Государственное и профессиональное регулирование бухгалтерского учета. Международные и национальные бухгалтерские стандарты

 

Развитие системы регулирования бухгалтерского учета и отчетности должно быть направлено на построение такой модели, которая учитывала бы интересы всех заинтересованных сторон, обеспечивала снижение издержек и повышение эффективности регулирования. В основе этой модели - разумное сочетание деятельности органов государственной власти и профессионального сообщества (профессиональных общественных объединений и другой заинтересованной общественности).

Распределение функций между органами государственной власти и профессиональным сообществом должно исходить из следующего. Обеспечивая реализацию конституционного права на информацию в сфере предпринимательской деятельности и экономики, бухгалтерский учет и отчетность являются одной из гарантий единого рынка и единства экономического пространства в Российской Федерации.

Регулирование бухгалтерского учета и отчетности должно обеспечивать единство системы бухгалтерского учета и отчетности в Российской Федерации и целенаправленность ее развития, учет интересов широкого круга заинтересованных пользователей, а также принципы преемственности.

К ведению органов государственной власти должны быть отнесены:

1. выработка государственной политики в области бухгалтерского учета, отчетности и аудиторской деятельности;

2. совершенствование правовых основ бухгалтерского учета, отчетности и аудиторской деятельности;

3. установление процедуры одобрения МСФО и введение их в действие на территории Российской Федерации;

4. организация разработки и утверждение российских стандартов и иных нормативных правовых актов в области бухгалтерского учета, отчетности и аудиторской деятельности;

5. государственный контроль соблюдения законодательства в области бухгалтерского учета, отчетности и аудиторской деятельности;

6. мониторинг факторов, определяющих риски стабильности системы бухгалтерского учета и отчетности;

7. взаимодействие с межгосударственными и межправительственными организациями в области бухгалтерского учета, отчетности и аудиторской деятельности.

Таким образом, Министерство Финансов Российской Федерации на сегодняшний день выполняет функции регулятора бухгалтерского учета и отчетности в Российской Федерации

К ведению профессионального сообщества Минфин России относит:

1. представление и защита интересов профессионального сообщества;

2. подготовка предложений по совершенствованию правовых основ бухгалтерского учета,отчетности и аудиторской деятельности;

3. участие в разработке или инициативная разработка проектов российских стандартов и иных нормативных правовых актов в области бухгалтерского учета, отчетности и аудиторской деятельности, а также подготовка разъяснений к ним;

4. профессиональная общественная экспертиза МСФО в процессе одобрения их в Российской Федерации;

5. разработка и распространение методических рекомендаций и информационных материалов (в том числе отраслевого характера) в области бухгалтерского учета, отчетности и аудиторской деятельности;

6. обобщение и распространение передового опыта ведения бухгалтерского учета и подготовки бухгалтерской отчетности;

7. разработка норм профессиональной этики и контроль соблюдения их членами профессионального сообщества;

8. контроль за соблюдением членами профессионального сообщества стандартов бухгалтерского учета, отчетности и аудиторской деятельности;

9. повышение квалификации членов профессионального сообщества;

10. мониторинг факторов, определяющих риски стабильности системы бухгалтерского учета и отчетности;

11. взаимодействие с международными неправительственными организациями в области бухгалтерского учета, отчетности и аудиторской деятельности.

Принимая во внимание общественную значимость стандартов бухгалтерского учета и отчетности, необходимо их широкое признание, основанное, в первую очередь, на доверии к ним и убежденности в их адекватности и качестве. Для признания стандартов необходимо включение в процесс их принятия профессионального сообщества. При этом профессиональное сообщество разрабатывает проекты национальных стандартов и (или) проводит профессиональную общественную экспертизу стандартов. Органы государственной власти организуют разработку национальных стандартов, подготавливают стандарты к утверждению (одобрению) и утверждают (одобряют) их, обеспечивают юридическое оформление, регистрацию и ведение реестра стандартов.

Международные стандарты финансовой отчетности (МСФО) представляют собой свод компромиссных и достаточно общих вариантов ведения учета. МСФО не являются догмой, нормативными документами, регламентирующими конкретные способы ведения бухгалтерского учета и нормы составления отчетности. Они носят лишь рекомендательный характер, т.е. не являются обязательными для принятия. На их основе в национальных учетных системах могут быть разработаны национальные стандарты с более детализированной регламентацией учета определенных объектов.

Использование МСФО необходимо по следующим причинам:

Во-первых, формирование отчетности в соответствии с МСФО является одним из важных шагов, открывающих российским организациям возможность приобщения к международным рынкам капитала.

Во-вторых, международная практика показывает, что отчетность, сформированная согласно МСФО, отличается высокой информативностью и полезностью для пользователей.

Полезность отчетности, составляемой по МСФО, подтверждает тот факт, что уже сегодня основные фондовые биржи мира допускают представление таких отчетов иностранными эмитентами для котировки ценных бумаг. В России, это главным образом, коммерческие банки и организации нефтегазового комплекса.

В-третьих, использование МСФО позволяет значительно сократить время и ресурсы, необходимые для разработки новых национальных правил отчетности.

В России все разрабатываемые положения по бухгалтерскому учету (стандарты) исходят из норм, заложенных в МСФО. Однако переход на международные стандарты осуществляется прежде всего для того, чтобы сделать финансовую отчетность организаций прозрачной, а следовательно, создать условия для привлечения дополнительных средств инвесторов на развитие предпринимательства, в том числе малого и среднего. Вместе с тем концепция реформирования бухгалтерского учета с ориентировкой на МСФО имеет недостаток, заключающийся в том, что если наши организации смогут попасть на американский финансовый рынок свободных капиталов, то они вынуждены будут составлять бухгалтерскую отчетность не только на основе МСФО, но и отдельно по нормам GAAP. Необходимо также разрабатываемые ПБУ приводить к сопоставлению их содержания с параметрами и критериями МСФО. Это позволит говорить о гармонизации и стандартизации российского бухгалтерского учета и отчетности с международными стандартами.

Во исполнение Программы реформирования бухгалтерского учета Минфином России разработаны и приняты следующие нормативные документы по бухгалтерскому учету.

Положение по бухгалтерскому учету «Учетная политика организации» (ПБУ 1/2008) (утв. Приказом Минфина РФ от 11.03.2009 № 22н, ред. от 08.11.2010).

Положение по бухгалтерскому учету «Учет договоров строительного подряда» (ПБУ 2/2008) (утв. приказом Минфина РФ от 24.10.2008 № 116н, ред. от 08.11.2010).

Положение по бухгалтерскому учету «Учет активов и обязательств, стоимость которых выражена в иностранной валюте» (ПБУ 3/2006) (утв. Приказом Минфина РФ от 27.11.2006 № 154 н, ред. от 25.10.2010).

Положение по бухгалтерскому учету «Бухгалтерская отчетность организации» (ПБУ 4/99) (утв. Приказом Минфина РФ от 06.07.1999 № 43н, ред. от 08.11.2010).

Положение по бухгалтерскому учету «Учет материально-производственных запасов» (ПБУ 5/01) (утв. Приказом Минфина РФ от 09.06,1.2001 № 44н, ред. от 25.10.2010).

Положение по бухгалтерскому учету «Учет основных

средств» (ПБУ 6/01) (утв. Приказом Минфина РФ от

30.03.2001 № 26н, ред. от 25.10.2010).

Положение по бухгалтерскому учету «События после отчетной даты» (ПБУ 7/98) (утв. Приказом Минфина РФ от 20.12.2007 № 143н).

Положение по бухгалтерскому учету «Оценочные обязательства, условные обязательства и условные активы» (ПБУ 8/2010) (утв. Приказом Минфина РФ от 13.12.2010 № 167н).

Положение по бухгалтерскому учету «Доходы организации» (ПБУ 9/99) (утв. Приказом Минфина РФ от 06.05.1999 № 32н, ред. от 08.11.2010).

Положение по бухгалтерскому учету «Расходы организации» (ПБУ 10/99) (утв. Приказом Минфина РФ от 06.05.1999 № ЗЗн, ред. от 08.11.2010).

Положение по бухгалтерскому учету «Информация об аффилированных лицах» (ПБУ 11/2008) (утв. Приказом Минфина РФ от 29.04.2008 № 48н).

Положение по бухгалтерскому учету «Информация по сегментам» (ПБУ 12/2010) (утв. Приказом Минфина РФ от 08.11.2010 № 143н).

Положение по бухгалтерскому учету «Учет государственной помощи» (ПБУ 13/2000) (утв. Приказом Минфина РФ от 16.10.2000 № 92н, ред. от 18.09.2006).

Положение по бухгалтерскому учету «Учет нематериальных активов» (ПБУ 14/2007) (утв. Приказом Минфина РФ от 27.12.2007 №153н, ред. от 25.10.2010).

Положение по бухгалтерскому учету «Учет займов и кредитов и затрат по их обслуживанию» (ПБУ 15/2008) (утв. Приказом Минфина РФ от 6.10.2008 № 107н, ред. от 08.11.2010).

Положение по бухгалтерскому учету «Информация о прекращаемой деятельности» (ПБУ 16/02) (утв. Приказом Минфина РФ от 02.07.2002 № 66н, ред. от 08.11.2010).

Положение по бухгалтерскому учету «Учет расходов на научно-исследовательские, опытно-конструкторские и технологические работы» (ПБУ 17/02) (утв. Приказом Минфина РФ от 19.11.2002 № 115н, ред. от 25.10.2010).

Положение по бухгалтерскому учету «Учет расчетов по налогу на прибыль» (ПБУ 18/02) (утв. Приказом Минфина РФ от 19.11.2002 № 114н, ред. от 25.10.2010).

Положение по бухгалтерскому учету «Учет финансовых вложений» (ПБУ 19/02) (утв. Приказом Минфина РФ от 10.10.2002 № 126н, ред. от 08.11.2010).

Положение по бухгалтерскому учету «Информация об участии в совместной деятельности» (ПБУ 20/03) (утв. Приказом Минфина РФ от 24.11.2003 № 105н, в ред. от 18.09.2006).