Возникновение спортивно-игрового направления.

К середине XIX в. в Англии начинает формироваться школьное физическое воспитание, основанное на современной спортивной и игровой деятельности. Своими корнями это направление уходит в педагогическую практику ректора колледжа г. Регби Томаса Арнольда (1795-1842 гг.). Большинство школьников, того времени, были очень плохо развиты физически, к тому же, у молодежи была масса поведенческих морально-этических проблем. Когда Арнольд в 1827 г. принял руководство колледжем, ему пришлось столкнуться с явлениями, характерными для всех английских учебных заведений с интернатом. Свои впечатления он записал в дневнике так: «Колледжи, где формируется завтрашнее поколение, погружены в гущу моральной заразы. Здесь можно встретить: 1) всевозможные преступления и пьянство; 2) систематическую ложь; 3) тиранию старших над более юными; 4) недисциплинированность и непослушание учащихся; 5) пренебрежение школьными правилами; 6) всеобщую леность и уклонение от работы; 7) организованную солидарность на почве нарушения дисциплины… Эту картину необходимо дополнить еще тем, что ученики – завзятые картежники. Моральное падение физически слабого большинства сопровождает изнеженность и телесный упадок… кроме расфуфыривания собственной прически, они ничем больше не интересуются».

Арнольд видел в физическом воспитании не только средство повышения физиологических возможностей, но и воспитание личностных качеств. Он понимал, что может добиться коренной перестройки жизни колледжа только в случае, если своими манерами не будет задевать обычаи учащихся и их чувства, связанные с состязаниями (физическое воспитание будет воспринято позитивно при условии введения игрового метода и всевозможных соревнований). Также он заметил, что лучшие в играх с мячом и др., занимали лидирующие позиции и вне спортивных площадок. Различные команды, как своеобразные микросоциальные единицы, во внутренних отношениях между своими членами держатся тех же правил «честной игры», которые утвердились среди них в процессе соревновательной борьбы. Так сложилось теоретическое обоснование школьного физического воспитания Арнольда, основанного на спортивных и игровых занятиях: совместным воздействием школы, церкви и спорта можно успешно влиять на воспитание положительных личностных качеств. Он ввел наблюдателей за порядком на игровых площадках, состоящих из представителей, официально признанных студентами и пользующихся их уважением. Решение воспитательных задач осуществлялось через занятия такими видами спорта, как крикет, плавание, фехтование, туризм, альпинизм.

Школьное физическое воспитание в спортивном духе колледжа г. Регби, упорядоченные регулярные соревнования молодежи, спортивные команды, организованные на основе самоуправления, стали образцом для подражания по всей Англии. В различных частях Англии были созданы школьные спортклубы в духе Регби.

Распространению спорта в мире во второй половине XIX в. способствовали следующие существенные причины:

1. гимнастические формы занятий физическими упражнениями не могли в полной мере удовлетворить эмоциональные потребности человека, его досуг, развлечения;

2. гимнастика к тому времени уже не могла вобрать в себя и объединить все многообразие физических упражнений (велосипед, плавание, конькобежный и лыжный спорт и т.д.);

3. существенный импульс развитию спортивной направленности дал начавшийся процесс развития международного спортивного движения (первые чемпионаты континентов, мира, олимпийские игры и т.д.).

В ряде стран оформляются контуры современных видов спорта, создаются первые национальные физкультурно-спортивные организации, начинают проводиться национальные соревнования. Возникла необходимость в создании правил, положений соревнований. Все это создало благоприятную почву для зарождения международного спортивного движения.

На пути развития спорта в то время были и объективные трудности: негативное отношение к нему части религиозных деятелей; существовавшие суеверия и предрассудки против развития некоторых видов спорта, в частности велоспорта, позднее мотоспорта; официальные круги многих стран были противниками занятий спортом женщин.

Таким образом, в развитии физического воспитания в мире в XIX в. выделились два направления – гимнастическое и спортивно-игровое.

К середине XIX в. были заложены педагогические, методические и организационные основы буржуазного физического воспитания и спорта. Педагогические взгляды на физическое воспитание во многом формировались под влиянием новых знаний в области биологических наук, так как ведущей теорией второй половины XIX в. являлась теория естественно-научного материализма. Наиболее значимыми ее положениями, существенно повлиявшими на физическое воспитание были:

1. единство человеческого организма и его неразрывная связь с окружающей средой;

2. зависимость форм тела и строения его органов от их функционального состояния;

3. физиологический механизм формирования двигательного навыка.

Старые методы немецкой, шведской, сокольской гимнастики и другие системы уже не отвечали требованиям времени.

 

4. Интеграция гимнастического и спортивно-игрового направлений в физическом воспитании в конце XIX-начале XX вв.

Развитие физического воспитания во второй половине XIX в. шло по пути рационального сближения гимнастического и спортивно-игрового направлений, наметился поиск интегративных форм движений.

Среди новых зарубежных систем следует выделить метод, предложенный венгром Георгом Демени (1850-1917 гг.), и метод «естественной гимнастики», разработанный австрийским педагогом К. Гаульгофером (1885-1941 гг.).

Демени жил и работал во Франции. Он изучил немецкую и шведскую гимнастику и выявил в них несоответствие движений закономерностям анатомии и физиологии, отметив присутствие в немалой степени неестественных и формальных элементов. Он разработал систему требований при выполнении физических упражнений:

1. следует избегать статичных, неестественных положений;

2. скорость движений отдельных звеньев должна быть обратно пропорциональна их массе;

3. движения должны быть естественными и размашистыми (как в китайской оздоровительной гимнастике), а не отрывистыми и угловатыми;

4. движения необходимо выполнять с законченной амплитудой;

5. мышцы-антагонисты (которые не участвуют в выполнении движений) должны быть расслаблены.

Демени рекомендовал при разучивании упражнений переходить от простого - к сложному, от легкого - к трудному, от известного - к неизвестному.

Движения в спорте Демени подразделял на 7 видов: ходьбу, бег, прыжки, лазанья, поднятие и переноску тяжестей, метания, приемы защиты и нападения. Каждый из этих видов имел много разновидностей. Гимнастика предназначалась для девушек, в ней акцент делался на ее эстетической стороне.

Метод «естественной гимнастики», разработанный в начале XX в. австрийским педагогом Карлом Гаульгофером (род.в 1885 г.), основывался на базе научных положений медико-биологических наук, которые к тому времени сделали значительный шаг вперед в объяснении значения физических упражнений. Название произошло от рекомендации проводить занятия физическим воспитанием преимущественно на открытом воздухе, в естественных условиях природы. По своей сути этот метод был призван заменить немецкую гимнастику в школах.

В основу классификации физических упражнений был положен принцип их влияния на развитие определенных физических качеств: равновесия, гибкости, координации, силы и т.д. Были подробно разработаны структура и содержание урока физического воспитания для детей школьного возраста. В этой гимнастике основными были движения из легкой атлетики, борьбы, бокса, плавания, фехтования, туризма, из зимних видов спорта, использовались различные спортивные снаряды.

Гаульгофер являлся видным деятелем народного образования Австрии. С 1919 г. был одним из руководителей физического воспитания школ страны. Совместно с Маргаритой Штрайхер написал ряд работ по физическому воспитанию детей школьного возраста. Из них наиболее известными являются «Основы австрийской школьной гимнастики», «Естественная гимнастика» и др. Созданная Гаульгофером и Штрайхер система школьной гимнастики относится к числу лучших для своего времени. Однако она исходит лишь из биологических особенностей детского организма. Решение педагогических задач в системе значительно слабее. Все упражнения Гаульгофер разделяет на четыре основные группы: 1 – выравнивающие (корригирующие); 2 – формирующие (гигиенические, для осанки и др.); 3 – упражнения в достижениях (спорт, туризм); 4 – упражнения в искусстве движений (танцы и др.).

В «естественной гимнастике» в полной мере представлена интеграция гимнастических методов со спортивным направлением: в нее (хотя она и называется «гимнастикой») входят как многие современные виды спорта, так и собственно упражнения на гимнастических снарядах. Этот метод получил достаточно широкое распространение в школах Европы: физическое воспитание рассматривалось не только как средство физического воздействия на организм ребенка, но и как необходимый компонент умственного и морального воспитания, гигиенического образования.

С конца XIX - начала XX в. начинается процесс формирования на основе гимнастических движений спортивной и художественной гимнастики, т.е. гимнастика сама становится видом спорта. В этот период наблюдалось слияние двух направлений в физической культуре – гимнастического и спортивно-игрового и образование относительно самостоятельных средств физической культуры – гимнастики, спорта и игр.

Интеграция гимнастического и спортивно-игрового направлений была во многом противоречивой. Например, в Европе в это время существовали конкурентные отношения между гимнастикой и легкой атлетикой. Представители этих видов спорта считали их главенствующими по отношению к другим двигательным увлечениям. Однако гимнастика и спорт еще четко не определили границ своих упражнений. Например, программа Олимпийских игр по гимнастике 1900 г. включала прыжок в длину, комбинированный прыжок, прыжок с шестом. Лишь с 1924 г. программа соревнований по гимнастике приобретает современный «гимнастический» вид. К этому времени в мире относительно четко определяются границы основных средств физического воспитания и спорта – гимнастика, спорт, спортивные и подвижные игры и туризм, уточняется перечень видов спорта, относящихся к названным средствам, в том числе спортивная гимнастика.

По примеру Англии и США другие развитые страны стали признавать, что современный спорт – это не только игра и развлечение, но и деятельность, полезная для воспитания человека. Росло число работ, где врачи подчеркивали положительное влияние спорта на здоровье, военные видели в спортивной подготовке ключ к улучшению военно-физических кондиций человека. Необычайные природные условия в местах, где велись колониальные войны, показали острую необходимость в навыках альпинизма, туризма, ориентирования и т.д. педагоги доказывали, что подвижные игры являются незаменимым средством развития детей. Таким образом, к началу XX в. мировое сообщество признало необходимость занятий физической культурой и спортом.

a. Создание профессионально – прикладной физической культуры и «спортивно-рекреационного» направления.

В 1920-е гг. в мире возникает новое направление в физической культуре – профессионально-прикладная физическая подготовка. Физиологами было выявлено, что физические упражнения, перерывы, включенные в трудовой процесс, повышают работоспособность, способствуют более быстрому восстановлению, создают положительный эмоциональный фон. Под влиянием этих данных уже в 1920-е гг. во многих развитых странах стали настаивать на введении производственной гимнастики. Отдельные наиболее крупные предприятия ввели у себя даже должность инструкторов физической культуры. Но пока это были единичные случаи. Проблема внедрения производственной гимнастики еще долго оставалась нерешенной, т.к. против нее было не только руководство, но и сами рабочие. Они считали, что зарядка направлена на интенсификацию труда, а не на улучшение их здоровья. Тем не менее, в Германии, где четко наметилась тенденция к государственному, а затем (с приходом Гитлера) тоталитарному управлению физическим воспитанием и спортом, в 1920 г. водятся «паузентурнен».

С начала 30-х гг. XX в. в физическом воспитании англосаксонских государств усиленно стало распространятся спортивно-рекреационное направление (рекреация - восстановление). Спорт рассматривался во многом как средство отдыха, восстановления сил человека после трудовой деятельности. В то же время поражения англосаксонских спортсменов на международных соревнованиях объяснялись «неверными» системами физического воспитания, основанными на гимнастическом направлении. Значительное влияние на усиление спортивно-игрового направления молодежи оказал мировой экономический кризис 1929-1931 гг., когда центральными проблемами становятся свободное время трудящихся и безработица.

В 1931 г. выходит в США книга Д.Б. Нэша «Воспитание характера в физическом воспитании», которая сыграла известную роль в пропаганде спортивно-рекреационного направления. Нэш говорил, что целью реформы школьного физического воспитания не должен быть возврат к шведской гимнастике, которая направлена только на развитие мышц детей. Он утверждал, что мотивацией для систематических занятий физическими упражнениям является объективно существующий личный интерес к наиболее подходящему виду спорта. Дети уже в школьном возрасте могли проявить себя на базе этой спортивной специализации. Данное направление получило широкое распространение в элитных школах США, Англии, Австралии, Канады, Японии.

В начале 1930-х гг. ряд исследователей выявили, что не все движения из спорта могут быть включены в производственную гимнастику, но в процессе занятий спортом формируются необходимые для трудовой деятельности качества. Это дало существенный толчок к расширению создания рекреационных территориальных и заводских физкультурно-спортивных организаций, которые в развитых капиталистических странах начали образовываться еще в конце XIX в.

Предприниматели и государственные деятель пришли к выводу, что выгоднее вкладывать деньги в охрану здоровья квалифицированных рабочих, чем этого не делать.

В последние годы XIX - начале XX в. предпринимаются многочисленные попытки поиска таких внешкольных форм воспитания молодежи, которые обеспечивали бы ее хорошую военно-физическую подготовку. Однако лишь в Англии удалось создать систему, которая позволила охватить широкие слои молодежи – бойскаутское движение.