Виды грузоподъемных машин и механизмов, требования безопасности при их эксплуатации.

Тема 5.2. Безопасность эксплуатации грузоподъемного оборудования

Требования безопасности к применению средств индивидуальной защиты, инструмента и осветительных приборов

При спуске-подъеме из емкости руки работника должны быть свободны. Инструменты и материалы должны опускаться в емкость в сумке (инструментальном ящике) после спуска туда работника с записью условий в наряде-допуске. Ведущие наблюдение за работающими внизу должны располагаться с наветренной стороны лаза (люка). Работающий внизу обязан надеть шланговый противогаз и предохранительный пояс с прикрепленным к нему страховочным канатом. Другой конец каната должен быть укреплен в натянутом состоянии за предмет на поверхности (передан непосредственно в руки одному из наблюдателей).

Все ремонтные работы должны применяться при обязательном применении:

приставных лестниц;

касок;

предохранительных поясов со скрещенными наплечными ремнями для страховочного каната;

страховочного каната;

шлангового противогаза при проведении газоопасных работ с обязательной проверкой его на герметичность (конец гофрированной трубки крепко зажимается рукой и если дышать невозможно – противогаз исправен);

спецодежды при высокой температуре;

спецобуви (без железных подков, уголков, гвоздей и резиновой при наличии воды в колодце);

- рукавиц.

Для освещения должны применяться аккумуляторные фонари (светильники во взрывобезопасном исполнении с напряжением не выше 12 В). Инструмент, инвентарь, тара должны быть изготовлены из цветных металлов. Для открывания (закрывания) люков должны использоваться специальные крючья.

Промывка резервуара (цистерны) с обязательным применением шлангового противогаза. Работа в противогазе не должна превышать 15 мин и чередоваться с отдыхом на свежем воздухе не менее 15 мин.

Грузоподъемная машина - это подъемное устройство циклического действия с возвратно-поступательным движением грузозахватного органа в пространстве. Грузоподъемные машины предназначены для перемещения грузов по вертикали и передачи их из одной точки пространства в другую. В основном их можно разделить на подъемники и краны.

Подъемники поднимают груз по определенной траектории, заданной жесткими направляющими. К подъемникам относятся, например, лифты (грузовые и для подъема людей).

Краномназывается грузоподъемная машина, предназначенная для подъема и перемещения груза, подвешенного с помощью грузового крюка или другого грузозахватного органа.

Краны различают по конструктивному исполнению (мостовые, стреловые кабельного типа и др.), по виду грузозахватного органа (оборудованные крюком, грейфером, магнитным захватом и др.), по способу передвижения (стационарные, передвижные, самоходные и др.), по ходовому устройству (рельсовые, автомобильные, гусеничные и др.) и по другим признакам.

Для обеспечения безопасности подъемно-транспортные устройства проектируют и эксплуатируют в соответствии с требованиями специальных правил (Правила устройства и безопасной эксплуатации грузоподъемных кранов, Правила устройства и безопасной эксплуатации лифтов и др.) и стандартов ССБТ.

Нормативные документы содержат следующие требования, обеспечивающие безопасность эксплуатации грузоподъемного оборудования:

- обеспечение надежности конструкции оборудования (выбор соответствующих запасов прочности материала, защита от коррозии и тепловых воздействий и т. п.);

- обязательное применение предохранительных устройств (ограничителей высоты подъема, массы поднимаемого груза, концевых выключателей механизмов передвижения, ловителей, тормозов, аварийных выключателей, ограничителей скорости и др.);

- регистрация грузоподъемного оборудования в органах технадзора и его периодическое техническое освидетельствование;

- получение специальных разрешений (лицензий) на работы по проектированию, изготовлению, монтажу, эксплуатации, техническому диагностированию, реконструкции и ремонту грузоподъемных машин с применением сварки.

Все части грузоподъемных механизмов, представляющие опасность при эксплуатации (различные передачи, муфты, канатные блоки, троллейные провода и другие доступные и находящиеся под напряжением части электрооборудования), должны быть надежно ограждены.

Грузоподъемные машины, находящиеся в работе, должны подвергаться периодическому техническому освидетельствованию:

- частичному не реже одного раза в 12 месяцев;

- полному не реже одного раза в 3 года, за исключением редко используемых машин.

Внеочередное полное техническое освидетельствование грузоподъемной машины должно проводиться после:

- монтажа машины на новом месте;

- ее реконструкции;

- ремонта или замены расчетных элементов или узлов, металлоконструкций с применением сварки;

- установки сменного стрелового оборудования или замены стрелы;

- капитального ремонта или замены грузовой (стреловой) лебедки;

- замены крюка или крюковой подвески (проводится только статическое испытание);

- замены несущих или вантовых канатов кранов кабельного типа;

- установки портального крана на новом месте работы.

Техническое освидетельствование позволяет установить, что:

а) грузоподъемная машина и ее установка соответствует требованиям Правил по кранам, паспортным данным и представленной для регистрации документации;

б) грузоподъемная машина находится в исправном состоянии, обеспечивающем ее безопасную работу;

в) организация надзора и обслуживания грузоподъемной машины соответствует требованиям Правил по кранам.

При полном техническом освидетельствовании грузоподъемная машина должна подвергаться осмотру, статическому и динамическому испытаниям.

При частичном техническом освидетельствовании статическое и динамическое испытания не проводятся.

При техническом освидетельствовании грузоподъемной машины должны быть осмотрены и проверены в работе ее узлы и механизмы, электрооборудование, приборы безопасности, тормоза, ходовые колеса и аппараты управления, а также проверено освещение, сигнализация и регламентированные Правилами габариты.

Статическое испытание грузоподъемной машины проводится, нагрузкой, на 25% превышающей ее грузоподъемность, с целью проверки прочности.

Динамическое испытание грузоподъемной машины проводится грузом, на 10% превышающим грузоподъемность машины, с целью проверки действия ее механизмов и тормозов.

Организационные и технические меры безопасности

Основные требования по организации безопасной эксплуатации грузоподъемных машинустановлены Правилами устройства и безопасной эксплуатации грузоподъемных кранов (утверждены Госпроматомнадзором Республики Беларусь 22 августа 1994 г. (с изменениями и дополнениями от 30 июня 2000 г. № 7)).

В Правилах содержатся требования, направленные на обеспечение надежности конструкции оборудования (выбор запасов прочности, материалов, защита от коррозии и т.п.); применение предохранительных устройств (ограничители высоты подъема груза, концевые выключатели механизмов передвижения, тормоза, аварийное выключение и т.п.); регистрацию наиболее ответственного оборудования в органах технадзора; периодическое освидетельствование, техническое обслуживание и ремонт; лицензирование деятельности, связанной с грузоподъемными машинами; выдача разрешений на пуск и производство работ кранами; назначение ответственных лиц; обучение, проверка знаний руководителей и персонала; ведение соответствующей технической документации.

Приказом руководителя предприятия должны быть назначены:

· ответственные за содержание грузоподъемных машин в исправном состоянии;

· ответственные за безопасное производство работ кранами;

· ответственные по надзору за безопасной эксплуатацией грузоподъемных машин, съемных грузозахватных приспособлений и тары.

В соответствии с пунктом 1.3.2. Правил гражданин (предприниматель), занимающийся эксплуатацией грузоподъемных машин, может в соответствии с законодательством и по согласованию с местным органом технадзора, заключать договоры по обеспечению их исправности с соответствующими предприятиями, нанимать квалифицированных специалистов и обслуживающий персонал.

Для надлежащего обслуживания грузоподъемных машин должны быть разработаны графики их осмотров, технического обслуживания и ремонта. Крановщики, их помощники, слесари, электромонтеры и стропальщики должны быть обеспечены инструкциями, определяющими их обязанности, права, порядок безопасного производства работ и ответственность.

Для выполнения обязанностей крановщика и его помощника, слесаря, электромонтера, стропальщика могут назначаться рабочие не моложе 18 лет.

Крановщики, их помощники и ремонтный персонал перед назначением на работу должны пройти медицинское освидетельствование для определения соответствия их физического состояния требованиям, предъявляемым к работникам этих профессий.

Подготовка крановщиков, их помощников, слесарей, электромонтеров и стропальщиков должна проводиться по разрешению органа технадзора в профессионально-технических училищах или в учебно-курсовых комбинатах, в технических школах, создаваемых на предприятиях, располагающих необходимой базой для теоретического и практического обучения.

Рабочие, которые по роду своей работы должны выполнять строповку или зацепку грузов (такелажники, монтажники и др.), могут допускаться к строповке грузов, если в их квалификационных удостоверениях по основной работе содержится запись о присвоении им смежной профессии стропальщика.

Рабочие, производящие подвешивание груза на крюк крана без предварительной обвязки (когда груз имеет петли, рымы, цапфы, находится в бадьях, контейнерах и другой таре), могут допускаться к работе после обучения профессии стропальщика по сокращенной программе.

Безопасность производства погрузочно-разгрузочных работ обеспечивается:

выбором способа производства работ, подъемно-транспортного оборудования и технологической оснастки;

подготовкой и организацией места производства работ;

применением средств защиты работающих;

проведением медицинского осмотра лиц, допущенных к работе, и их обучением.

При организации погрузочно-разгрузочных работ необходимо:

обеспечить максимальное применение средств механизации. При небольших объемах таких работ необходимо применять простейшие средства механизации, которые во многих случаях позволяют ускорить и облегчить отдельные операции, сделать их безопасными.

Погрузочно-разгрузочные работы при перемещении грузов массой более 60 кг, а также при подъеме на высоту более 3 м должны выполняться механизированным способом.

Перемещение грузов массой более 20 кг в технологическом процессе должно производиться с помощью подъемно-транспортных устройств или средств механизации.

Переноска материалов на носилках по горизонтальной поверхности допускается лишь в исключительных случаях на расстояние не более 50 метров.

При перемещении грузов вручную необходимо соблюдать предельные нормы, установленные законодательством (см. ответы на вопросы 1.16.,1.17.) Подростки моложе 16 лет к работе по переноске тяжестей не должны допускаться.

При перемещении грузов на ручных тележках необходимо очищать и освещать проезды и проходы, соблюдать осторожность при транспортировке грузов через железнодорожные переезды, вдоль путей, а также в местах движения транспорта.

При погрузочно-разгрузочных работах в закрытых помещениях необходимо обеспечить условия, исключающие содержание в воздухе пыли и вредных веществ в концентрациях, превышающих предельно допустимые.

При погрузке и разгрузке пылящих грузов работающие должны пользоваться средствами индивидуальной защиты.

Работники, временно привлекаемые к выполнению погрузочно-разгрузочных работ, должны быть проинструктированы по охране труда.

При работе грузоподъемной машины не допускается:

• вход в кабину грузоподъемной машины во время ее движения;

• нахождение людей возле работающего стрелового само­ходного или башенного крана во избежание зажатия их меж­ду поворотной и неповоротной частями крана;

• перемещение груза, находящегося в неустойчивом поло­жении или подвешенного за один рог двурогого крюка и пере­мещение людей или груза с находящимися на нем людьми.

При перемещении опасных грузов необходимо руководствоваться дополнительными требованиями безопасности.