Акты официального юридического толкования

Интерпретационная практика выполняет гносеологическую ( познавательную) и объяснительную, оценочную и онтологическую (описательную), регулятивную и мировоззренческую, правоконкретизирующую и правообеспечительную, компенсационную и превентивную, контрольную и политическую, интегративную и иные функции.

Цели (задачи) и функции интерпретационной практики

Целями-задачами интерпретационной практики являются: а) установление содержания и формы выражения правовых предписаний (явлений); б) их объяснение; в) устранение неточностей, неясностей, противоречий, ошибок; г) обеспечение правильного и единообразного осуществления юридических предписаний; д) предупреждение правонарушений, охрана прав и свобод граждан, укрепление законности и правопорядка.

Указанные и иные цели-задачи определяют наличие и содержание тех или иных функций толкования. Функции - это относительно обособленные направления более или менее однородного воздействия интерпретационной практики на реальную действительность, в которых проявляется ее роль и назначение в правовой системе.

Гносеологическая функция выражается в том, что юридическое толкование представляет сложный процесс познания (мышления), который направлен на получение нового знания (иначе чего и зачем разъяснять?!). Причем «приращение» знаний осуществляется с помощью уже накопленных знаний о языке, формах мышления и т.п.

Объяснительная функция отражает суть, саму природу интерпретационной практики. Ее можно отнести к основным, главным функциям толкования.

Суть аксиологической функции заключается в том, что любая интерпретационная деятельность связана с оценкой правовых актов (действий и документов), понятий и терминов, способов и средств их познания, иных правовых явлений.

Онтологическая функция интерпретационной практики предполагает четкое и ясное описание полученного знания, его выражение в устной или письменной форме.

Содержание правоконкретизирующей функции интерпретационной практики заключается в переводе правовых предписаний и иных правовых явлений с более высокого уровня общностей на более низкий уровень, в их уточнении и детализации.

С указанной функцией тесным образом связана регулятивная функция интерпретационной практики, которая состоит в том, что совместно с нормативно-правовыми, правоприменительными и иными актами, юридическое толкование способствует более четкому регулированию общественных отношений.

Суть рекомендательной функции интерпретационной практики заключается в том, что, например, кассационная и надзорная судебные инстанции рекомендуют нижестоящим судам, как нужно понимать тот или иной термин (юридическую ситуацию, доказательство, правовой акт и т.п.).

Контрольная функция интерпретационной практики выражается в том, что в процессе толкования выявляются пробелы и иные дефекты в содержании и форме разнообразных правовых актов, Так, при толковании Конституции РФ Конституционный Суд осуществляет функцию контроля за ее соблюдением и обеспечением соответствия Конституции законов и иных нормативных актов субъектов России.

Интерпретационная практика выполняет в определенной степени и компенсационнуюфункцию, устраняя в некоторых случаях противоречия, неясности и иные погрешности в нормативно-правовом и индивидуально-правовом регулировании общественных отношений.

Мировоззренческая (идеологическая) функция интерпретационной практики осуществляется путем информирования граждан и должностных лиц о содержании правовых актов, о возможном и должном поведении, разъяснения целей и задач, принимаемых компетентным органом нормативных и других юридических решений, формирования определенных правовых установок, убеждений, идеалов, ценностных ориентиров и жизненных позиций. В этом плане толкование играет существенную роль в правовом воспитании граждан и должностных лиц, повышении уровня их правосознания и правовой культуры.

Коммуникативная функция заключается в том, что толкование служит важной основой для социального взаимодействия, установления и поддержания контактов (например между субъектами судебной и следственной практики), передачи необходимой информации и сознательного управления людьми.

Любая интерпретационная практика в той или иной степени направлена на предупреждение правонарушений, охрану прав и свобод граждан, укрепление законности и правопорядка. Поэтому в данном контексте можно говорить оправоохранительной функции интерпретационной практики.

Интегративная функция выражена в том, что здесь происходит систематизация знаний, выработанных юридическими и иными науками (философией, лингвистикой, социологией и т.п.).

В качестве самостоятельной можно выделить унифицирующую функцию интерпретационной практики. Особенно значительна ее роль при толковании многоязычных текстов, когда требуется унификация понятий, терминов, предписаний и пр., для обеспечения аутентичности переводов правовых актов, единообразного и правильного их понимания и применения.

Политическая функция юридического толкования заключается в установление политических интересов, выраженных в законах и иных правовых актах.

Таким образом, каждая из рассмотренных нами функций показывает отдельные направления, стороны социально-преобразующей природы интерпретационной практики.

Официальная и неофициальная интерпретация того или иного юридического предписания (явления, процесса и т.п.) может быть выражена как в устной, так и в письменной форме. Когда речь идет об актах толкования, то обычно имеются в виду способы внешнего выражения и закрепления официальной интерпретационной практики.

Указанные акты обладают следующими признаками:

1. Они представляют собой разновидность правовых актов. Поэтому им присущи многие признаки, характерные для любых юридических актов (нормативно-правовых, правоприменительных и т.п.).

2. Акт толкования является результатом интерпретационной деятельности. Он закрепляет праворазъяснительное решение соответствующего компетентного органа.

3. Акт толкования представляет собой внешнюю форму (forma dat esse - форма дает бытие) интерпретационной практики. В данных актах находят отражение все основные элементы как содержания интерпретационной практики (соответствующие действия и операции, средства и способы их осуществления, результаты действий и т.п.), так и ее внутренней процессуальной формы.

4. Указанный акт представляет собой официальный акт-документ (scriptum), для которого характерны специфические структура, содержание, форма, средства, способы и стиль письменного изложения, символы, реквизиты.

5. Это акты строго установленного субъекта интерпретационной практики, который издает их лишь по вопросам, входящим в его непосредственную компетенцию (infra juridictionem - в пределах юрисдикции).

6. Содержание актов толкования составляют общие (нормативные) либо персонально-адресованные и индивидуально-конкретные юридические разъяснения интерпретатора.

7.Интерпретационные акты носят властный, обязательный характер. Обязательность для адресатов актов толкования во многих случаях вытекает из соответствующей компетенции интерпретатора или иерархичности органов, дающих юридическое толкование (например, разъяснения Правительства РФ обязательны для министерств в силу подчиненности последних правительству). Нередко обязательность интерпретационных актов прямо закреплена в законодательстве (например, в ст. 13 федерального конституционного закона № 1 от 28 апреля 1995 г. «Об арбитражных судах в Российской Федерации»).

8.Властность, обязательность актов толкования вытекает также из того, что они должны быть обеспечены разнообразными средствами и способами юридической защиты,

мерами государственного и иного воздействия. Например, неисполнение, ненадлежащее исполнение либо воспрепятствование исполнению решений (актов) Конституционного Суда РФ влечет ответственность, установленную федеральным законом (см. ст. 81 закона «О Конституционном Суде РФ»).

9. Интерпретационные акты относятся к подзаконным правовым актам, призванным способствовать повышению эффективности и качества правотворчества и право- реализации, судебной и следственной, нотариальной и других разновидностей юридической практики. Вместе с нормативно-правовыми, правоприменительными и иными юридическими актами они обеспечивают нормативное (общее) и индивидуально- конкретное регулирование общественных отношений.

10.Существенным признаком акта толкования является его юридическая сила, которая выражает свойства соподчиненности указанных актов и предполагает определенную их сопоставимость и иерархию.