Основания и формы участия органов государственной власти и органов местного самоуправления

Процессуальные права и обязанности прокурора

Прокурор относится к лицам, участвующим в деле, поэтому он наделяется всеми правами этой группы участников процесса.

Согласно ст. 27 ГПК, прокурор имеет право знакомиться с материалами дела, делать из них выписки, снимать копии с документов, приобщенных к делу, получать копии решений, определений, участвовать в судебных заседаниях, представлять доказательства, участвовать в исследовании доказательств, задавать вопросы другим лицам, участвующим в деле, а также свидетелям, экспертам, специалистам, заявлять ходатайства и отводы, давать устные и письменные объяснения суду, приводить свои доводы, соображения по вопросам, возникающим во время судебного разбирательства, и возражения против ходатайств, доводов и соображений других лиц, знакомиться с журналом судебного заседания, представлять письменные замечания по поводу его неправильности или неполноты, прослушивать запись фиксирования судебного заседания техническими средствами, делать из него копии, представлять письменные замечания относительно неправильности или неполноты их записи, пользоваться другими процессуальными правами, установленными законом.

Также прокурор имеет право изменить основание или предмет иска, увеличить или уменьшить размер исковых требований, отказаться от иска (ч. 2 ст. 31 ГПК).

Таким образом, прокурор имеет все процессуальные права и обязанности лица, в интересах которого он действует, кроме права заключать мировое соглашение, так как прокурор не является субъектом спорного материального правоотношения.

В соответствии с ч. 2. ст. 46 ГПК прокурор, обратившийся в суд в интересах других лиц, имеет право отказаться от поданного им заявления, что не лишает лицо, в защиту прав, свобод и интересов которого подано заявление, права требовать от суда рассмотрения дела в первоначальном объеме.

 

 

К органам государственной власти и местного самоуправления, участие которых в гражданском процессе встречается наиболее часто, относятся жилищные органы, отделы социальной защиты населения, органы опеки и попечительства.

Основанием участия органов государственной власти и органов местного самоуправления является государственный интерес в правильном разрешении дела, вытекающий из компетенции, которой они наделяются государством для выполнения возложенных на них функций.

Участие таких органов в гражданском процессе является гарантией защиты прав и интересов других лиц в гражданском процессе, позволяет реализовать процессуальные права и обязанности лица, в интересах которого они действуют.

Органы государственной власти и органы местного самоуправления отнесены к лицам, участвующим в гражданском процессе, и наделены юридической заинтересованностью, которая носит не личный характер, а определяется компетентностью государственных органов.

Органы государственной власти и органы местного самоуправления участвуют в гражданском процессе в формах: 1) обращение в суд с заявлением; 2) вступление в процесс для дачи заключения по делу.

1. Обращение в суд с заявлением.

Органы государственной власти и органы местного самоуправления являются инициаторами возбуждения дела в тех случаях, когда становится известно о нарушении чьих-либо прав и интересов, и закон предоставляет им такое право. Так, дела о лишении родительских прав рассматриваются по заявлениям органа опеки и попечительства, учреждения здравоохранения или учебного заведения, в котором находится ребенок (ст. 165 СК). В случае непосредственной угрозы жизни или здоровью ребенка орган опеки и попечительства обязан в семидневный срок после принятия решения о немедленном отобрании ребенка от родителей обратиться в суд с иском о лишении родителей либо одного из них родительских прав (ч. 2 ст. 170 СК). Органы опеки и попечительства также имеют право на обращение в суд с иском: о признании брака недействительным (ст. 42 СК), об отмене усыновления или признании его недействительным (ст. 240 СК).

Гражданским процессуальным законодательством органам опеки и попечительства предоставлено право подачи заявления в суд по делам особого производства: 1) об ограничении гражданской дееспособности физического лица (ч. 1 ст. 237 ГПК), 2) об ограничении права несовершеннолетнего лица самостоятельно распоряжаться своим заработком, стипендией или другими доходами либо лишении его этого права (ч. 2 ст. 237 ГПК); 3) о признании физического лица недееспособным (ч. 3 ст. 237 ГПК).

Право предъявления заявления в суд по делам особого производства имеет также: орган, уполномоченный управлять имуществом соответствующей территориальной громады, о передаче бесхозяйной недвижимой вещи в собственность территориальной громады (ст. 269 ГПК) и органы местного самоуправления о признании наследства выморочным (ст. 274 ГПК).

Функцию органов местного самоуправления выполняет Бюро технической инвентаризации (БТИ), на которое возлагается обязанность осуществления технической паспортизации и инвентаризации основных фондов коммунального хозяйства, а также государственной регистрации права собственности на недвижимое имущество

Органы государственной власти и органы местного самоуправления обязаны соблюдать порядок обращения в суд, то есть порядок предъявления иска. Исковое заявление по форме и содержанию должно соответствовать требованиям ст. 119 ГПК. В заявлении указываются основания обращения и содержание исковых требований, излагаются обстоятельства дела, а также указываются доказательства, подтверждающие наличие фактов, имеющих значение для дела. К исковому заявлению должен быть приложен акт обследования жилищно-бытовых условий сторон по спорному вопросу с соответствующим заключением. За подачу искового заявления в интересах другого лица судебный сбор не уплачивается.

Обращаясь в суд с заявлением о защите прав и интересов других лиц, органы государственной власти и органы местного самоуправления выполняют представительскую функцию. В этом случае они не являются стороной процесса в материальном смысле. Но эти органы могут занимать положение стороны или третьего лица по делам искового производства в тех случаях, когда они участвуют в процессе от своего имени, имеют материально-правовую и процессуально-правовую заинтересованность в исходе дела. Например, в качестве истца выступает жилищный орган о выселении нанимателя, в связи с порчей, повреждением жилого помещения; государственная налоговая администрация вправе подавать иски о взыскании в доход государства средств, полученных гражданами по незаконным сделкам. Жилищный орган также может участвовать в процесс как третье лицо без самостоятельных требований по делам о разделе квартиры, о возмещении вреда в связи с заливом квартиры.

Участие органов государственной власти и органов местного самоуправления в гражданском деле не исключает участия наряду с ними тех лиц, в интересах которых предъявлено заявление.

Предъявление заявления органами государственной власти и органами местного самоуправления в интересах других лиц возможно при следующих условиях:

1) если данным органам стало известно о нарушении права;

2) если по закону они имеют право на предъявление такого заявления.

 

 

2. Вступление в процесс для дачи заключения по делу.

Органы государственной власти и органы местного самоуправления могут участвовать в гражданском деле по собственной инициативе, по инициативе суда, а также в силу закона. Участие указанных органов в гражданском процессе для дачи заключения по делу обязательно в случаях, установленных законом, или если суд признает это необходимым (ст. 45 ГПК). В соответствии со ст. 19 Семейного кодекса участие органов опеки и попечительства обязательно при рассмотрении судом споров об участии одного из родителей в воспитании ребенка, месте жительства ребенка, лишении и восстановлении в родительских правах, свидании с ребенком матери, отца, лишенных родительских прав, отобрании ребенка от лица, удерживающего его у себя не на основании закона или решения суда, управлении родителями имуществом ребенка, отмене усыновления и признании его недействительным.

Вопрос об участии органов государственной власти и органов местного самоуправления в гражданском процессе разрешается судом в предварительном судебном заседании. Указанные органы привлекаются к участию в деле для дачи заключений во исполнение своих полномочий. Так, орган опеки и попечительства представляет суду письменное заключение по делу спора на основании сведений, полученных в результате обследования условий проживания ребенка, родителей и других лиц, желающих проживать с ребенком, принимать участие в его воспитании, а также на основании других документов, касающихся дела.

Наличие акта обследования условий жизни ребенка и заключения органа опеки и попечительства способствует принятию законного и обоснованного судебного решения. Давая заключение, орган опеки и попечительства должен затронуть фактическую и правовую сущность спора. Заключение оглашается в судебном заседании, после чего суд, лица, участвующие в деле, их представители могут задавать данным органам вопросы по поводу заключения в целях его разъяснения и уточнения.

Заключение органов государственной власти и органов местного самоуправления имеет важное значение для правильного разрешения спора, однако суд не связан доводами и выводами, содержащимися в заключении, и может принять решение, противоположное мнению, высказанному в заключении. Но в этом случае требуется аргументированное несогласие суда с выводами, содержащимися в заключении.