Карта стран-участниц ФСЭГ


1.10 ГОСУДАРСТВЕННОЕ РЕГУЛИРОВАНИЕ

НЕФТЯНОГО СЕКТОРА

 

Во 2-й половине XX века правительства многих стран контролировали нефтяную промышленность путем регулирования цен, установления торговых барьеров при экспорте и импорте нефти (лицензии на импорт, лицензии на экспорт, импортные квоты, торговые субсидии, добровольные экспортные ограничения, эмбарго).

 

С середины 80-х годов значительно снизилось прямое вмешательство государства в регулирование нефтяной отрасли: отменен контроль за ценами на нефть во многих промышленно развитых странах, устранены торговые барьеры при экспорте и импорте нефти.

 

Но все же остается ряд направлений, где регулирующая роль государства будет возрастать. Важным элементом государственного регулирования отраслей топливно-энергетического комплекса, в т.ч. нефтяной отрасли является государственный протекционизм, который выражается в таких направлениях, как:

• контроль освоения национальных энергоресурсов с целью их охраны и рационального использования. При этом может применяться система лицензирования, предусматриваются льготы для национальных компаний в предоставлении лицензий на освоение нефтяных ресурсов, проводится отбор иностранных инвесторов, вкладывающих средства в производство нефтегазового оборудования в принимающей стране, либо участвующих в более широких программах ее экономического развития;

• защита своих интересов методами прямого регулирования объемов производства, охраны недр, поддержания желательного уровня цен;

• стимулирование собственных производителей энергетических машин и оборудования, защита от иностранных конкурентов;

• использование гибкого налогового законодательства, обеспечивающего оптимальный режим деятельности нефтяной отрасли.

 

В зависимости от национальных, экономических, геополитических соображений политика отдельных стран в недропользовании бывает различной. Можно принять следующую классификацию стран по принципу выбора политики использования недр:

развитые страны с минимальным уровнем государственного регулирования, приветствующие иностранные инвестиции в нефтегазовые отрасли и не делающие заметных различий между отечественными и иностранными компаниями (Великобритания, США, Канада, Австралия, Аргентина);

развитые страны с заметным уровнем государственного регулирования (Франция, Германия, Норвегия, Япония, Италия). Условия лицензирования в этих странах более жесткие, чем в странах первой группы;

богатые страны ОПЕК (Саудовская Аравия, ОАЭ, Кувейт, Ливия, Катар, Иран, Оман). Эти страны имеют крупные государственные нефтяные компании, которые выступают в роли собственника углеводородных ресурсов. Ни одна международная нефтяная компания не имеет права собственности на вновь открытых месторождениях, им предоставляется возможность быть подрядчиком;

менее богатые страны ОПЕК (Алжир, Венесуэла, Нигерия, Индонезия); в них условия предоставления прав на недропользование менее жесткие;

азиатские «тигры» (Китай, Япония, Малайзия и др.); эти страны имеют крупные государственные нефтяные компании, частично приватизированные.

 

Во взаимоотношениях государства и частного бизнеса в области освоения природных ресурсов принята следующая практика:

Принимающая страна выдает соответствующую контрактную форму соглашений с инвестором. Наиболее распространенными формами соглашений являются:

1) лицензии,

2) концессии,

3) соглашения о разделе продукции (СРП).

 

При режиме лицензий и концессий принимающая страна получает доходы в денежной форме через налоги, взимаемые в национальной валюте.

 

При режиме СРП она может получать доходы в форме продукции (нефти), что позволяет минимизировать валютные риски. Это представляет определенные преимущества в случае, если валюта принимающей страны не является свободно конвертируемой. По этой причине развивающиеся страны, а также страны с переходной экономикой предпочитают СРП, тогда как концессии и лицензии наиболее распространены в государствах с развитой экономико-правовой системой.