаты.

Вторая тема раздела формирует представление о биосфере, о почвенном покрове как особом теле Земли. В этой же теме дается понятие о природном комплексе и его компонентах, обращается внимание учащихся на необходимость охраны природных комплексов Земли.

Раздел «Население и его хозяйственная деятельность» включает темы: «Население Земли», «Политическая карта мира», «Природные ресурсы и хозяйственная деятельность», «Отрасли промышленности», « Сельское хозяйство» и «Транспорт».

В первой теме раздела «Население Земли» изучается численность населения земного шара, ее динамика, основные расы, структура населения, дается понятие о трудовых ресурсах, естественном и механическом движении населения, о его размещении и расселении по территории Земли.

Содержание темы «Политическая карта мира» формирует понятие о политической карте мира, знакомит учащихся с различием стран по формам правления, политико-территориальному устройству, размерам территории, численности населения.

При изучении темы «Природные ресурсы и хозяйственная деятельность» формируется понятие о видах природных ресурсов, о сферах хозяйства и их отраслях.

Тема «Отрасли промышленности» и тема «Сельское хозяйство» знакомит учащихся со всеми отраслями производственной сферы.

В теме «Транспорт» дается понятие о транспорте и его видах: сухопутном, водном, воздушном.