Возникновение и состояние современного спорта

Рис. 1.1. Схема соотношений общей теории спорта, частнопредметных теоретико-методических дисциплин по видам спорта и смежных отраслей гуманитарного и естественнонаучного знания

Основные разделы теории спорта.

Непосредственное превращение теории спортивной тренировки в «Общую теорию спорта» как научно-образовательную дисциплину, системно-интегративно отображающую весь спорт, в «общем виде» произошло к исходу 70-х годов. Ведущую роль в этом сыграли специалисты кафедры теории и методики ФВ ГЦОЛИФКа (ныне Российский государственный университет физической культуры) и ВНИИФКа (ныне Всероссийский НИИФК). Особая заслуга в разработке теоретической конструкции данной дисциплины принадлежит проф. Матвееву Л.П. (в 1980 г. под его редакцией выходит учебная программа для институтов «Теория спорта»), а также проф. Платонову В.Н., под редакцией которого в 1987 г. в физкультурном образовании появился учебник для институтов «Теория спорта».

Наиболее крупными разделами «Теории спорта» являются:

I. Общая концептуальная характеристика феномена спорта, интегративно отображающая структурно-функциональные свойства, объективно присущие ему, его истоки, общие закономерности функционирования и тенденции развития в обществе.

II. Теория собственно состязательной деятельности спортсмена и системы спортивных соревнований.

III. Теория подготовки спортсмена как управляемый долговременный процесс, который развертывается в виде спортивной тренировки и системного использования других факторов увеличения и оптимизации достиженческих возможностей спортсменов.

Естественно, что за сравнительно небольшое время с начала становления общей теории спорта, она сформировалась далеко не в полной мере (Матвеев Л.П. (1998); Пилоян Р.А. (2004)). В то же время широта междисциплинарных связей теории спорта во многом способствовала и способствует ускоренному созреванию ее концептуального содержания. В ее опорных пунктах конструктивно используются базисные положения теории антропогенеза, направленного регулирования развития индивида, культурологических, социологических, педагогических, антропофизиологических, психологических и других теорий (в том числе комплексно человеческих, в частности физиолого-психологических и психопедагогических), отображающих со своей стороны те общие закономерности объективного и субъективного мира, какие действуют, в частности, и в сфере спорта. Отсюда вовсе не следует, что теория спорта – придаток смежных и более общих дисциплин или что ее специфическое содержание выводится главным образом из них. В качестве относительно самостоятельной дисциплины она имеет своим основным фактологическим источником познание самих реальностей спорта, ни к чему иному не сводимых его специфических свойств и закономерностей, причем отображает их и целостно, и в конкретно-предметном выражении, рисунок 1.1.

 

       
 
   
 

 

 


                 
   
 
   
 
   
Психология и психопедагогика спорта
   
частная теория и методика спорта (теория и методика видов спорта)
 
 
   
Метрологические аспекты теории спорта (Спортивная метрология)
 
 

 


 

 

Спорт возник на заре нашей цивилизации. Элементарные формы спорта в виде состязательных упражнений существовали уже в первобытном обществе.

В рабовладельческом обществе максимального развития спорт достиг в Древней Греции. Об этом свидетельствуют следующие факты.

1.Именно в Древней Греции возникли и получили большую популярность спортивные состязания и спортивные игры. Спортивных игр тогда было много – немейские, пифийские, истмийские, дельфийские, но самыми популярными были Олимпийские игры, которые превратились в явление общекультурного масштаба. Впервые они собрали спортсменов и зрителей в VIII веке до нашей эры – в 776 году и просуществовали почти 1200 лет – до 394 года нашей эры, когда римский император Феодосии запретил их, назвав языческими.

2.Знакомство с элементами спорта у граждан Древней Греции начиналось с самого детства. В гимназиях и палестрах они обучались не только грамоте, поэзии, музыке и рисованию, но и занимались физическими упражнениями, участвовали в гимнастических состязаниях. Соревновательность – главный принцип общественной жизни Древней Греции. Для греков целью агонального (состязательного) воспитания было благо государственного общества. Каждый афинянин должен был настолько развить соревнованием свое «Я», чтобы он мог приносить обществу наибольшую пользу и наименьший вред. Идеалом, к которому стремилась вся система воспитания, была «калогатия» — соединение в одном лице нравственного и физического совершенства.

3. В этот период начинают разрабатываться принципы и методы спортивной подготовки. Античные греки понимали, что чем труднее условия тренировки, тем сильнее, быстрее и выносливее станет спортсмен. Согласно историческим и археологическим данным уже тогда бегуны тренировались на дорожках, покрытых толстым слоем песка. Боксеры включали в свои тренировки упражнения с подвешенным мешком («грушей»), набитым песком; боксировали с тенью.

Однако затем вся спортивная культура, которую греки создавали и развивали много веков, была забыта. Произошло нечто необъяснимое — человек потерял спорт в том виде, в котором он существовал в структуре античной культуры. Сохранились только народные праздники, в которых игры с элементами спортивных соревнований были как бы деталью, дополнением к празднику, как, впрочем, и турниры средневековых рыцарей. Из спорта исчез элемент состязаний, спорт стал приятным досугом, забавой, удовольствием и развлечением.

До конца XVIII века спорт рассматривался главным образом как времяпровождение, развлечение. Спорт в современном его понимании получил распространение во всем мире только в течение XIX и первых двух десятилетий XX вв. Закономерно возникает вопрос: что имеют в виду, когда говорят — «спорт в современном его понимании»? Это прежде всего:

1.Появление спортивных клубов, организаций, союзов, обществ, которые бы правляли спортивным движением. К примеру, в 1867 г. в Лондоне впервые был основан атлетический клуб.

2.Возникновение международных федераций по видам спорта. В 1881 г. была образована Международная федерация гимнастики (ФИЖ), в 1892 г. — Международная федерация гребли (ФИСА), в 1908 г. — Международная любительская федерация плавания (ФИНА).

3.Унификация правил проведения соревнований, размеров спортивных площадок, спортивного оборудования, инвентаря и техники движений. Например, в этот период в боксе получили распространение и официальное признание специальные мягкие кожаные перчатки и обнесенный канатами ринг. В 1882 г. были изменены «лондонские правила» — запретили «подножку» и удары головой, была также определена продолжительность раундов. Легкоатлеты стали проводить соревнования на гаревой дорожке.

4.Разработка методики тренировки, появление квалифицированных тренеров. Известно, что до конца XIX в. во всех странах тренеры что-то значили только в конном спорте, в других видах спорта не было квалифицированных специалистов.

5.Возникновение системы мировых соревнований — неофициальных и официальных чемпионатов мира и Европы. С 1877 г. Уимблдонское первенство Англии по теннису становится международным, в 1896 г. состоялись первые Олимпийские игры в Афинах, в 1899 г. стали проводить первенство Европы по плаванию.

6.Стремление выявить и сравнить уровень способностей людей в различных видах спортивной деятельности и зафиксировать лучшие спортивные достижения в мире, Европе, стране, т.е. возникновение рекордного направления в спорте. В 1897 г. зарегистрирован мировой рекорд в беге на 100 м, в 1908 г. — первые официальные мировые рекорды в плавании.

В настоящее время спорт занял такое место в жизни общества, которое он не занимал никогда в истории человечества.

Развитие спорта во всем мире привело к возникновению и распространению множества отдельных видов спорта, которых насчитывается в настоящее время более 200. Каждый из них характеризуется своим предметом состязания, особым составом действий, способами ведения спортивной борьбы и правилами соревнований. Наиболее распространенные виды спорта включены в программу зимних и летних Олимпийских игр.

Все виды спорта, получившие широкое распространение в мире, можно классифицировать по особенностям предмета состязаний и характеру двигательной активности:

1-я группа – виды спорта, для которых характерна активная двигательная деятельность спортсменов с предельным проявлением физических и психических качеств. Спортивные достижения в этих видах спорта зависят от собственных двигательных возможностей спортсмена. К данной группе относится большинство видов спорта;

2-я группа – виды спорта, операционную основу которых составляют действия по управлению специальными техническими средствами передвижения (автомобиль, мотоцикл, яхта, самолет и др.). Спортивный результат в этих видах во многом обусловлен умением эффективно управлять техническим средством и качеством его изготовления;

3-я группа – виды спорта, двигательная активность в которых жестко лимитирована условиями поражения цели из специального оружия (стрельба, дартс);

4-я группа – виды спорта, в которых сопоставляются результаты модельно – конструкторской деятельности спортсмена (авиамодели, автомодели и др.);

5-я группа – перемещение на местности: туризм (пеший, водный, конный, велосипедный, лыжный), альпинизм, скалолазание, охота на лис.

6-я группа – виды спорта, основное содержание которых определяется на соревнованиях характером абстрактно-логического обыгрывания соперника (шахматы, шашки, бридж и др.);

7-я группа – многоборья, составленные из спортивных дисциплин, входящих в различные группы видов спорта (триатлон, спортивное ориентирование, биатлон, морское многоборье, служебные многоборья и др.);

8-я группа – совместно с животными: конный спорт, служебное собаководство, гонки на собачьих и оленьих упряжках;

9-я группа – экстремальные виды спорта: на велосипеде, мотоцикле, автомобиле, лыжах;

10-я группа – артистические виды спорта: балет, танцы, цирковые номера.

Классификация по характеристике соревновательных нагрузок:

1.Циклические виды спорта – ходьба, бег, плавание, гребля.

2.Ациклические виды спорта – прыжки, метание, единоборства.

3.С предельной двигательной активностью (атлетические) – беговые, плавание, тяжелая атлетика, гребля, велосипедный спорт.

4.С низкой физической активностью – конный спорт, спортивное моделирование, автомобильный спорт.

5.С отсутствием двигательной активности – шахматы, шашки, бридж.

Другие классификации:

1.Зимние виды спорта – лыжный, конькобежный, санный…

2.Летние виды спорта – легкая и тяжелая атлетика, плавание…

4. Виды спорта и спортивные дисциплины

Легкая атлетика — дисциплины: гладкий бег на короткие дистанции — 60, 100, 200, 400 м; средние дистанции — 800, 1 500 м; длинные дистанции — 3 000, 5 000, 10 000 м; сверхдлинные дистанции 15 и 20 км; марафон — 42 км 195 м; сверхмарафон от 100 км и более; кросс 3, 5 км; бег с препятствиями на 3 000 м; прыжки в высоту и длину с разбега; тройной прыжок с разбега; прыжки в высоту с шестом; толкание ядра; метание диска, копья, молота; барьерный бег на 110, 200 и 400 м; женское многоборье (семиборье — бег на 100 м с барьерами, бег на 200 и 800 м, прыжки в высоту и длину, толкание ядра, метание копья); мужское многоборье (десятиборье — бег на 100 и 400 м, 110 м с барьерами, на 1500 м, прыжки в длину и высоту, прыжки с шестом, толкание ядра, метание диска и копья); спортивная ходьба на 5, 10, 20 и 50 км.

Тяжелая атлетика — дисциплины: штанга — движения: толчок, жим стоя и лежа, рывок, тяга; силовое многоборье (жим лежа, тяга, приседание); гиревой спорт; фитнес (культуризм, бодибилдинг), силовой экстрим.

Водные виды спорта — дисциплины: плавание на 50, 100, 200, 400, 1500 м (стилями: вольным (кроль на груди), кроль на спине, брасс, баттерфляй (разновидность «дельфин»); синхронное плавание; прикладные стили; прыжки с трамплина и вышки; водное поло*; ныряние в ластах и без; гребля на байдарках и каноэ; парусный спорт; подводное ориентирование; народная

Лыжный спорт — дисциплины: гонки и эстафеты классическим или вольным стилем (ходом) на дистанции от 1 до 50 км; биатлон (гонки со стрельбой); лыжное двоеборье (прыжки с трамплина и гонки); горное двоеборье (скоростной спуск и слалом); горное троеборье (слалом, гигантский слалом и скоростной спуск); прыжки с трамплина; фристайл (акробатический спуск); скоростной спуск; слалом; слалом-гигант; сноуборд (спуск и акробатика); лыжный туризм*.

Конькобежный спорт — дисциплины: бег на дистанции от 500 до 5000 м; спортивные танцы на льду (одиночные и парные); синхронное катание на коньках, фигурное катание (одиночное и парное); керлинг; санный спорт; бобслей, хоккей* с шайбой и мячом, шорт-трек.

Гимнастика — дисциплины: спортивная (на спортивных снарядах — кольца, конь, бревно, перекладина, брусья параллельные, брусья разновысокие, вольные упражнения, опорный прыжок) и художественная гимнастика (вольные упражнения, с обручем, с лентой, булавами, мячом); акробатика; ритмическая гимнастика (шейпинг, спортивная аэробика, стретч, хип-хоп аэробика, калланетика и др.).

Единоборства — дисциплины (виды): классическая (греко-римская), вольная (американская); самбо; дзюдо; джиу-джидцу; айкидо; ушу (кун-фу); сумо; таэквондо; бокс (английский, классический); тайский бокс; карате, армрестлинг и др.

Спортивные и бальные танцы — дисциплины: спортивные танцы; бальные танцы (латиноамериканские, европейские).

Спортивные игры — дисциплины: футбол (классический и американский), баскетбол, волейбол (классический и пляжный), хоккей* (с шайбой, с мячом, на траве), водное поло*, теннис (большой и настольный), бадминтон, гандбол, городки, лапта, кегли, бейсбол, софтбол, гольф, мотобол*, бильярд, регби, керлинг* и др.

Интеллектуальные виды спорта — дисциплины: шахматы, шашки, карточные игры, компьютерные игры, домино и др.

Перемещения на местности — дисциплины: туризм (пеший, водный, лыжный, велосипедный, автомобильный); альпинизм и скалолазание; летнее и зимнее ориентирование; «охота на лис»; кросс*; подводное ориентирование* и др.

Конный спорт — дисциплины: скачки и кроссы, выездка, преодоление препятствий, троеборье, пробеги, джигитовки, вольтижировка, конные игры (поло, пушбол, джимхана и др.), конная охота.

Велосипедный спорт — дисциплины: шоссейные гонки, гонки за лидером, гонка на тендеме, велокросс, трек (спринтерская гонка), гит с места и с хода, гонки преследования, парные, многоборье, велобол, фигурная езда, преодоление препятствий, велотур и многодневная гонка, велотуризм*.

Стрелковый спорт — дисциплины: стрельба из лука, арбалета, стрельба (пулевая) — из ружья, винтовки, пистолета, метание дротика, стрелково-охотничий спорт (стендовая, в круге, дуплетом и др.), биатлон*.

Фехтование спортивное — дисциплины: на рапире, шпаге, сабле, карабине, национальное, сценическое.

Модельное конструирование — дисциплины: судомодельный, автомодельный, авиамодельный, ракетомодельный, железнодорожное моделирование.

Технические виды спорта — дисциплины: мотоциклетный спорт (мотогонки, мотокросс, спидвей, мотобол); автомобильный спорт (автогонки (формулы один, два, три), автокросс (на багги), автопробеги); воздухоплавательный спорт (самолетный и планерный, парашютный и на воздушных шарах, дельтапланы и авиадельтопланы); водно-моторный спорт; парусный, спорт; мотосанный спорт; вертолетный спорт.

Прикладные виды спорта — дисциплины: пожарно – прикладной спорт; военно – спортивный спорт; горноспасательный спорт; спортивное рыболовство (надводное и подводное); служебное собаководство; поло на слонах; бега на верблюдах и страусах; гонки на собачьих упряжках и оленях.

Спортивные многоборья — дисциплины: легкоатлетические многоборья* (женское и мужское); современное пятиборье (скачки, сабля, стрельба, плавание, кросс); триатлон (плавание, шоссейные гонки, марафон); гимнастическое многоборье*; лыжное двоеборье* (прыжки и гонки); горные многоборья и др.

Примечание * — дисциплины, которые принадлежат одновременно к нескольким видам спорта.