Расчетная матрица дилеммы заключенных

Рис.1 Убытки монополии

Изучая спрос на продукцию монополиста и ценообразование, мы по­лагали, что монополист назначает единую цену для всех покупателей. Но монополист при определенных условиях может воспользоваться осо­бенностями своего рыночного положения (он - единственный продавец) и увеличить свои прибыли, назначая разные цены на один и тот же то­вар для разных покупателей. Такое поведение монополиста называется Ценовой дискриминацией.

Ценовая дискриминация- это продажа по более чем одной цене, Когда ценовые различия не оправдываются различиями в издержках. Это наиболее неблагоприятная для потребителя форма несовершенной кон­куренции.

Ценовая дискриминация возможна при определенных условиях:

1) продавец обладает монопольной властью, позволяющей ему контролировать производство и цены;

2)рынок может быть сегментирован, т.е. покупателей можно разбить
на группы, спрос каждой из которых будет отличаться по степени эластичности;

3) потребитель, приобретающий товар дешевле, не может продать его дороже.

Ценовая дискриминация имеет три формы.

По доходам покупателя. Врач может согласиться на уменьшение гонорара от пациента с низким доходом, который располагает меньши­ми возможностями и здоровье которого застраховано на меньшую сум­му, но выставить более крупный счет клиентам с высоким доходом и дорогостоящей страховкой.

По объему потребления. Примером данного вида ценовой дискри­минации является практика установления цен компаниями по электро­снабжению. Первая сотня киловатт-часов является наиболее дорогой, так как обеспечивает наиболее важные для потребителя нужды (холо­дильник, минимально необходимое освещение), следующие сотни кило­ватт-часов становятся дешевле.

По качеству товаров и услуг. Разделяя пассажиров на туристов и бизнесменов, отправляющихся в служебные командировки, авиакомпа­нии диверсифицируют цены на авиабилеты: билет в туристический класс стоит дешевле, чем билет в бизнес-класс.

По времени покупки. Международные и междугородные телефон­ные разговоры дороже в дневное время суток и дешевле в ночное.

В современной экономической теории и практике чаще всего ис­пользуются два показателя монопольной власти - индекс Лернера и ин­декс Херфиндаля - Хиршмана.

Первый показатель был предложен в 1934 г. А. Лернером и основан на рассмотрении высоких прибылей в качестве признака монополии:

Е

где IL - индекс Лернера;

Рm - монопольная цена;

МС - предельные издержки;

Е - эластичность спроса на продукцию.

Если IL положителен, то это говорит о том, что фирма обладает мо­нопольной властью. Чем выше значение индекса Лернера, тем выше монопольная власть. В условиях совершенной конкуренции цена уста­навливается на уровне предельных издержек, следовательно, IL = 0.

Поскольку точное определение предельных издержек чрезвычайно затруднено, то на практике при подсчете индекса Лернера предельные издержки заменяют средними. Тогда исходная формула принимает вид:

При умножении числителя и знаменателя на Q индекс Лернера мож­но определить как отношение прибыли (π) к валовому доходу (TR):

Основной недостаток индекса Лернера состоит в том, что не всегда высокие прибыли служат признаком монополии. Это имеет место в случае многократного превышения бухгалтерской прибыли над экономической прибылью. Подобные ситуации, к примеру, все чаще возни­кают в современных высокотехнологичных информационных производ­ствах, когда велика оплата собственного интеллектуального капитала преуспевающего бизнесмена.

Другой показатель монопольной власти назван по имени предло­живших его ученых - индекс Херфиндаля - Хиршмана. Он основан на использовании данных об удельном весе продукции фирмы в отрасли. Соответственно, чем больше удельный вес продукции фирмы в отрасли, тем больше потенциальные возможности возникновения монополии. Индекс Херфиндаля - Хиршмана рассчитывается путем возведения в квадрат процентных долей рынка каждой из фирм и суммирования по­лученных результатов:

Iнн = S12 + S22 + S32 + … + Sn2,

где Iнн - индекс Херфиндаля - Хиршмана;

 

S1, S2, S3, ..., Sn - ранжированные по величине удельные веса фирм. Если отрасль представляет собой чистую монополию (одна фирма), то S1 = 100% и Iнн = 10 000. Если отрасль совершенно конкурентна, к примеру, в ней действуют 100 одинаковых фирм, то Sn = 1% и Iнн = 100. Индекс Херфиндаля - Хиршмана применяется и для определения степени концентрации в условиях других типов рыночных структур не­совершенной конкуренции.

Показатели монопольной власти широко используются при проведе­нии антимонопольной политики.

Большинство чисто монополистических отраслей являются естест­венными монополиями.

Естественная монополия- это отрасль, в которой экономия, обу­словленная ростом масштабов производства, столь велика, что продукт может быть произведен одной фирмой при более низких средних из­держках, чем если бы его производством занималась не одна, а не­сколько фирм. (Это значит, что одной крупной фирме производить де­шевле, чем нескольким мелким.) Примерами естественных монополий могут служить: железная дорога, телефонная компания, фирмы – поставщики природного газа и электричества.

3.Чистая монополия, как и чистая конкуренция, - явление редкое. Монополистическая конкуренцияпредставляет собой смешение моно­полии и конкуренции.

Для монополистической конкуренции как рыночной структуры ха­рактерно относительно большое число небольших производителей, ко­торые предлагают похожую, но не идентичную продукцию. Дифферен­циация продукта может осуществляться в различных формах: к приме­ру, в зависимости от качества продукта; от территориального размеще­ния фирмы (маленький магазин, расположенный вблизи от покупателей, может успешно конкурировать с крупным, но расположенным вдалеке от оживленного места); в зависимости от методов стимулирования сбы­та (реклама путем использования имени кинозвезды, которая потребляет товар, или путем убеждения в исключительности потребительских свойств товара). Отсюда вытекает развитость неценовой конкуренции: экономическое соперничество в условиях монополистической конку­ренции не сводится к одной лишь цене, но и сосредоточивается на та­ких факторах, как качество продукта, реклама и т.д. (яркий пример - рынок парфюмерных изделий: "Ультра-Ду", "Палмолив", "Камэй" напе­ребой расхваливают себя в многочисленных рекламных роликах). Про­изводители в условиях монополистической конкуренции являются не­большими по размеру фирмами как в абсолютном, так и в относитель­ном выражении, поэтому вступление в отрасль является относительно легким.

Примерами отраслей, где господствует монополистическая конку­ренция, являются розничная торговля, производство парфюмерии, быто­вой техники и электроники, верхней одежды.

Прежде всего рассмотрим кривую спроса на продукцию монополи­стического конкурента. Очевидно, что она эластична, но до определен­ных пределов. Она более эластична, чем при чистой монополии, так как монополистический конкурент соседствует с другими производителями аналогичного товара. И если, например, цена на его продукцию упадет, то, скорее всего, огромное количество покупателей будет использовать его товар. Таким образом, степень эластичности спроса зависит в дан­ном случае от числа конкурентов и уровня дифференциации продукта (числа субститутов). Чем больше число конкурентов и меньше диффе­ренциация продукта, тем больше будет эластичность кривой спроса ка­ждого продавца, тем больше ситуация будет походить на чистую конку­ренцию.

Фирма - монополистический конкурент в краткосрочном периоде будет максимизировать прибыль или минимизировать убытки, как и в случае с монополией, при MR = МС.

4. Олигополия- это рыночная структура, при которой в реализации какого-либо товара доминируют несколько (примерно от трех до пяти) продавцов, а появление новых продавцов затруднено или невозможно. Господство относительно малого числа фирм на рынке - самый главный признак олигополии.

Основная причина существования олигополистической структуры - значительный эффект масштаба, т.е. эффективность требует, чтобы производственная мощность фирмы занимала большую долю совокупно­го рынка. Следовательно, доступ к такому производству труден, так как для организации крупного предприятия необходимы большие инвести­ции. Это является основным барьером для вступления в олигополистическую отрасль. Другими барьерами могут быть, например, патент или лицензия на какую-либо технологию или владение территорией, на ко­торой находится сырьевое месторождение.

Что касается дифференциации продукта, то в олигополистической отрасли могут производиться как дифференцированные, так и стандар­тизированные продукты. Поэтому рынок олигополии подразделяют на два типа: олигополия первого вида - это отрасли с совершенно одно­родной продукцией и большим размером предприятий; олигополия вто­рого вида - это положение, когда есть несколько продавцов, продающих дифференцированные товары. Классические примеры олигополии - ав­томобильная промышленность, производство стали, пива, электрообору­дования, компьютерное производство, где несколько фирм имеют тен­денцию господствовать на национальном рынке. Например, автомобиль­ный рынок США включает лишь несколько крупных национальных производителей, таких, как "Дженерал моторз", "Форд", "Крайслер". Поведение любого из них может существенно влиять на цены.

Важнейшим признаком олигополии является взаимозависимость фирм-участников: действия одного немедленно отражаются на положе­нии другого.

При этом следует различать олигополию, основанную на открытом соглашении, и олигополию, основанную на неявном сговоре. Открытое и оформленное соглашение, вовлекающее всех или большую часть про­изводителей на рынке, представляет собой картель. Картель- это объе­динение фирм, согласовывающих свои решения по поводу цен и объе­мов продукции так, как если бы они представляли собой чистую моно­полию. Таким образом, картель нацелен на максимизацию прибыли для всей отрасли и действует как монополия. Однако в большинстве стран, где открытое соглашение в езультате привлечения в отрасль из-за высокого уровня прибыли новых производителей, что приводит к обострению конкуренции.

В современной экономической науке не существует общей теории олигополии из-за наличия ряда различных моделей олигополистического поведения. Рассмотрим некоторые из них, получившие теоретическую интерпретацию.

Модель наиболее простой олигополистической структуры - дуопо­лии - представил впервые французский экономист О.Курно в 1838 г.

Дуополия- это отрасль, состоящая всего из двух фирм, которые произ­водят однородный товар и одновременно принимают свои производст­венные решения на основании того, что цена и объем выпуска у фир­мы-конкурента будут постоянными. Причем каждый из двух конкурен­тов принимает во внимание, что соперник тоже принимает производст­венное решение и конечная цена зависит от общего объема выпуска.

Теория, объясняющая поведение продавцов в условиях, когда решения одного из них влияют на решения всех остальных, была предложена Джоном фон Нейманом и Оскаром Моргенштерном в их книге «Теория игр и экономическое поведение», вышедшей в 1944 г. В этой теории анализируется поведение лиц (или организаций) с противоположными интересами. При этом конечным результатом самостоятельных решений каждого из продавцов или игроков является положение, которое уравнивает их по отношению друг к другу, в результате чего каждый из них получает нулевую прибыль. Классическим примером теории игр служит дилемма заключенных.

Поскольку сговор, который мог бы позволить олигополистическим фирмам увеличить прибыли преследуется законом, абсолютно оправданным является такое поведение, когда цена устанавливается фирмой просто в надежде, что конкурент сделает тоже самое. Подобное поведение фирм и иллюстрирует дилемма заключенных.

Она состоит в следующем. Два заключенных вместе совершили преступление, но следствие, не имея достаточного количества улик, предлагает каждому из них отдельно признаться, дать показания против соучастника и получить свободу. Каждый заключенный сталкивается с выбором одного из следующих вариантов, приведенных в таблице 10.1.

Таблица 10.1

  2-й молчит 2-й признается
1-й молчит I вариант II вариант
1-й избегает сурового наказания 2-й избегает сурового наказания 1-й получает пожизненное заключение 2-й освобождается
2-й признается III вариант IV вариант
  1-й освобождается   2-й получает пожизненное заключение   1-й получает длительный срок   2-й получает длительный срок
             

 

Наиболее вероятным в данном случае является IV вариант – оба заключенных выдают друг друга и получают длительные сроки наказания – вследствие эгоистических мотивов, которыми руководствуются люди. Но наиболее выгодными для обоих преступников является коллективное решение по варианту I – оба молчат и получают возможность избежать сурового наказания.

Фирмы в условиях олигополистической конкуренции часто оказываются на месте заключенных в этой дилемме. Они решают, следует ли им агрессивно конкурировать, пытаясь захватить большую долю рынка за счет конкурентов, или конкурировать сотрудничая, может быть, даже тайно сговариваясь с соперниками.