Анализ основных теорий старения и старости.
Первая теория – с позиций биолого-медицинского подхода, психологическая деградация людей в поздние годы, ухудшение их умственных возможностей непосредственно определяется функциональными органическими поражениями мозга. Против этой концепции выступают многие психогеронтологи. Так, Н. Фейл, видный геронтопсихолог, работающий в интернате для пожилых (она) утверждает, что не существует непосредственной связи между степенью поражения мозга человека и его интеллектуальными способностями. 16 января 1996 г. по радио передавалось интервью с организатором кинофестиваля “Лики любви”. На вопрос, какой фильм ему больше всего понравился, он назвал ленту Антониони, сообщив при этом, что режиссёру 83 года, он разбит параличом и лишён дара речи. Тем не менее Антониони начинает работать над новым фильмом.
Вторая теория старения может быть обозначена как деятельностный подход к развитию личности. Её представители: Г. Кремпен, Ф. Хейл и др. Суть этого подхода такова: люди своими действиями изменяют собственное окружение, развивают способность справляться с трудными ситуациями. Деятельная жизнь личности выступает условием поступательного развития личности в поздние годы. Действенное активное отношение к жизни могут создать благоприятные условия для прогрессивного развития личности. Но главный вопрос заключается в том, насколько содержательными и продуктивными окажутся действия личности, насколько личностно-значимой будет его деятельность. Если индивид отделяет себя от навязанных ему действий, они не станут основанием его прогрессивного развития.
Третья теория старения соглашается с положением личности для благополучного прохождения его стадий поздней жизни.
Одним из важных факторов актуализации тенденций субъекта считают его способность противостоять распространённы негативным стереотипам старости. Психологи описывают такие отрицательные шаблоны как ложно понимаемую мудрость, как отстранённое отношение старого человека к общественной жизни, его “погружение в мысли о вечном” и т.п.
Неблагоприятный социальный стереотип старости, который провозглашает мудрыми замыкающиеся в сфере рефлексов “ориентированные на статику пассивные позиции”. Далее, на человека, который вышел на пенсию, не добившись высокого положения в обществе, деморализующе действуют его убеждения в том, что он прожил “маленькую” жизнь. По мнению Дж. Мичема, американского психолога, разрабатывающего проблемы, поставленные Эриксоном, такие убеждения – неизбежное порождение капитализма, основой которого является конкуренция, оправдывающая самоутверждение любой ценой. Обсуждая проблему критериев величия человека, Э. Фромм приходит к следующему выводу: “Обыкновенный человек, справляющийся с задачами, которые ставит перед ним положение в обществе и семье, несмотря на свою “маленькую жизнь”, более “велик”, чем “великий” государственный деятель, чьи безнравственные решения могут нести непоправимое зло” (Э. Фромм “Человек для себя. Минск, 1992, С.172).
Есть основания полагать, что раннее появление у человека системы автономии, т.е. самостоятельности и независимости, позволяют личности противостоять давлению общества и выстраивать соответствующие критерии оценки своей жизни. В своих ранних работах в качестве позитивных новообразований личности Э. Эриксон выделяет доверительное отношение индивида к миру и к самому себе, автономию, инициативу, трудолюбие, хорошо организованную идентичность, близость (со знакомыми, друзьями), генеративность и интегративность к негативным новообразованиям личности он относит: недоверчивость, стыд и сомнение, чувство вины, неполноценность, диффузность ролей, изоляцию, отчаяние. В результате такого резкого разведения двух групп личностных свойств в концепции Э. Эриксона оказались представленными два пожизненных психологических типа людей. Один – испытывающий лишь чувство вины, сомнений, одиночества и отчаяния, другой, характеризующийся только положительными качествами, которые в реальной жизни могут оказаться неадаптивными. Встреча доброго человека со злом может породить генерализованную озлобленность. Инициатива, не ограниченная нравственными устоями, может привести к попиранию интересов других людей. Практика психотерапии побудила Эриксона пересмотреть ряд положений своей концепции. В последних работах он определяет новообразования каждой стадии как неустойчивый баланс двух противоположных качеств.
У личности, благополучно разрешающей нормативные кризисы, баланс нарушается в сторону положительных качеств. При менее благополучном исходе кризисов у человека происходит перевес негативных свойств. Теперь эпигенетические образования каждой стадии Эриксон называет Надеждой, Волей, Намерением, Компетентностью, Верностью, Любовью, Заботой и мудростью. Каждое из них включает два противоположных качества. В определенных ситуациях одно из них может занять ведущее место.
Для нас особый интерес в этом контексте представляет характеристика Эриксоном стадии поздней жизни – интегративности (мудрости).
Задачу стадии интегративности (мудрости) учёный видит в осознании человеком смысла своей жизни, в интеграции всех пройденных стадий и в обретении им целостности своего “Я”. Решение этой задачи должно опираться на способность человека быть компетентным в построении собственной жизни.
В поздние годы, по Эриксону, потребность выработать целостный взгляд на свою жизнь становится особенно настоятельной. Достоинством концепции Эриксона является то, что он выделает условие, способствующее личности эффективно интегрировать свою жизнь. К таковым относятся: успешное разрешение индивидом нормативных кризисов и конфликтов, выработка им адаптивных личностных свойств, умение извлекать полезные уроки из прошлых неудач, способность аккумулировать энергетический потенциал всех пройденных стадий. Для Эриксона – это характеристика конечного пути личности.
Но продуктивная жизнь личности не завершается стадией интегрированности её жизненного пути – это доказывают проводимые эмпирические исследования.